Актуальность исследования. В настоящее время, дефицит двигательной активности современный человек восполняет посредством включения в разнообразные виды физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. В этой связи популярность силовых видов спорта среди девушек, таких как силовой фитнес, атлетическая гимнастика, бодифитнес, бодибилдинг, различные виды и направленности силовой подготовки с целью укрепления физического здоровья, воспитания силовых качеств или коррекции телосложения (лишний вес, неправильная осанка и др.) очень высока [3]. По данным контроля учебной работы за последние 3 года количество занимающихся девушек в тренажёрном зале ФОК РУДН увеличилось в 1,5 раза: с 600 человек (в 2014–15 учебном году) до 900 (в 2016–17 учебном году).
Вместе с тем, занятия девушек в тренажёрном зале требуют особого внимания, грамотного планирования физической нагрузки, обоснованный подбор физических упражнений. Многие же физические упражнения в большинстве случаев недооцениваются девушками, что снижает эффективность силовых видов спорта в воспитании силовых качеств и коррекции телосложения.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; опрос в виде анкетирования; педагогический эксперимент. Исследование проходило в тренажёрных залах физкультурно-оздоровительного комплекса ФГАОУ ВО «РУДН», г. Москва.
Результаты и их обсуждение.Воснову составления тренировочных программ лежат базовые принципы воспитания физических качеств человека, спортивной периодизации и тренировки тяжелой атлетики, бодибилдинга, пауэрлифтинга. В программах первоначально задают цель тренировки, на основе которой и отражают направленность, оптимальную продолжительность всей тренировки; объём нагрузки: количество подходов и повторений; выбор приемлемых для спортсмена упражнений, их очередность, темп выполнения, интенсивность; отдых между тренировками, подходами, упражнениями и много других нюансов. Организация тренировочного процесса в тренажерном зале для девушек студенческого возраста также имеет свои особенности. Так, зачастую построение тренировочных программ для девушек 18–20 лет строится по принципам и методикам тренировочных занятий либо юношей, либо уже квалифицированных спортсменок. Кроме того, планирование тренировочной нагрузки девушек, занимающихся в тренажёрном зале, происходит без учёта влияния биологического цикла организма девушки на уровень её физической работоспособности [2].
Мы проанализировали ответы респонденток, о способах составления тренировочных программ у девушек и выявили, что студентки занимались по программам тренировочных занятий (диаграмма 1), которые: рекомендованы на интернет-сайтах по фитнес-тренировкам — 40 % студенток, от числа опрашиваемых студенток; составляли с помощью тренера-преподавателя — 30 %; составляли самостоятельно — 10 %; вообще не имели программы тренировок — 20 %.
Рис. 1. Процент составления тренировочных программ у девушек, участвующих в анкетировании
В отношении выбора упражнений девушки высказались (диаграмма 2), что они чаще всего делают упражнения, которые им больше всего нравятся, или которые по их представлению лучше корректируют фигуру (в анкете можно было выбирать 2 и более ответа):
Рис. 2. Процент упражнений в программах тренировочных занятий у девушек, участвующих в анкетировании
Опрос показал, что в тренировочные программы студенток преимущественно входили: упражнения на мышцы ног, ягодиц — 70 % (приседания со штангой, сгибания-разгибания ног на тренажере; сведения-разведения ног на тренажере; выпады на месте, упражнения на икроножные мышцы); упражнения на мышцы живота — 50 % (поднимание туловища, ног); упражнения на мышцы рук — 40 % (махи гантелей в стороны; жим вперёд на тренажёре, упражнения на трицепс); упражнения на мышцы спины — 20 % (гиперэкстензия, мёртвая тяга); статические упражнения — 10 % (планка, стульчик, боковой мост, ситап); соревновательные упражнения из силовых видов спорта (пауэрлифтинг; тяжёлая атлетика; кросс-фит) — 5 %.
Таким образом, в основном девушкам больше нравится прорабатывать мышцы ног, ягодиц, живота, рук; меньше внимания уделяют грудным мышцам и спины. На предложение включить в программы тренировок, например, такое соревновательное упражнение пауэрлифтинга как «жим штанги лёжа» почти все высказались против.
После анкетирования, в опытной работе приняли участие 50 студенток РУДН, которых мы разделили на 2 приблизительно равные по физической подготовленности и показателям телосложения группы (экспериментальную и контрольную). Все девушки во внеурочное время на протяжении семестра три раза в неделю занимались в тренажёрном зале.
Студентки контрольной группы занимались по программам, которые они «находили» самостоятельно или разрабатывали сами. Студентки экспериментальной группы занимались по программам тренера-преподавателя, которые разрабатывались ежемесячно с включением соревновательных упражнений пауэрлифтинга: жим штанги лёжа, приседания со штангой, становая тяга; тяжёлой атлетики: рывок штанги [1].
