Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Одной из важных задач модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В связи с этим особую важность и актуальность приобретают вопросы психолого-педагогического сопровождения детей на разных этапах их развития. Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ и детей-инвалидов в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование.
С этой целью в системе дошкольного образования создаются различные варианты инклюзивного образования. Одной из форм оказания образовательных услуг семьям детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста, где дети по какой — либо причине не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня пребывания, является организация в дошкольных учреждениях Лекотеки. Слово «лекотека» («Lekotek») произошло из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» — «собрание», «коллекция».
Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого- педагогического сопровождения социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, организации дошкольного образования, поддержки развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также оказания психолого-педагогической помощи их родителям (законным представителям).
Основными задачами Лекотеки являются:
– реализация образовательной программы, разработанной на основании особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
– проведение психопрофилактики, психотерапии ипсихокоррекции средствами игры удетей с ограниченными возможностями здоровья;
– обучение родителей (законных представителей), специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
– проведение психопрофилактической ипсихокоррекционной работы с членами семьи детей с ограниченными возможностями здоровья;
– проведение психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);
– оказания содействия в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
– помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
– поддержание инициативы родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
Основными формами работы Лекотеки
Достижение целей и задач Лекотеки происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий (продолжительность групповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей).
Групповую работу может проводить специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. При работе с группой от 4 до 6 детей, в число которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.
Индивидуальная работа специалистов: педагога психолога, учителя-дефектолога, учителя — логопеда с детьми может проводиться в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми может составлять не более одного часа. При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать лекотеку, предусматривается выезд специалистов (педагога психолога, учителя — дефектолога, учителя — логопеда, воспитателя и др.) на дом. Продолжительность таких визитов может составлять не более трех часов. Один час используется для занятий с ребенком, остальное время на консультирование родителей (законных представителей).
Для обследования семейных ситуаций, диагностики возможностей детей, анализа проделанной работы специалистам Лекотеки, допускается фиксирование индивидуальных и групповые занятий, консультаций на видеозапись. Целесообразность использования видеозаписи определяется самим специалистом и осуществляется только с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.
Диагностический игровой сеанс — представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном помещении. Специалист ведет наблюдение за происходящим. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам диагностического игрового сеанса составляется сезонный план сопровождения семьи.
Во время терапевтического игрового сеанса (в пределах 30–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста Лекотеки с ребенком в присутствии родителей, а иногда — с их участием.
В групповом родительском тренинге участие принимается добровольно. Групповой родительский тренинг — это тренинг по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. При необходимости родителям предлагается участвовать в тренинге на основании результатов диагностического игрового сеанса.
Специалисты группы Лекотеки обязаны соблюдать требования конфиденциальности информации в отношении лиц, посещающих данную группу.
Организация работы лекотеки строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
- Принцип социального взаимодействия.
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- Принцип динамического развития образовательной модели лекотеки. образовательного процесса.
Основные методы лекотеки.
Игра является основным методом Лекотеки. Для привлечения воспитанников с ОВЗ и детей — инвалидов в активную игровую деятельность для обучения и развития необходимы определенные вспомогательные средства. Материальная база Лекотеки должна быть разнообразной и включать в себя следующее:
– игрушки для развития ручных навыков, тактильного, слухового восприятия, развития речи и языка, мышления;
– игрушки для развития социально-эмоционального развития, игры с водой, песком;
– музыкальные игрушки;
– компьютерные игры;
– оборудование для детей с нарушениями движений, для развития общей подвижности, средства для невербальной коммуникации.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» необходимо оснастить образовательную организацию специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей сОВЗ (пандусные съезды, лифты для подъема и спуска, система противопожарной сигнализации и оповещения, тактильные таблички и т. д.). Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо создать особую предметно-развивающую среду, которая обеспечит положительное коррекционно-развивающее воздействие.