Глубокое и всестороннее изучение истории национального освободительного движения против колониализма на примере территорий и областей не только с научной, но и социально-экономической, духовной точки зрения имеет важное значение. Если будем подходить к воросу с этой точки зрения, станет понятным, что изучение освободительного движения конца XIX -начала ХХ веков на примере Сурханского оазиса очень актуально.
Во второй половине XIX века — начале ХХ века об истории происходившем в нашей стране освобидительном движение издано немало произведений, сборников, брошюр и статей.Но борьба населения Сурханского оазиса в этих изданиях упоминались вкратце. Вообще в литературу того времени можно изучать разделив её на три группы.В первую группу можно включить чоризм в период колониализма, во вторую — годы советской власти и в третью группу — произведения периода объявления независимости Узбекистана.
В первой группе первые статьи и произведения, опубликованные в годы колониализма, в основном принадлежат перу русских учёных — М. А. Терентьев, В.Салков, К.Тимаев, Н.Остроумов, А.Добромыслов, В.Наливкин. В этих работах в основном пишется о “холерном бунте” в Ташкенте 1892 года и Андижанском восстании 1898 года. В произведения Д. И. Логофета 1902 года упоминается происшедшем бунте в Денау, даются сведения о причинах его возникновения [1]. Вообще в написанных произведениях того времени подробности восстаний нарочито трактуются извращёно и поддержка чористами этих восстаний явно бросается в глаза. Во второй группе история народного освободительного движения второй половины XIX- начале ХХ века нашла своё отражение в литературе советского периода. В основном литература этого периода посвящена народному восстанию 1916 года, а также обращается внимание к истории Ташкентского “холерного бунта” 1892 года и Андижанского восстания 1898 года.Причина в том, что в результате политико-идеологического подхода к народным восстаниям в крае Ташкентскому и Андижанскому восстаниям в историмания. Потому что политико-идеологический подход к народным восстаниям края не вписывался в “мерки” большевиков и эти восстания были оценены как действия “феодально-клерикального” направления, в результате были оставлены без внимания. Первая научная работа о восстании 1916 года была написана в 1924 году Т.Рискуловым. В ней автор даёт оценку восстанию как общенародное движение против колониализма и революционная борьба. Подход к вопросы с этой точки зрения выражается в опубликованной им втрой статье в 1927 году.
К 30–40 годам в исторической науке вместо объективности на первое место вышла идея “социалистической маски”, приобретя процесс законности. В это время в результате усиливающихся политических запретов массовый характер стали принимать искажения истории, поклонения личностям Ленина, Сталина и господствование позиций большевиской партии. В результате стало усиливаться политическое давление. Этот процесс оказал своё влияние научно-исследовательскую работу, в частности на науку история.В результате в изданных в эти года произведениях и статьях таких авторов как А. В. Шестаков, Ю.Фелкс, З. Д. Костельская, И. К. Додонов, А. Г. Зима, П. П. Миронов, Э.Мавлоний народное движение 1916 года дана оценка с точки зрения коммунистической идеологии.
Но в 30–40 года крупные научные произведения относящиеся к восстанию 1916 года не были созданы. Был издан лиш сборник документов на основе архивных источников о восстании 1916 года и памяти его учустников. В 1936 году, не смотря на усиливающееся идеологическое давление, Ф.Хужаев в своём докладе посвящённом 20-летию восстания 1916 года попытался дать правильную оценку сущности восстания.
В 50–60 годах были опубликованы работы такие историков как Н.Халфин, А. Ф. Якунин, О. К. Кулиев, О. Д. Чехович, Т. Е.Елеуовпосвящённые раскрытию истории восстания 1916 года. Хотя эти исследования и внесли свою лепту в изучение истории восстания 1916 года, в них сущность и направление восстания оценены неправильно. Отрицалось то, что восстание народов Туркистана в 1916 году было направленно на борьбу за восстановление независимости.
На специально организованных центром в республиках Средней Азии в 1951–1954 годах научных конференциях продвигалась фальшивая “новая научная идея”, на основании которой Х. Т. Турсунов, А. М. Аминов, А. Х. Бобохужаев опубликовали свои научные произведения. В этихпроизведениях сделана попытка доказать “абсолютную истинность” с научной точки зрения идейность “нового направления” в науке история.
В эти года второй том фундаментального произведения Истории Узбекистана был посвящён туркистанскому чоризму в колониальные года, в нём наряду с обращением широкого внимания на социально-экономические и духовные сферы, прикрывая завоевание Россией Средней Азии Жиззахское восстание 1916 года трактуется как “реакционное” действие.
Начиная с 70-х годов впервые начинается изучение истории городов Узбекистана. Создаются крупные научные произведения связанные с историей таких древних городов как Ташкент, Бухара, Самарканд. В частности, впервые проводятся научные исследования по изучению истории Сурханского оазиса. Начавшаяся с середины 80-годов политика перестройки хотя и немного, но всё же в советское общество вошли демократические процессы, частично снизилось идейное давление и цензура. В результате намеренное искажение нашей истории в годы тоталитаризма, особенно завоевание царизмом Средней Азии и вопросы национального освободительного движения стали поводом серьёзных дискуссий. Прошедшие народные движения в Сурханском оазисе попытались раскрыть в своих произведениях Мухсинова К. З.,К. З. Хакимова, К. З. Кравец, К.Шаниязова [2]
В третью группу можно включить исследования, проведённые после обретения Узбекистаном независимости. За прошедшие двадцать пять лет объявлены произведения учёных-историков Х. Н. Бобобекова, Г. А. Ахмаджонова, Ф. Б. Исхакова, Х. З. Зиёева, О.Суюновой, С.Жалилова, Н. А. Абдурахимовой, Г.Рустамовой, О. С. Содикова, Б. Ш. Шомамбетова, Д. Х. Зиёева, С.Турсунова. В этих произведениях объективно раскрыты завоевания царизма, колониальная система управления и её сущность, национальное освободительное движение, а также колониальные грани в экономической, культурной политики проводимой империей в нашем крае.
Завоевания царской империи, колониальная политика, социально-экономическое положение местного населения и народное освободительное движение, в частности, протестные выступления под предводительством Намаза Пиримкулова,восстания 1892,198 и 1916 годов нашли своё объективное отражение в созданном учёными Узбекского центра новой истории академии Государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан фундаментального труда на основе новых источников и нового подхода.
В последующие годы в сотрудничестве учёных историков и учёных десографов изучены историко-демографические ипроцессы в Узбекистане. По истории Сурханского оазиса создан ряд научных произведений [3]. Но происшедшие в Сурханском оазисе народные восстания в этих произведениях упомянуты лишь вскольз. Отсюда можно сделать вывод, что история многолетней освободительной борьбы населения Сурханского оазиса против колониализма до сих пор особо неизучена. Исходя из требований идеи национальной независимости в конце XIX-начале ХХ веков установленный Российской империей строй и колониальная политика в Сурханском оазисе, народное освободительное движение против него основной целью исследования считается их анализ с научной точки зрения.
Литература:
- Логофет Д. Н. Бухарское ханство под русским протекторатом.–СПб.1911 г.–с.164.
- Мухсинова К. Документы о крестьянских движениях в Бухарском ханстве в 80-е гг. XIX в.–Т. 1965г., Хакимова К, Кравец К. Социально-экономические отношения и классовая борьба в дореволюционном Узбекистане.–Т. Фан,1980.–176с.; Шаниязов К. Узбеки-карлуки.–Т.1964г.–с.136.
- Турсунов С.,Қобилов Э., и др. Сурхондарья в зеркале истории.–Т. Шарқ. 2001г. История Сурхондарьи.–Т. Шарқ. 2004г; Турсунов С. Шерабадцы.–Т.2006г, Турсунов С., Т.Турдиев. Денов–Т. Фан. 2009 г.