Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 14.07.2017

Статья просмотрена: 2037 раз

Библиографическое описание:

Карасева, А. В. Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе / А. В. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45096/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматриваются основополагающие подходы в обучении учащихся начальной школы фонетической стороне речи иностранного языка. Автором раскрыты трудности формирования фонетических навыков и пути их решения. Уделено внимание комплексу фонетических упражнений, направленных на постановку правильного произношения звуков.

Ключевые слова: фонетическая сторона речи, фонетика, фонетические навыки, фонетические игры, контроль навыков, проблема неправильного произношения звуков

The article is devoted to the fundamental approaches in teaching foreign language phonetics in primary school. The author identifies difficulties in developing phonetic skills and the ways of avoiding these problems focusing on the complex of phonetic exercises aimed to develop correct pronunciation of phonetic sounds.

Key words: phonetic aspects of speech, phonetics, phonetic skills, phonetic games, control of skills, problems of mispronunciation of phonetic sounds

В наше время становится все меньше людей, которые бы опровергали факт пользы от изучения иностранных языков. Каждый родитель, вовлекающий своего ребенка в изучение иностранных языков, рано или поздно сталкивается с определенными трудностями. Важно выбрать правильный метод знакомства ребенка с иностранным языком, И что немаловажно — выбрать грамотного педагога, который обладал бы идеальным акцентом, так как фонетический аспект в этом деле — один из главных.

Проблема неправильного произношения весьма актуальна в наше время. С. С. Пашковская в своей статье «Особенности изучения иностранного языка детьми и взрослыми» пишет, что дети дошкольного возраста гораздо больше предрасположены к изучению иностранных языков, чем взрослые. Однако большинство детей так или иначе сталкивается с рядом проблем при изучении фонетики иностранных языков. Стоит заметить, что слишком раннее изучение иностранных языков может привести в дальнейшем к проблемам с родным языком. Это, прежде всего, касается детей с логопедическими дефектами. Под влиянием фонетического ряда незнакомого языка, работа по исправлению этих дефектов может затянуться надолго.

Можно сделать вывод, что мнение: «чем раньше, тем лучше», ошибочно. Логопеды считают, что изучение с 1-го класса двух иностранных языков, так же нецелесообразно. Это может привести к переутомлению и даже полному неприятию предмета. Форму занятий иностранным языком для дошкольника необходимо подбирать исходя из индивидуальных психологических особенностей ребенка.

Возвращаясь к основным проблемам при изучении языка в начальной школе, обратимся снова к статье С. С. Пашковской, которая формулирует проблему так: «Мы слышим только те звуки, которые умеем произнести». И «чтобы правильно произнести тот или иной звук чуждого языка, учащийся должен внести определенные изменения в привычную для него артикуляцию» («Вопросы фонетики и обучению произношения», Берштейн С. И., Москва, МГУ, 1975). Если говорить о детях дошкольного возраста, то здесь проблема будет иметь больший масштаб, ведь ребенок только учится разговаривать на родном языке. Если все же родитель решается на раннее освоение ребенком иностранного языка, то он должен учесть все тонкости этого серьезного решения. В первые несколько лет обучения иностранному языку ребенок должен заниматься с педагогом исключительно индивидуально. Занятия в группе в дошкольном возрасте рискуют быть малополезными. Любые дополнительные звуки будут мешать усвоить без того сложный материал.

Возвращаясь к детскому восприятию школьного возраста, безусловно, многое зависит от индивидуальных особенностей ученика. Но педагог играет главную роль. Важно уделять как можно больше времени контролю усвоения фонетических особенностей языка каждым учеником. На этом этапе все дети сталкиваются с одной и той же проблемой в области фонетики: дефект восприятия. Нарушение произношения — «следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (т. е. дефекты восприятия) либо как несформированность операций и отбора и реализации (т. е. дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков». («Особенности изучения иностранного языка детьми и взрослыми», С. С. Пашковская, 2010).

Эта проблема возникает у всех детей на первом этапе изучения языка, очень важно работать над фонетическими ошибками. Эти ошибки должны быть устранены в первый год изучения языка. В противном случае, они повлекут за собой ряд следующих проблем: ошибки произношения укоренятся и исправить их будет уже гораздо труднее.

Рассмотрим проблемы произношения отдельных звуков. Обратимся к такому примеру: в русском языке есть звуки [з, с] — глухой и звонкий, а в английском — не только [з, с] — глухой и звонкий, но и межзубный, свистящий. Этот звук в русском языке считается дефектом. Если у ребенка есть этот дефект, то в английском языке все свистящие звуки он заменит межзубный свистящий (язык между зубов). А это уже искажение не только произношения, но и смысла слова.

В наши дни существует множество методик отработки фонетического аспекта. Самая распространенная — имитация. Например, просим произнести звук [f] и затем слово five [faiv]. Приём используется при работе над звуками [b, v, k, g, s, z]. Также распространенным методом является имитация, основанная на осознании различий в произнесении звуков: внутри английского языка и в сопоставлении с русским языком. Например, сравниваем русское [т] и английское [t]. Использовать этот пример наиболее уместно в случаях, когда звуки в русском и английском языках хотя и близки, но различаются по артикуляции.