Отметим, что девушки обеих групп недооценивают такое упражнение как «жим штанги лёжа», которое направлено на грудные, дельтовидные мышцы, трицепсы и широчайшую мышцу спины. В результате опроса мы выявили причины недооценки этого упражнения: техническая сложность; дополнительная подготовка для обучения техники (отжимания от пола, жим на тренажёре, упражнения на силу предплечья); стереотип, что это «мужское» упражнение; мифы о том, жим штанги лежа снижает в девушке женственность, уменьшает объем груди. Таким образом, девушки контрольной группы не использовали жим штанги лёжа, и не выполняли аналогичное по технике упражнение на тренажёре.
Сравнительный анализ результатов тестирования показателей телосложения и физической подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента представлен в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности девушек экспериментальной иконтрольной групп до ипосле эксперимента
тест |
группа |
I замер февраль, 2017 |
II замер июнь 2017 |
достоверность различий |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
ЭГ |
10,37± 1,84 |
22,81±1,50 |
p<0,001 |
КГ |
10,87±0,83 |
11,75±1,28 |
p<0,001 |
|
Поднимание туловища из положения лежа на спине, 1 мин |
ЭГ |
38,33±3,12 |
57,28±3,29 |
p<0,001 |
КГ |
39,50±1,93 |
41,97±2,25 |
p<0,001 |
|
Подтягивание из виса лежа, раз |
ЭГ |
8,10± 1,51 |
24,06±1,69 |
p<0,001 |
КГ |
8,12± 1,96 |
10,16±1,78 |
p<0,001 |
Как видно из таблицы 1, в начале исследования в изучаемых показателях достоверных различий между группами выявлено не было. С целью определения эффективности внедрения соревновательного упражнения пауэрлифтинга в программы занятий в тренажёрном зале после 4 месяцев занятий было проведено повторное тестирование физической подготовленности студенток обеих групп. Анализ полученных результатов позволяет заключить, что как в экспериментальной, так и в контрольной группе имеет место положительный прирост исследуемых показателей. Однако, результаты в тестах по физической подготовленности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Как видно из таблицы 2, в конце исследования по изучаемым показателя можно сделать вывод, что в экспериментальной группе имеет место также более положительный прирост показателей телосложения.
Таблица 2
Показатели телосложения девушек экспериментальной иконтрольной групп после эксперимента
показатель |
группа |
I замер, июнь, 2017 |
достоверность различий |
Индекс Кетле масса тела (кг)/рост2 (м) |
ЭГ |
20,1± 1,4 |
p≤0,001 |
КГ |
24,2±1,3 |
||
Индекс талии-бедра: объём талии (см)/средний объём бедер (см) |
ЭГ |
0,77±0,04 |
p≥0,001 |
КГ |
0,82±0,05 |
||
Обхват талии (см) |
ЭГ |
68,3± 2,8 |
p≤0,001 |
КГ |
77,2±3,2 |
||
Обхват бедра (см) |
ЭГ |
58,5± 3,1 |
p≤0,001 |
КГ |
68,8±3,7 |
||
Обхват плеча (см) |
ЭГ |
25,9±2,4 |
p≥0,001 |
КГ |
26,1±2,2 |
Отметим также, что в конце эксперимента студентки экспериментальной группы несколько иначе оценивали упражнение «жим штанги лёжа». В основном ответы сводились, что жим штанги лёжа направлен, во-первых, на мышцы груди, что делает саму грудь более подтянутую и привлекательную; во-вторых, на дельтовидные мышцы, трицепсы и широчайшую мышцу спины — а это развивает плечевой пояс и спину, что визуально подчеркивает талию девушки; в-третьих, вспомогательные упражнения и упражнения на мышцы ног и ягодиц делают фигуру более спортивной и подтянутой.
Девушки же контрольной группы высказались: 50 % респонденток «подумают» о включение упражнения «жим штанги лёжа» в свои программы, 30 % девушек не хотят и не будут использовать упражнение «жим штанги лёжа» в своих программах, 20 % студенток высказались, что занятия в тренажёрном зале слабо корректируют фигуру, 10 % занимающихся не видят смысла продолжать посещать тренажёрный зал.
В заключении отметим, что использование в программах тренировок девушек соревновательных упражнений пауэрлифтинга, тяжёлой атлетики и других силовых видов спорта свидетельствует об их результативности в коррекции телосложения и повышении физической подготовленности (в отношении силовых качеств) у девушек-студенток. Это подтверждается тестированием студенток, а также результатами опроса.
Литература:
- Пауэрлифтинг — вариативный компонент физической культуры в вузе: учебное пособие / А. А. Бударников, А. В. Козлов. — М.: изд-во РУДН, 2013. — 245 с.
- Силовые виды спорта: спортивная тренировка девушек-студенток: учебное пособие / А. В. Козлов, А. А. Бударников, Т. А. Каганер. — Москва: РУДН, 2016. — 86 с.
- Соха, Т. Методология совершенствования педагогических систем спортивной подготовки женщин в аспекте полового диморфизма: дисс. … доктор. пед. наук (13.00.04) / Т. Соха. — С-Пб, 2002. — 266 с.