В ХХI веке увеличивается роль местных СМИ в общественной и политической жизни страны. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных специфике и истории региональных медиа. Региональные СМИ информируют аудиторию о событиях локального масштаба (города, области) о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Наша статья посвящена оценке деятельности муниципальной радиостанции «Север-FM» с точки зрения понятия «концепции».
Ключевые слова: концепция СМИ, классификация концепций, структура концепции
Системный взгляд на создание и производство СМИ — необходимая компетенция для современного журналиста. Для издателя и редактора необходимо также умение формализовать этот взгляд — в том числе и с помощью моделирования СМИ, создания и описания их концепций.
В настоящее время мы имеем достаточно разработанные подходы к моделированию традиционных СМИ, среди исследований, посвященных СМИ можно назвать работы Д. Георгиева, И. Е. Дзялошинского, В. Л. Иваницкого, В. Ф. Олешко и др.
Понятие «концепция» означает определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения (от лат. conceptio — «понимание», «система»). [5]
Степень реализации различных миссий СМИ неразрывно связана с моделью рассматриваемого СМИ. По степени свободы журналистики выделяют четыре основные концепции:
‒ Американская: СМИ ни от кого не зависят, все больше становятся экономическим предприятием, а не просто средством распространения идей.
‒ Английская концепция: близка к американской, но парламент имеет право влиять на СМИ, и СМИ должны подчиняться решению Парламента.
‒ Французская концепция: СМИ подчиняются Конституции; и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ;
‒ Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам. [6]
Однако, классифицировать концепции СМИ возможно и в несколько ином ключе.
Исторически сложились три концепции юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности: авторитарная, полной свободы и ответственной свободы. [3, c. 67–93]
Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») — и как ее крайнее выражение тоталитарная — концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Разумеется, власть при этом исходит из интересов представляемых ею политических, экономически и идеологически господствующих сил.
Концепция полной свободы печати возникает как ответ на авторитарную концепцию.
Концепция ответственной свободы СМИ — по мере развития гражданского общества и правового государства стало обнаруживаться, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности требуется правовое регулирование деятельности журналистики. Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.
Современные международные документы органично соединяют свободу и ответственность.
Европейская конвенция по правам человека (ст.10) провозглашает:
П. 1. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения.
П. 2. Осуществление этих свобод, поскольку это связано с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других людей, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) в статье 19 так же налагает ограничения на использование свободы слова:
«… 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами («свобода слова») налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые однако должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
Современные СМИ придерживаются последней концепции, позволяющей совмещать свободу слова и ответственность.
В Российской Федерации юридическая свобода гарантируется Конституцией (ст. 29):
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Что касается моделирования новых СМИ, и прежде всего конвергентных СМИ, новых радиостанций, СМИ в Интернете, мы можем говорить скорее об относительно небольшом опыте, особенно применительно к России.
Структурированность, регулярность, строгий отбор и внятная концепция необходимы профессиональным СМИ для отстройки от «всего остального» с его стихийностью и неупорядоченность. То есть по сути это вопрос профессионализма или даже выживания профессии.
Отталкиваясь, с одной стороны, от подходов к созданию концепций традиционных СМИ, с другой — от имеющегося на данный момент опыта создания и проектирования интернет-СМИ, с учетом практики проектирования сайтов, не являющихся СМИ, мы рассмотрим индукционный подход к созданию концепции современного СМИ. [1, с. 3–29]
Поскольку современные СМИ развиваются очень динамично, все разделы концепции должны иметь возможность дополнения.
Часть основных элементов содержательной модели СМИ унаследованы у традиционных СМИ: это тематика и жанровое расписание, которые отражаются в рубрикаторе. В концепции СМИ необходимо также указать типы контента и их соотношение (например, больше музыки и видео — для молодежной аудитории). Необходимо описать требования к пользовательскому контенту.
Подстройка содержательной модели к целевой аудитории производится практически по всем параметрам работы с целевой аудиторией.
