В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России. Рассмотрены основные механизмы отечественного электронного правительства, реализуемые в рамках данной политики. По итогам исследования была разработана специальная схема, определяющая основные системы и порядок предоставления государственных услуг в электронном виде на современном этапе информатизации страны.
Ключевые слова: электронное правительство, государственная политика, информатизация, госуслуги, портал, информационные технологии
Большинство российских исследователей указывают, что в 2000-м году Президент РФ В. В. Путин участвовал в Хартии Глобального Информационного Общества в рамках встречи «Большой восьмерки», после чего началась активная работа по развитию концепции ЭП в России. Хартия провозглашала главной целью ликвидацию мирового цифрового неравенства.
12 ноября 1999 года Государственный комитет РФ по телекоммуникациям был преобразован в Министерство РФ по связи и информатизации. В составе него действует Департамент развития электронного правительства, целью которого является реализация крупнейшего отечественного IT проекта «Электронное правительство России» (далее —ЭП), состоящий из трех крупных направлений деятельности: «Электронные услуги для граждан и бизнеса», «Инфраструктура ЭП», «Региональная информатизация», которые также состоят из десятка федеральных подпроектов. Последний принятый Минкомсвязью РФ Системный проект развития электронного правительства от 16 октября 2016 года определяет электронное правительство, что это «…система организации деятельности федеральных и региональных государственных органов власти, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих реализации полномочий государственных (муниципальных) органов, обеспечивающая на основе применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия при реализации функций (оказании услуг)». Таким образом, задачей департамента является реализация государственной политики по внедрению ИКТ в госсектор, повышение качества госуслуг, повышение эффективности межведомственного взаимодействия и использования ИТ в деятельности органов власти. Министерство к 2002 году подготовило федеральную целевую программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», которая включала девять направлений деятельности, три из которых относятся к ЭП [6]. За год до окончания данной ФЦП Дмитрий Анатольевич Медведев в начале своего президентского срока дал негативную оценку ее работе, которая была вполне справедливой: «У нас никакого электронного правительства нет, всё это — химера…» [8]. Данная оценка имела конкретные основания. На тот момент в России не существовало единых стандартов по использованию новых ИКТ и общей инфраструктуры. Организация межведомственного взаимодействия была медленной и неэффективной, работа государственных серверов ЭП велась со сбоями.
В 2010 году начался новый этап в формировании ЭП в России, когда была утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», которая служит логическим продолжением «Электронной России 2002–2010».
26 августа 2009 года ПАО «Ростелеком» был назначен единственным исполнителем работ по созданию инфраструктуры электронного правительства [4]. В октябре того же года «Ростелеком» стал единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры ЭП.
25 декабря 2015 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ПАО «Ростелеком» подписали контракт на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства на 2016 год. Сегодня компания обеспечивает в рамках Госпрограммы «Информационное общество (2011–2020)» реализацию проекта. «Ростелеком» является единственным исполнителем четырех основных федеральных систем ЭП:
‒ Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ);
‒ Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА);
‒ Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
‒ интернет-портал «Российская общественная инициатива» (РОИ).
Отдельного внимания заслуживает федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 2010 года, который определил понимание государственных и муниципальных услуг, требования к ним, определил принцип предоставления услуг в многофункциональных центрах (МФЦ) — «одного окна» [9].
Первые положения об «автоматизации процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами» отражено еще в Концепции формирования в России электронного правительства до 2010 г., где ее функционал определяется 3 компонентами:
‒ организация передачи запросов на получение данных через единый портал;
‒ передача электронных сообщений между ведомствами и иными организациями;
‒ предоставление информации на единый портал о статусе обработки запроса (например, о выполнении конкретной госуслуги) [5].
26 сентября 2011 года прошло совещание, на котором Председатель Правительства Владимир Путин потребовал привести все регионы в полную готовность для подключения к СМЭВ, чтобы обеспечить электронный межведомственный документооборот с 1 июля 2012 года на 100 %, однако показатели не были выполнены даже наполовину [10].
27 августа 2013 года произошел первый сбой в системе СМЭВ. На 15 часов 90 % сервисов были недоступны, после чего принято решение переработать и оптимизировать громоздкую систему подключений в СМЭВ. Появляются новые задачи оптимизации этой системы.
