Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (161) июль 2017 г.

Дата публикации: 09.07.2017

Статья просмотрена: 8102 раза

Библиографическое описание:

Лагоша, Г. Е. Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста / Г. Е. Лагоша, Г. В. Хощенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45072/ (дата обращения: 19.12.2024).



Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В педагогическом процессе игра используется как наиболее эффективное средство для решения многих воспитательно-образовательных проблем. В игре протекает процесс развития и коррекции познавательных способностей, личностных качеств, пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а форма развития свободного проявления личности. Игра — это вид деятельности управляющий развитием, в котором формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. [1, с.22]

Также игру мы можем рассматривать как основную форму самоутверждения и жизни дошкольников. В своих работах А. П. Усова подчеркивала важнейшую функцию игры, указывала на то, что игры дают возможность организовать не только определенный момент жизни, но и воспитывать самостоятельность, активизируют пассивных, дают возможность выступать в роли лидера, ведущего. Ребенок в игре получает определенный опыт, возможность применять его в своей деятельности, получает некоторые знания и умения, может выбирать тему игры и развертывать сюжет по данной теме, может выбирать партнеров, которым импонирует, по своему типу и темпераменту, тех, с кем ему приятно общаться.

Неоднократно приходилось наблюдать, как ребенок искренне воспринимает игру, как живет в игре, как плачет и не выходит из игры. Однако, для того, чтобы ребенок смог увлеченно и самостоятельно играть, ему надо помочь научиться играть, научиться воображать и фантазировать, манипулировать с игрушками, с предметами — заменителями. Как отмечал А. В. Запорожец ребенку младшего дошкольного возраста нужно помочь научиться некоторым способам игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты, научить подчиняться и соблюдать правилам выбранной игры. Если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы все условия (игрушки, материалы, предметы — заменители, с помощью которых дети могут реализовать эту потребность), то процесс игры становится осмысленным и интересным.

Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации детей младшего школьного возраста к условиям детского сада, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста перед педагогами стоят определенные задачи:

а) Снимать эмоциональное и мышечное напряжение, учить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональное состояние других;

б) Формировать навыки конструктивного общения с взрослыми и сверстниками, обучить способам успешного социального взаимодействия;

в) Корректировать личностные особенности с помощью стимуляции умственного, эмоционального и психомоторного развития ребенка в их единстве.

Эти задачи решаются через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника. Малышей необходимо вовлекать в игры, способствовать развитию сюжетов игр, которые отображают окружающую действительность и жизнь ребенка. В играх отображается то, что малыш знает, что ему дорого, развивается умение фантазировать и говорить. Дети учатся в соответствии с выбранной ролью, придумывать несложный сюжет, сооружать несложные постройки, самостоятельно подбирать игрушки по теме игры. [3, с.36]

В работе с детьми трех лет необходимо:

‒ одушевлять игровой персонаж, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре;

‒ использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению;

‒ осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и т. п.

В режиме дня дошкольника не так много времени для самостоятельной игровой деятельности, но дети играют постоянно, проигрывают все виды деятельности, проводимые в течение дня, как в детском саду, так и дома. Вначале с малышами используются уже известные сюжеты, например «понарошку» принести чай, пробуя на вкус «чай» предлагается его «остудить» будто он горячий, потом оказывается, что чай не сладкий — надо положить в чашку сахар… так завязывается сюжет с уже знакомыми действиями, которые ребенок с удовольствием неоднократно повторяет. С удовольствием проигрываются сюжеты с куклой — купание, одевание, поить чаем, заболела кукла, в последствие объединяются несколько сюжетов вместе, развивается ход игры, в котором педагог советует, направляет и подсказывает. Вначале во всех играх педагог принимает самое активное участие, постепенно передает ведущую роль детям, способствует воспитанию самостоятельности, умению самостоятельно строить сюжет и развивать его.