Один из важнейших элементов подстройки — повестка дня. «Человек потребляет медиа не потому, что ему нечего делать, у него выработаны определенные рефлексы — в определенное время смотреть телевизор, читать газету, бродить по интернету, ходить на митинги оппозиции или в театр... Все эти регулярные и не очень события определяют его отношение к наиболее внятному продукту СМИ — информации как таковой. Но без актуальности, без привязки к дневному-недельному-месячному циклу жизни потенциального потребителя — это не продукт СМИ, который обязан поступать к человеку часто и, насколько возможно, по его желанию», — считает медиааналитик Василий Гатов. [2]
Тематика — один из важнейших элементов концепции СМИ. Не случайно, именно тематические, и даже узкотематические программы, рубрики, страницы являются наиболее быстрорастущим сегментом. Для создателей узкотематического контента главным параметром аудитории, к которой осуществляется подстройка, являются ее интересы. Однако и медиа «общего интереса» имеют перспективу.
Особенно успешными могут быть региональные СМИ, охватывающие широкий тематический спектр. В качестве примера можно привести такие региональные СМИ, как радиостанция «Север-FM», муниципальная газета «Североморские вести» и телевидение Северного флота.
Жанровое расписание следует продумать по всем типам контента. Например, видео-контент может быть представлен новостными сюжетами, интервью, клипами и т. д.
Структура и оформление СМИ находятся в тесной взаимосвязи. Эти элементы концепции работают на юзабилити — в данном контексте на разговорный язык этот термин можно перевести как удобство для пользователя, основанное на интуитивной понятности интерфейса.
Организационные модели новых медиа, по сравнению с традиционными, отличаются большим разнообразием вариантов, большей гибкостью. При моделировании устройства редакции следует cделать выбор: штат либо фриланс, офис либо удаленная работа, определить необходимость в конвергированном ньюсруме, в наличии навыков мультимедийной журналистики у сотрудников, продумать отбор авторов, в т. ч. блогеров, требования к их профессиональному уровню и авторитету, обеспечение оперативности, организация редакционных процессов.
Организационная модель не всегда прописывается в концепции, но отдельные ее элементы так или иначе закреплены в других документах, в частности, в штатном расписании. Оргмодель должна быть увязана с другими разделами концепции. Так, если предусматривается активная работа с пользователями, в штате могут появится такие специалисты, как комьюнити-менеджер, модератор и т. д. В организационной модели издания может быть предусмотрена и отдельная структурная единица для работы с пользовательским контентом. Технологическая модель диктует необходимость (или ее отсутствие) в наличии собственных программистов и других технических специалистах.
При описании концепции необходимо обратить особое внимание на модель продвижения СМИ, для этого следует прежде всего определить уровень «разборчивости» в отношении источников трафика. Он тем выше, чем уже целевая аудитория. Конкретизироваться это может, например, в правилах создания тизеров. Пока еще не редкость ситуация, когда вполне респектабельное деловое издание привлекает аудиторию «желтыми» тизерами, однако ситуация постепенно меняется.
При продвижении в социальных сетях есть много ограничений в использовании техник, которые сетевой общественностью могут быть расценены как спамерские. Особенно осторожным следует быть в случае с проектами, претендующими на респектабельность.
Так, когда интернет-СМИ OpenSpace.ru. вместо обычной кнопки Like (Мне нравится) от Фейсбук под статьей (назначение кнопки — поделиться ссылкой на конкретную статью с друзьями) поставили такую же на вид кнопку, делающего пользователя фанатом странички OpenSpace.ru, это было тут же замечено и обсуждалось с привлечением представителей Фейсбук, которые подтвердили некорректность такой практики. Позже этот же прием повторили «Ведомости», за что также подверглись осуждению. [4] Редакция OpenSpace.ru достаточно быстро отреагировала на критику и поставила две кнопки, правда, та, что вела на страничку осталась гораздо более заметной, чем кнопка, с помощью которой можно отметить сам материал.
Как правило, проект может так или иначе продвигаться одновременно в нескольких социальных сетях, однако в большинстве случаев необходимо выбрать главного, ключевого партнера для более глубокой интеграции. Так, для «Коммерсанта» таким партнером стал Живой Журнал, для «Частного корреспондента» — ЖЖ, затем Фейсбук. Главным критерием выбора является пересечение аудитории.
