В современном музыкальном образовании с внедрением Федеральных государственных стандартов нового поколения особое значение приобретают инновационные технологии фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся — электронное портфолио.
Термин «портфолио» известен с 80-х гг. XX века. Такая идея возникла в Соединённых Штатах Америки и получила широкое распространение в европейских странах, а также в Японии. В Российской педагогике о «портфолио» заговорили позднее.
Традиционное портфолио (папка, портфель с документами) представляет собой тщательно подобранную коллекцию работ, а также наиболее значимых результатов, целью которой является демонстрация личных достижений учащегося. Как правило, большинством исследователей выделяются три основных типа портфолио: «портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений (результаты творческих конкурсов, олимпиад и др.); портфолио работ — собрание различных творческих, проектных или научно-исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности (текстовые описания работ, пояснительные записки, графическая визуализация проектов); портфолио отзывов — оценка достижений обучающегося, проделанный анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности (отзывы, резюме, характеристики)» [4].
Электронный портфель (также известный как eportfolio, цифровой портфель или онлайновый портфель) является набором электронных доказательств, собранных и управляемых пользователем, обычно в сети. Такое электронное доказательство может включать входные тексты, электронные файлы, изображения, мультимедиа, записи в блоге и гиперссылки. Можно рассматривать электронное портфолио как тип изучения записей, которые представляют фактические свидетельства достижений пользователя.
В образовании электронный портфель — это набор учебных и/или научно-исследовательских (творческих) работ студента, который может усовершенствовать изучение, обеспечив организованность обучающегося, архивацию и визуализацию результатов на электронном носителе. Электронный формат позволяет преподавателю оценивать студенческие портфели через Интернет, CD-ROM, DVD или zip-диск. Студенческий электронный портфель в дальнейшем может использоваться возможными работодателями.
Электронные портфели стали популярной альтернативой бумажным портфелям, потому что они обеспечивают возможность рассмотреть, передать и дать обратную связь асинхронным способом. Кроме того, студенты могут самостоятельно размышлять над своей работой, которая придаёт большую значимость создания электронного портфеля.
Электронное портфолио — есть электронный эквивалент бумажных документов, представленный файлами на магнитном носителе. Альтернативой электронного портфолио может стать индивидуальный сайт пользователя. Так, например, педагогами дополнительного образования часто используется личный сайт, содержащий в себе всю информацию о педагоге для проведения аттестации на квалификационные категории, объявлению ему поощрений и представлению к различным наградам и премиям, участию в конкурсах для получения грантов (Республиканский грант на поощрение лучших работников дополнительного образования РТ) и др.
Механизмы формирования электронного портфолио в высшем образовании должны соответствовать уровню оснащённости техническими средствами вуза, уровню подготовленности студентов в области информационно-коммуникационных технологий и должны проектироваться в соответствии с ожидаемыми результатами. Создание Э-портфолио способствует критическому мышлению и поддерживает разработку технологических навыков грамотности. Обучающиеся вынуждены размышлять над тем, что они изучили и как они планируют улучшить своё будущее.
Студенческие электронные портфели всё больше и больше используются в различных дисциплинах, таких как математика, бизнес, архитектура и др. Многие университеты и школы в настоящее время работают над тем, чтобы студенты получали мультимедийную практику и опыт работы с электронными портфелями в меру своих возможностей.
В компетентностной подготовке бакалавров направления «Музыкальное искусство эстрады» (профиль «Эстрадно-джазовое пение») многофункциональным инструментом оптимизации процесса является метод электронного портфолио.
В соответствии с ФГОС ВО по направлению «Музыкальное искусство эстрады» «информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» [3, с.17]. Э-портфолио — эффективная возможность представления проделанной работы к заочной оценке личных достижений студента.
Как правило, электронное портфолио музыканта выполняет ряд функций: диагностическая — фиксирует рост и изменения за период обучения, целеполагания — поддерживает образовательные цели, мотивационная — поощряет результаты и достижения студента, содержательная — раскрывает полный спектр выполняемых работ, развивающая — обеспечивает непрерывность образовательного процесса от года к году, рейтинговая — представляет диапазон навыков и умений.
Метод Э-портфолио в музыкальном образовании помогает решать важные педагогические задачи (поддержка и стимулирование учебной мотивации студентов; поощрение активности, самостоятельности, расширение возможностей самообучения; формирование умений планирования учебной деятельности; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности и др.) и является современной эффективной формой оценивания.
Э-портфолио может использоваться для презентаций личного опыта пользователя. Это может усилить глубину и широту взаимосвязей между другими учреждениями (в случае перевода из одного учреждения в другое); внутри самого заведения (может использоваться научными сотрудниками по всему циклу дисциплин образовательной программы); между образовательной организацией и заказчиками (работодателями, при приёме на работу), тем самым обеспечит эффективное средство для укрепления общей образовательной деятельности и приверженности своей миссии.
Э-портфолио бакалавра направления подготовки «Музыкальное искусство эстрады» включает в себя электронные копии дипломов различных конкурсов-фестивалей, сертификаты, благодарственные письма, рецензии и отзывы по практикам и научным работам студента, афиши концертных выступлений, результаты спортивных достижений, аудио и видео-файлы концертных выступлений, а также информационный листок, в котором содержатся обязательные данные (ФИО студента, дата рождения, информация по учебной, научной, культурно-творческой и общественной деятельности, опыт работы и др.). Данный информационный портфель «даст» будущему работодателю развёрнутую характеристику потенциального сотрудника и практическую оценку его мастерства по соответствующей отрасли.
Основная профессиональная образовательная программа «Музыкальное искусство эстрады» ориентированная на научно-исследовательский и педагогический виды деятельности (академический бакалавриат) формирует у обучающихся особые профессиональные компетенции, включаемые в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата, таких как: способность применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации использования информации (ПК-30); способность планировать образовательный процесс, осуществлять методическую работу … (ПК-27) и др. Анализируя ориентированность образовательной программы, прихожу к выводу, что применение метода электронного портфолио, позволит в полной мере сформировать способность планировать и применять методы поиска, отбора и систематизации информации в электронной образовательной среде.
Таким образом, в современной образовательной среде метод Э-портфолио по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» рассматривается как наиболее функциональный способ оценки творческой, учебной и научно-исследовательской деятельности студента, который повышает его компетентностный рост, активизирует мотивацию и оптимизирует способности самостоятельного планирования деятельности студента, что в целом благоприятно влияет на весь образовательный процесс.
Литература:
- Новикова Т. Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. — 2006. — № 2. — с.48–56.
- Фатеева И. А., Канатникова Т. Н. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом // Молодой учёный. — 2012. — № 12. — с.526–528.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» (уровень бакалавриата) № 1009 от 11.08.2016г.
- Явгильдина З. М., Мишина А. В. Метод портфолио в процессе компетентностной подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование», профиля «Изобразительное искусство» // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия» (Казань, 6–7 декабря 2012г.) / Отв.ред.З. М. Явгильдина, Д. Ф. Хайрутдинова. — Казань: Изд-во «Отечество», 2013. — с.280–286.