Педагог оказывает активное влияние на выбор темы игры различными способами, это может быть подбор определенных игрушек — совместно расставленная посуда по назначению (столовая, чайная), по цветовой гамме, по размеру, кукла с легко одевающейся и снимающейся одеждой может вызвать желание играть в «семью»; наличие различных видов строительного материала и фигурок животных может подтолкнуть к развитию сюжета построения загонов для животных, а если добавить различные машинки, то можно будет строить гаражи и т. д. Включить ребенка в игру, организованную взрослым значительно легче, чем научить его самостоятельно выбирать определенную тему и развивать сюжет. Путь формирования детской игры не должен лежать через назидание и подавление детской инициативы, игру нельзя заменять «действием по инструкции».

Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.

Фрадкина Ф. И. говорила: «Игре надо учить особенно в самом раннем детстве, — об этом следует заявить достаточно смело. Но учить можно по — разному. Нельзя построить эталон — образец, который получится в итоге развития сюжета, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то это не будет игрой — игра превратится в занятие». Детям-дошкольникам требуется время для «вхождения» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в противном случае это приводит к утомлению и взрывной ситуации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельности, и что немаловажно, от результата своей деятельности. А. П. Усова писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны…»

Чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным, рекомендуется играть с малышом буквально с момента рождения привлекая его внимание к окружающим предметам, учить его производить элементарные игровые действия «где ушки, ручки, глазки, носик, щечки?», путем показа действий с предметами, со временем подсказыванием сюжетов игр, далее ответов на детские вопросы, помощи в рисовании, возведении конструкций из кубиков.

Ушинский К. Д. писал «Игра для ребенка — не игра, а действительность, это универсальное и неотъемлемое право ребенка». У младших дошкольников в развитии детских игр огромную роль играет самостоятельное и организованное наблюдение за трудовой и бытовой деятельностью старших детей и взрослых. Обычно наблюдение строится таким образом, чтобы в центре внимания оказывался тот человек или объект, за котрым ведется наблюдение: в детский сад водитель привез продукты, дворник убирает территорию, медсестра проводит осмотр детей и т. д. Подобные наблюдения помогают перейти от игры с предметом к игре, в которой ребенок выполняет определенную роль. Детям необходимо показывать, как можно использовать в игре полученные знания, переводя на язык игры — выделять и распределять роли, уточнять свои действия согласно выбранной роли, подумать, какие игрушки и предметы нужны для этой игры, предлагается образец составления сюжета игры.

Непосредственная эмоциональность взрослого, доверительное отношение к детям, отношение к игрушкам как к партнерам помогает искренне увлечь ребенка, помогает погрузить детей в атмосферу игры, сосредоточиться на самом процессе игры. Дети должны чувствовать искреннее отношение взрослого к ним, тогда будет возможно не только правильное руководство игрой, но и найден путь к сердцу ребенка. Ни в коем случае нельзя допускать такую формулировку, как «Посмотрите внимательно, как я сейчас поиграю, а потом сами будете играть так же…». Если кто из детей остается совершенно равнодушным к происходящему, его необходимо вовлечь, предложить оказать посильную помощь, «покачать куклу, принести ей чай, проверить, не горячий — ли? Или привезти недостающие кирпичи для строительства гаража или замка.

Даже совсем маленькие дети замечают отношение взрослых и к игрушкам, и к детям, а потом копируют их, копируют жесты, слова, действия. Подражание становится игровым действием и постепенно перерастает в саму игру. Сюжет, заимствованный у воспитателя становится собственным, может расшириться и вырасти из сюжета — образца, могут добавиться другие игрушки, действия из личных отношений и опыта. Чем шире круг общения со старшими детьми и взрослыми, чем больше информации получает ребенок из внешнего мира, из окружающей его жизни тем насыщеннее игры ребенка, тем шире его активный словарь. В процессе самой игры можно уточнять и расширять полученные знания, усложнять содержание игры, развивать воображение, мышление, обогащать словарь.