Использование при чтении транскрипции также является распространенным методом, который используется в каждой школе. На данном этапе изучения фонетики проблемой может являться плохое усвоение теории, так как транскрипция — не самый легкий этап в изучении языка. Первоначально ребенку нужно запомнить, как изобразить тот или иной звук, а далее его имитировать. Для некоторых детей данные задачи становятся труднее самой имитации звуков. В школах частичная транскрипция даётся с первых уроков обучения чтению.

Дифференциация звуков на слух — одна из важнейших методик, в ней не просто изучается фонетика, и отрабатываются ее аспекты, но и развивается концентрация, сосредоточенность, внимание. Метод осуществляется так: педагог произносит звуки и дает задание учащимся поднять руку тогда, когда они услышат отрабатываемый звук. Учитель произносит звуки, например: [I, i:, e, u, u:]. При звуке [i] дети должны поднять руку.

Многие последствия, связанные с уже имеющимися проблемами в области фонетики английского языка, важно устранять с помощью заданий на слух. Во-первых, таких, как описаны ваше. Во-вторых, с помощью аудиозаписей. В процессе отработки и устранения последствий, педагог должен использовать данную методику каждое занятие. Важно не только пользоваться аудио материалом, но также использовать свою собственную живую артикуляцию. В рамках данного метода слушать и произносить отдельные звуки, буквосочетания, словосочетания и маленькие диалоги.

Стоит отметить, что наиболее распространенным методом отработки звуков на базе аудио материалов является прослушивание песен и, главным образом, их пение. Во время пения дети распевают звуки, что дает им лучше понять, что это за звук и как его реализовать на практике.

Фонетические игры. Игровые технологии в рамках фонетического обучения — также очень важный аспект в изучении иностранного языка. Игра, как и труд, и ученье, — один из основных видов деятельности человека. Это вид деятельности, где создаются условия ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Использование игровых педагогических технологий даёт хорошие результаты, повышает интерес учеников к предлагаемому материалу и позволяет в овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации. Рассмотрим несколько примеров описания артикуляции английских звуков. Данные модели представляют собой фонетические упражнения.

1. Шарики сдуваем. Предложите детям представить себе воздушные шарики, из которых выходит воздух [ssss].

2. У врача. Дети представляют себе ситуацию, в которой они посещает врача и показывают ему горлышки. Чтобы врач хорошо осмотрел горло, детям необходимо произнести звук [a:].

3. Греем ручки. Предложите детям погреть ручки или выдохнуть на зеркальце или очки [h]. Если звук произнесен правильно, то руки почувствуют тепло, а стекла запотеют. Следите, чтобы у детей получился практически бесшумный английский звук [h] и не было призвука, характерного для русского [х], когда в ротовой полости задняя часть языка прижимается к мягкому небу.

Среди педагогов также распространена такая игра: есть некий герой — мистер Язычок и его различные истории, ребятам демонстрируется картинка с мистером Язычком и карточки со звуками, например: сегодня наш друг Mr. Tongue приглашает нас прогуляться с ним по лесу (включаем кассету с записью звуков леса). Итак, мы с вами в лесу. Под ногами у нас шуршит листва и ветки, иглы и шишки: [∫-∫-∫]. И вдруг на нас нападают комары и жужжат: [z-z-z]. А мы их отгоняем вот так: дети хлопают в ладоши. Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по лесу: [∫-∫-∫]. Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: [ð-ð-ð]. Мы стараемся не делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую опушку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим: [wau-w-wau].

Подводя итоги, несомненно, стоит выделить тот факт, что фонетический аспект в изучении английского языка школьниками стоит большого внимания, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Допущенные ошибки в этом вопросе будет сложно исправлять. Всегда стоит, в первую очередь, уделять внимание контролю изучения, контролю выполнения заданий и результатам с первых недель изучения английского языка в школе. Е. И. Пассов пишет, что наибольшее внимание стоит уделять на ранних изучениях языка, важен контроль, но также и самоконтроль. Педагог должен иметь четкие цели и задачи на каждый урок.

Литература:

  1. Пашковская С. С., статья Особенности изучения иностранного языка детьми и взрослыми», 2010
  2. Берштейн С. И., «Вопросы обучения произношению», 1975
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. — М. Просвещение, 1997
  5. Пассов Е. И., «Урок иностранного языка в средней школе», 1988 (с. 170–186)
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, звук, ребенок, английский язык, проблема, дошкольный возраст, изучение языка, русский язык, фонетический аспект, начальная школа.


Ключевые слова

фонетика, фонетическая сторона речи, фонетические навыки, фонетические игры, контроль навыков, проблема неправильного произношения звуков

Похожие статьи

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников

Автор представляет систему дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического восприятия у дошкольников и её роль в коррекционно-развивающей работе. Особое внимание уделяется этапам развития фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков, и п...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Правила речевого этикета на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматриваются правила речевого этикета, обеспечивающих воспитание развитой личности на основе создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру; путем формирования элементарных ...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые долж...

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Похожие статьи

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников

Автор представляет систему дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического восприятия у дошкольников и её роль в коррекционно-развивающей работе. Особое внимание уделяется этапам развития фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков, и п...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Правила речевого этикета на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматриваются правила речевого этикета, обеспечивающих воспитание развитой личности на основе создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру; путем формирования элементарных ...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые долж...

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Задать вопрос