Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности обуславливает нечёткость, упрощённость и искаженность общих представлений, а недостаточный объём знаний о жизни, деятельности и отношениях людей, окружающем мире у детей с нарушением интеллекта приводит к нарушению связей с социумом, культурой.
Основной сферой протекания процесса социально-психической адаптации личности является, прежде всего, сфера межличностного взаимодействия. Поэтому целесообразно организовать учебно-воспитательный процесс, коррекционно-развивающую работу в ЦССВ в направлении социального становления ребёнка-инвалида как личности.
Для современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребёнка.
Одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития, является театрализованная игра. Игра помогает ребёнку активизировать и обогащать словарь, развивать интерес к литературе, психические процессы, пантомимические навыки, способствует нравственно-эстетическому воспитанию. Переходя от предметной к ролевой игре, ребёнок «открывает» новый мир, мир взрослых, мир природы (живой и неживой) (Д. Б. Эльконин). В результате такой ориентировки у него формируются новые социальные мотивы, важнейшими из которых являются стремление к «социально значимой и социально оцениваемой деятельности» и желание «занять новую социальную позицию» (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Театрализованная игра не только, как эффективное средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с нарушением интеллекта, но и как средство развития познавательной, эмоциональной, двигательной сферы. Так развитие мотивационно-потребностной сферы осуществляется, во-первых, через изменение положения ребёнка в системе взаимоотношений с окружающим миром; во-вторых, в процессе овладения предметами культуры, закреплёнными в художественных произведениях;
в-третьих, в развитии гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, в привитии интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определённых социальных ролей, а также к сверстникам как партнёрам по совместной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, на основе использования театрализованных игр ведётся в тесной взаимосвязи с занятиями по разным разделам программы, таким как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, трудовое и физическое воспитание, а также в процессе музыкально-игровых занятий.
В театрализованной игре эмоционально комфортных условиях моделируются социальные отношения, возможные ситуации, отражающие общение с людьми и природным миром, в кругу сверстников и взрослых.
В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Таким образом, дети усваивают социальный опыт, преодолевая познавательный «эгоцентризм», негативные формы поведения. Целью использования театрализованной деятельности является формирование и коррекция социального, эмоционального, интеллектуального потенциала ребёнка. Проведение данной работы решает образовательные, воспитательные, коррекционные задачи:
– принятие ребёнком себя: развитие умения узнавать себя в зеркале, на фотографии, распознавать своё эмоциональное состояние, оценивать его;
– развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми;
– обучение неречевым (мимика, жест, пантомимика) и речевым средствам общения;
– формирование основ нравственного поведения;
– развитие пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, смена времён года;
– развитие общей моторики в процессе использования имитационных движений;
– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек-рукавичек и кукол би-ба-бо.
Но самое главное, чтобы качественное обучение и воспитание детей происходило без ущерба их здоровью, а наоборот способствовало его укреплению, важно организовать педагогический процесс таким образом, когда задачи коррекционно-развивающей работы по театрализованной деятельности сочетаются с внедрением здоровьесберегающих технологий. Основные принципы моей работы по театрализации следующие:
– принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, речевой, игровой), принцип сотворчества взрослых и детей;
– возможность ребёнка работать в своем темпе;
– охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
– индивидуальный подход;
– постоянное использование наглядности, качественного и реалистического дидактического материала;
– использование системы поощрений;
– создание благоприятного эмоционального фона;
– мультисенсорный подход;
– принцип от простого к сложному.
Приведу пример для чего я применяю по театрализации мультисенсорный подход, потому что большинство моих воспитанников — это дети с синдромом Дауна, которые легко отвлекаются, испытывают трудности, связанные с концентрацией внимания, они «визуалы». Им легче воспринимать материал с помощью мультисенсорного подхода, затрагивающего несколько органов чувств. Например, показываю детям игрушку-мишку. Это — мишка косолапый, давайте покажем, как он ходит. Ребята видят объект, слышат о нём речь и при этом активно двигаются
(ходят как медведь) под музыку.
В своей работе использую разнообразные театрализованные игры: режиссёрские (настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр на рукавицах) и игры-драматизации: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и т. д. Применяю различные формы: игры-разминки, упражнения, этюды, пальчиковую гимнастику, инсценировки, игры-хороводы, спектакли.
Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. После того как дети поиграют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки и выбрать фигурки для театра на фланелеграфе.
Формируемые игровые действия (овладения умениями): передвигаться с помощью воспитателя или самостоятельно в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей совместно с воспитателем, по подражанию и образцу; брать на себя роль и вести её до конца.
Речевые и коммуникативные умения: осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты), овладение детьми навыками общения друг с другом по поводу проведения игры при участии взрослого.
Примером организации театрализованной деятельности стало проведение межгруппового мероприятия в рамках творческой группы «Калейдоскоп улыбок» — театрализованная игра-занятие по сказке «Репка». Наш педагогический коллектив вместе с воспитанниками с удовольствием участвовал в подготовке: рисовали приглашения, оформляли афишу, готовили необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы).
Проводилась предварительная всесторонняя подготовительная работа: чтение сказки «Репка» с опорой на наглядность, показ сказки «Репка» (настольный театр), целевые прогулки на огород (показ процесса посадки семян репки, поливка, наблюдение за ростом и развитием овоща), репетиции сказки «Репка», упражнения на развитие выразительности жестов и мимики; проведение дидактических игр для закрепления содержания сказки: «Кто за кем?», «Кого не стало?».
Дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта принимали разное участие в игре: кто-то из детей участвовал, а кто-то находился в качестве зрителя.
С целью успешной социализации расширяю бытовой и социальный опыт детей с нарушением интеллекта. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью, моделирую жизненные и производственные ситуации. Мои помощники — театральные куклы приветствуют детей, рассказывают о волшебных словах, знакомят с правилами поведения, культурно-гигиеническими навыками. Например, я прихожу в образе Мойдодыра, используя дидактическое пособие-макет «Мойдодыр» с краном и приглашаю своих воспитанников открыть — закрыть кран, показать, как они руки моют с мылом.
В процессе работы понимаю, что дети получают во время игры положительный заряд эмоций от совместной деятельности, строится мостик доверия, снимается напряжение, уходит усталость.
Таким образом, использование театрализованной игры как средства коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме и является эффективным средством социализации детей.
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.]
- Баряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Каро, 2009. — С.23–25.: — ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).]
- Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2005. — 19 с.]
- Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПБ.: Каро, 2006. — С. 108–109. — (Серия «Коррекционная педагогика»).]
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Метод. Рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.]
- Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001.]