У младших дошкольников преобладает конкретно — образное мышление, в самостоятельной игре ребенок берет на себя определенный образ, он представляет себя машиной, котенком, щенком, самолетом — больше всего его интересует внешняя сторона игровых действий, связь с замыслом игры не всегда прослеживается. Игрушка является организующим началом игры, играют маленькие дети игрушкой, так же игрушка может быть партнером, в активном действии с игрушкой развивается воображение. При виде игрушки у ребенка возникает желание манипулировать ею, возникает и замысел, и сюжет. Ребенок видит машинку — надо ехать куда — либо, видит кубики — надо погрузить кубики на машину и увезти их, видит чашку — надо сделать чай, видит куклу — надо напоить куклу чаем. В процессе игровой деятельности ребенка с игрушками и предметами проявляется воображение, фантазии, зачастую желаемое выдается за действительное. Детские фантазии могут возникать в определенных ситуациях. Малыши с удовольствием играют предметами — заменителями. (Как — то детям было предложено убрать кубики, один ребенок кубиков из карманов не вынул, а на вопрос: «Почему не убрал?» ответил — «Нету кубиков, это телефон и смартфон»). Дети могут переносить действия с одного предмета на другой.

Правильный подбор игрушек, соответствующий возрасту, а также грамотное расположение игрового материала в групповой комнате активизирует игровую деятельность, и способствует развитию самостоятельных игр. У детей младшего дошкольного возраста должны быть яркие, средние и крупные игрушки бытовой направленности (куклы, зайки, мишки которых удобно одевать и раздевать, кормить и укладывать спать, лечить и катать в коляске, должны быть игровые предметы быта: мебель, плита, утюги, планшеты, телефоны, предметы гигиены) и т. д. Они должны располагаться на уровне глаз детей по всей групповой комнате, зонально, чтобы дети могли играть, как индивидуально, так и маленькими подгруппами.

Малыши постепенно переходят от индивидуальных игр к играм «рядышком». У всех детей различное восприятие, внимание, память, мышление. На первых порах проводит педагог несложные коллективные игры «едем в автобусе на прогулку в лес» — в первой игре воспитатель берет роль водителя на себя, дети — пассажиры, в последующих играх роли могут распределяться «по очереди», малыши должны испытывать чувство удовольствия от игры и общения с другими детьми. Сюжет игры берется из повседневной жизни, должен быть хорошо знаком маленьким детям. Малышей привлекает доброта, активное участие, стремление принять или пригласить ребенка в свою игру. В своей работе педагог опирается на более активных детей, вовлекая в игру пассивных, «закрытых», уделяя больше внимания тем, кто хуже адаптируется в детском коллективе.

Педагог должен четко помнить, что уровень развития игровой деятельности ребенка соответствует уровню развития мыслительной деятельности, если малыш испытывает трудности в игровом общении, трудности в речевом общении, к нему необходимо более пристальное внимание. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтоб детей, которые достигли уровня «игры рядом», побуждать играть вместе, формировать и устанавливать дружеские контакты, добиваться согласия в игровых ситуациях, подчиняться определенным правилам игры, расширять активный словарь, обогащать младших школьников знаниями.

В конце концов, наступает момент, когда для полноценного умственного развития малыша становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания.

Формирование у маленьких детей игровой деятельности осуществляется следующим образом: а) обучение детей игровым способом воспроизводить действительность, воспроизводить знакомые действия; б) предложение сюжета игры, руководство игрой, которая возникает по предложению педагога и по инициативе детей. Из всех приемов категорически исключается любое принуждение. Игра должна способствовать положительным эмоциональным переживаниям, доставлять радость и удовлетворение, в игре ребенок самоутверждается и развивается.

Литература:

  1. А. В. Запорожец «Игра и развитие ребенка».
  2. А. П. Усова «Роль игры в развитии ребенка»
  3. Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста»
  4. Н. С. Новоселова «Игра дошкольника»
  5. Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду»
  6. Т. Б. Мазепина «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, игрушка, действие, малыш, младший дошкольный возраст, сюжет, детский сад, предмет, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос