Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов с 1989 года начал свою практическую работу с восстановления придания статуса государственности издревле духовно богатому узбекскому языку. После этого на протяжении ряда лет Международнои и Республиканском масштабах отмечались юбилеи наших учёных. Года стали получать названия мыслителей.
На прошедшей по инициативе Первого Президента Республики Узбекистан 15–16 мая 2014 года в г.Самарканд международной научной конференции мировую общественность очень заинтересовали вопросы освещения роли и значения научного наследия прогрессивных учёных и мыслителей науки Средневекового Востока на современном этапе развития цивилизации.
Ещё большую актуальность в эпоху глобализации приобретает изучение культуры Средневекового Востока. На сегодняшний день одна из важных задач — обращая ещё большее внимание на средневековый опыт, глубже перенимать прошедшие через тысячелетние испытания положительные результаты и культурное богатство, эффективно использовать общечеловеческие идеи.
Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов так пишет об этом: “Самая важная задача в том, чтобы глубоко осознавать, бережно хранить оставленное нам бесценное наследие наших мыслителей, учёных, приумножать его, мы должны быть достойными продолжателями дела великих предков” [1].
Междоусобные противоречия, столкновения и конфликты приводят к тому, что в первую очередь от них страдают и становятся их жертвами считающиеся источниками знаний бесценные рукописи и книги. Самыми прискорбными случаями того времени стали уничтожение считавшейся самой крупной древней в мире Александрийской библиотеки, уничтожение уникальной библиотеки Мирзо Улугбека. К сожалению можно привести много примеров о таких прискорбных случаях.
В начале XIII веков монгольские завоевания нанесли сильный удар по развитию науки Мавераннахра и оказали существенное негативное влияние на прогресс науки. Монголы сжигали мечети и медресы, казнили или увозили в рабство учёных и улемов. Священные и научные книги були уничтожены. По сведениям некоторых источников, монгольский правитель Хулагухан после завоевания Багдада приказал выбросить все имеющиеся в городе книги в реку Ефрат. Книжные чернила, растворившись в воде придали реки цвет крови. В результате в течении многих лет люди не могли пить воду из реки. Такая же ситуация происходила в городах Самарканд, Бухара и Ургенч. В этих городах библиотеки при медресе были уничтожены полностью.
Многочисленные завоевательные набеги осуществлённые на наш край в различное время, в результате варварского обращения были утеряны многочисленные культурные богатства, несравненные жемчужины, уникальные книги.
В средние века в нашем крае действовали многочисленные научные и духовные центры. В этих центрах творили очень много учёных и улемов, поднимавших просвещение народа. Например, о численности бухарских учёных у Наршахий есть такие слова: “Если мы упомянем всех учёных Бухары, то это составить несколько тетрадей” [2]. Данные сведения означают, что в то время в регионе была хорошо поставлена система научной деятельности. Наряду с этим X-XI веках под руководством покровитель просвещения Хорезмского шаха Маъмуна при участии собранных учёных в 1004 году в Гурганже был образован “Байт ул-ҳикма” (“Дом мудрецов”). Этот научный центр вошёл в историю как “Академия Маъмуна”. Её руководителем был Абу Райҳон Беруний, под его руководством ряд учёных- энциклопедистов (Абу Наср ибн Ирок, Абу Али ибн Сино, Абу Сахл Масихий, Абулхайр ибн Ҳаммор, Абу Фазл Байхакий и другие) решив множество практических и научных проблем, внесли большой вклад в развитие мировой науки.
Западный исследователь М.Мейерхофф высказал следующее мнение: “Среди представителей мусульманской науки Беруний должен быть самым знаменитым учёным-энциклопедистом”.
Один из мыслителей, жившых на территории Центральной Азии в средние века, Абу Али ибн Сино говорил: “Я спросил разрешения у амира Бухары Нух Масъуда осмотреть его библиотеку и посмотрел имевшиеся там книги... На меня подействовало то, что там были книги, названия которых люди не слышали никогда.” [3].