На март 2014 года глава Минкомсвязи России отметил готовность регионов на 99 % к подключению СМЭВ.
СМЭВ 3.0 (третьего поколения) дала хорошие показатели работы в субъектах пилотной группы: Тюменской и Ярославской областями, Москвой и Республикой Мордовия.
Основными отличительными чертами СМЭВ 3.0 являются:
‒ принятие единого формата обмена информацией;
‒ создание технической возможности информационного взаимодействия между субъектами РФ;
‒ увеличение размера объема сообщений с 5 Мб до 1 Гб;
‒ переход на полностью отечественную архитектуру, центры обработки данных и каналы («Ростелеком»);
‒ повышение уровня безостановочной работы СМЭВ и снижение нагрузок на систему;
‒ улучшение условий администрирования системы [3].
С 1 января 2015 года все органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды обязаны работать только в рамках новой СМЭВ, которая будет считаться единым электронным сервисом, также запрещается самостоятельная разработка новых сервисов. Регионы должны присоединиться с 1 января 2017 года. Исполнителем работ по всей инфраструктуре СМЭВ является «Ростелеком». Первые данные о работе СМЭВ предоставил единственный оператор ее инфраструктуры — «Ростелеком» 9 сентября 2011 года, где упоминается частота запросов: 4,5 млн. ежемесячно. 15 февраля 2016 года Минкомсвязь России представило подробный отчет о работе СМЭВ в 2015 году. Суммарное количество транзакций органов власти и кредитных организаций выросло с 4,3 млрд (2014 г.) до 7,4 млрд. Таким образом, на данный момент к системе подключено около 12 000 точек, около 100 — федерального уровня, а количество обработанных запросов за 2015 год составило около 7 млрд. единиц.
Госуслуги возможно получить через Единый государственный портал государственных и муниципальных услуг (далее ЕПГУ или Портал госуслуг: www.gosuslugi.ru). Также существуют специализированные региональные порталы. Например, Информационный портал гос. и муниципальных услуг Нижегородской области https://gu.nnov.ru/.
Особенность таких порталов состоит в том, что через запрос в онлайн-доступе через любой портал госуслуг перенаправляется сведение об этой заявке в конкретное ведомство, и далее осуществляется конкретная услуга, посредством чего данный инстврумент служит каналом, обеспечивающий связь власти и общества в режиме онлайн. С самого начала первоначальной и главной задачей при обсуждении портала Минкомсвязь РФ видело в доступности госуслуг для гражданина «в любом месте и в любое время». Попытки создать Портал госуслуг выливались в разработку разнородных информационных ресурсов органов власти.
15 декабря 2009 запускается второй сайт ЕПГУ www.gosuslugi.ru с интегрированным в него реестром госуслуг. Портал обладал лишь информацией о 65 федеральных и 2282 региональных услугах и возможностью зарегистрировать свой личный кабинет. Так за первый год работы нового сайта ЕПГУ 336 тыс. человек зарегистрировались (2 тыс. иностранные граждане), отправлено 581 тыс. заявок на получение госуслуг.
В 2014 году произошел заметный скачок в развитии многих новых сервисов на базе ЕГПУ. Стоимость проекта обновленного Портала в 2014 году составила 80 млн. рублей [2]. На конец 2016 года в системе зарегистрировано 35 млн. пользователей или порядка 25 % населения России.
Современная модель ЕПГУ включает в себя набор определенных сервисов:
‒ информацию о возможных госуслугах и бланки для заполнения обрщений;
‒ механизмы предоставления госуслуг онлайн,
‒ Единая система идентификации и регистрации (ЕСИА), разработанная ПАО Ростелеком, обеспечивает разный уровень доступа только что зарегистрированным пользователям, полноценный уровень доступа для физических лиц и юридических лиц, а также государственным служащим, работающим на портале, администраторам, разработчикам портала;
‒ мобильное приложение Портала госуслуг;
‒ электронная подпись для граждан и сотрудников ведомств и Универсальная идентификационная карта (УЭК), обеспечивающая дополнительную защиту при совершении транзакций, подтверждении получения госуслуги онлайн.