Экономические параметры должны быть включены в концепцию, поскольку наличие той или иной рекламы, платность/бесплатность контента во многом определяют имидж издания и лояльность аудитории.
Изучив научную литературу с позиции концепций СМИ и деятельность радиостанции «Север-FM», мы пришли к следующим выводам:
- с точки зрения степени свободы журналистики радиостанция реализует французскую концепцию, так как медиа подчиняется конституции и правительство воздействует на него;
- с точки зрения юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности медиа реализует концепцию ответственной свободы, опираясь на Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124–1;
-
структурная концепция редакции выглядит следующим образом:
- целевая аудитория СМИ — это мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет, трудоустроенные, с личным автотранспортом, проживающие или работающие в ЗАТО Североморск; лицензия разрешает вещание в ЗАТО г. Североморск, однако зона покрытия распространяется на г. Полярный, Октябрьский район г. Мурманск и жилой район п. Росляково;
- модель взаимодействия с пользователями включает в себя форум, комментарии к редакционным материалам, наличие небольшого количества пользовательского контента и каналов обратной связи (смс-сервис, телефон прямого эфира и группа в социальной сети «Вконтакте»);
- содержательная часть концепции включает жанровое расписание (отражено в рубрикаторе), аудио-контент представлен новостными сюжетами, интервью и развлекательными программами, стилевые требования: грамотная речь, хорошая дикция, умения верно ставить ударения, правильность произношения, слэнговые выражения и мат не используются; содержательная часть концепции не включает тематику, направленность программ в первую очередь информационная, однако тематика как таковая отсутствует;
- рубрикатор редакции представляет собой полноценное расписание на каждый день вещания:
- технологическая модель описывает тип аппаратного и программного обеспечения и систему управления контентом (одной из проблем этой части концепции является отсутствие собственных сервисов и хостингов, а также сайта организации);
- организационная модель включает два отдела — творческий (состоит из начальника отдела, четырех корреспондентов-ведущих эфиров и звукорежиссера) и административно-хозяйственный (бухгалтер, главный бухгалтер и уборщик служебных помещений) — оба подчиняются непосредственно руководителю, а также менеджера по рекламе, который также подчиняется руководителю-главредактору. Стоит отметить, что редакция является муниципальной, но двое корреспондентов, менеджер по рекламе и уборщик служебных помещений находятся на внебюджете;
- Модель продвижения СМИ отсутствует как таковая, имеются планы в связи с муниципальным заданием и увеличением доли информационно-развлекательной составляющей с 48 до 63 % ввести в штатное расписание должности корреспондента и уборщика служебных помещений, территориально расширить площадь вещания до п. Североморск-3 и разработать собственный сайт редакции;
- экономическая модель отсутствует, дополнительный доход привлекается за счет рекламы, платных объявлений и поздравлений.
Работа над концепцией одна из очень важных задач в системе управления СМИ. Она не может находиться в стагнации и все время должна адаптироваться под новшества. В создании и модификации концепции СМИ должно участвовать все СМИ, а не какие-то его отдельные подразделения.
Литература:
- Арбатская, Е. О. Концепции современных СМИ [Текст]: конспекты лекций для студентов направления «Журналистика»: утв. 12.09.12 / Арбатская Елена Оттовна. — Издательство Тюменского государственного университета, 2012. — 29 с.
- Гатов, В. В. Мысли о медиапроектах. Для студентов и интересующихся // POSTJOURNALIST.RU: всерос. портал для журналистов. URL: http://postjournalist.ru/?p=165 (дата обращения 23.12.16).
3. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст]: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. П. Прохоров. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 353 с.
4. Почему использование спамерских техник является синонимом непрофессионализма // IDEABLOG.RU: всерос. виртуал. портал. URL: http://ideablog.ru/2010/09/vedomosti/ (дата обращения 20.12.16)
- Википедия [Электронный ресурс]: электронная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Концепция (дата обращения: 04.12.2016).
- Факультет журналистики МГУ [Электронный ресурс]: электронный сайт. URL: http://www.journ.msu.ru/study/handouts/do/(дата обращения: 04.12.2016).