Также как наши учёные предки усердно изучали произведения учёных мира, также многие иностранные историки и исследователи с большим интересом обращаются к изучению деятельности и жизни учёных до сегодняшнего дня в далёкое историческое время. То, что произведение Ахмада Фаргоний “ Книга об основах астрономии” уже в 12 веке была переведена на латинский язык и иврит также служит тому подтверждением. Присвоение в шестнадцатом веке одному из кратеров Луны его имени доказывает эту мысль. В опубликованной в 1647 году книги выдающегося астронома Яна Гевелия “Селенография” пишется, что два кратера Луны названы именами наших великих соотечественников -Ахмада Фаргоний и Мирзо Улугбека [4]. Швейцарский учёный Адам Мец описывает широкое развитие библиотек Азии в средние века и их заметное прогрессирование по сравнению с Европой [5].
Признание таких достижений в те времена служит доказательством того, что в нашем крае правили законы развития, наши предки издавна удивляли мир достижениями в области науки.
И на сегодняшний день одной из важных задач считается донести до сознания молодого поколения неоценимый вклад жизненного пути и творчества наших великих предков в развитие мировой науки и культуры, а также внедрить чувство ответственности за сохранение созданного культурного наследия нашей страны, воспитать их достойными наследниками этого богатства.
С первых дней независимости Первый Президент Узбекистана И.Каримов уделяя особое внимание даному актуальному вопросу, подчёркивал: “Реставрация и сохранение уникальных исторических памятников, поиск созданных узбекским народом и являющимися национальным достоянием произведения искусства возвращение их в Узбекистан является одной из значимых частей нашей программы духовности. Это национальное богатство оставлено нам в наследство нашими дедами и прадедами. Следовательно, мы обязаны хранить его как зеницу ока и оставить в наследство нашим детям” [6].
За годы независимости издано множество произведений, относящихся к жизни учёных, преподнесённых в дар нашему народу. Эти произведения служат обогащению духовного мира нашей молодёжи.
Изучение наследства внёсших вклад в развитие различных наук учёных, достигнувшие совершенства на земле Центральной Азии, ведёт человека к прогрессу, отдаляет невежество и укрепляет в сердцах любви к отчизне, служение народу, преданности к Родине. Первый Президент Узбекистана И.Каримов так выразился по этому поводу: “Наши предки воплотили в себе широкие энциклопедические знания, идеи и мысли, и на сегодняшний день довести до молодого поколения не потерявшее свои научные и общечеловеческие ценности богатое и бесценное наследие имеет очень важное значение” [7].
В течении прошедших лет независимости в нашей стране и за рубежом при участии ЮНЕСКО широко отмечены юбилеи великих учёных, мыслителей и городов с древней историей. Восстановление уважения и почитания к предкам и истории стало возможным только благодаря обретению независимости и инициативам Первого Президента Узбекистана И.Каримова. На сегодняшний день только на территории Узбекистана в список ЮНЕСКО в качестве уникального примера включено более 4 тысяч материально-духовных памятников общемирового наследия.
Литература:
- Каримов И. А. Каждый из нас ответственен за процветание Родины.–Т. Ўзбекистон. 2001. — с.100
- Наршахий Абу Бакр. История Бухары. — Т. Камалак, 1991. — с.90
- Ибн Сино Абу Али. Жизнеописание // Медицинские взгляды. — Т.: Медицина, 1983. — с.11.
- Каримов.И. Высокая духовность-непобедимая сила. — Т. Маънавият.2008.- с. 42.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. — М.: Наука, 1973. — с.150.
- Каримов И. А. Родина священна как святыня. — Т.: Ўзбекистон, 1996. — с.123.
- Речь Президента Ислама Каримова на открытии международной конференции на тему «Историческое наследие учёных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение в развитии современной цивилизации». 6.05.2014. http://uza.uz/