‒ система МФЦ под брендом «Мои документы», ставящая перед собой целью обеспечение доступности и быстрое оказание госуслуг любой сложности по принципу «одного окна».
Следуя цели нашего исследования и использую структурно-функциональный подход к исследованию ЭП, определим, что актуальную структуру основных механизмов, реализуемых в рамках проекта «Электронное правительство России», возможно представить в виде упрощенной схемы, в которой стрелками обозначим порядок получения госуслуг для граждан (Citizen — «С») и бизнеса (Business — «B») и межведомственного взаимодействия (Government — «G») (см. рис. 1).
Рис. 1. Структура механизмов электронного правительства России
Исходя из этого, на примере коммуникации сфер из менеджмента, мы выделяем следующие сферы взаимодействия в рамках ЭП, предполагающие двустороннюю связь: G2G, G2B и G2C. Мы можем отметить тот факт, что ЕПГУ, ЕСИА, СМЭВ и МФЦ являются связующими механизмами предоставления электронных госуслуг населению и бизнесу в ходе развития электронного правительства в России.
Таким образом, на современном этапе именно государственная власть является движущей силой построения ЭП в России, которая проводит политику информатизации федеральных и региональных ведомств, занимается развитием электронной инфраструктуры и правового поля в данной сфере. ЭП России — это масштабный федеральный проект по построению современного высокотехнологичного канала коммуникации и канала обратной связи между гражданами и властью. При всем этом, на наш взгляд, совершенствование отечественного ЭП в условиях демократии и развития ИКТ все больше требует должного гражданского отклика и обсуждения, выработки совместно с властью соответствующих гражданских инициатив. В этой связи дальнейшее изучение ЭП представляется перспективным направлением как политологических, так и междисциплинарных исследований.
Литература:
- Вертлиб В. А., Фархадов М. П., Петухова Н. В. «Электронное государство» как автоматизированная система массового обслуживания населения. — М.: МАКС Пресс, 2008. — 148 с.
- Единый портал государственных и муниципальных услуг России // Портал TAdviser. URL: www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 3.06.2017).
- О планах развития Системы межведомственного электронного взаимодействия на 2015 год. // Портал CNews. URL:http://filearchive.cnews.ru/img/forum/2014/12/18/prezentatsiya_po_voprosu_ii_smev.pdf (дата обращения: 6.06.2017).
- «Об определении ОАО «Ростелеком» единственным исполнителем мероприятий в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)». Распоряжение Правительства РФ от 26.08.2009 n 1231-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649333/ (дата обращения 29.06.2017)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». // URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/ (дата обращения 29.06.2017)\\
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 207-р // Поиск закона.// URL: http://poisk-zakona.ru/155969.html (дата обращения 12.06.2017)
- Системный проект электронного правительства Российской Федерации до 2020 года // Минкомсвязь России. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/225576730/?*=9MZkqkhCg6ZOkRVyjhmGsxoiyk97InVybCI6Imh0dHA6Ly9taW5zdnlhei5ydS91cGxvYWRlZC9maWxlcy9zaXN0ZW1ueWlpLXByb2VrdC1lbGVrdHJvbm5vZ28tcHJhdml0ZWxzdHZhLXJmLnBkZiIsInRpdGxlIjoic2lzdGVtbnlpaS1wcm9la3QtZWxla3Ryb25ub2dvLXByYXZpdGVsc3R2YS1yZi5wZGYiLCJ1aWQiOiIyMjU1Nz Y3MzAiLCJ5dSI6IjgwMzQyOTIxMjE0OTAyNzE1MzIiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE0OTk0NDI5MzQ2MTZ9&page=1&lang=ru (дата обращения: 7.07.2017).
- Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию информационного общества. // Пресс-служба Президента России. URL: http://www.ar.gov.ru/authority/documents/index.php?id_19=132 (дата обращения 12.06.2017)
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html (дата обращения 12.06.2017)
- Чачин Петр. Правительство обещает, что СМЭВ облегчит жизнь граждан. // PCweek URL: http://www.pcweek.ru/gover/article/ detail.php?ID=134193 (дата обращения 29.06.2017)