Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 19.07.2017

Статья просмотрена: 1441 раз

Библиографическое описание:

Кузьмичев, С. М. Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах / С. М. Кузьмичев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45149/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время вопрос об определении роли человеческого капитала в эффективном развитии экономики принимает наиболее актуальное значение. Современные ученые экономисты определяют человеческий капитал основополагающим богатством государства, способным обеспечить его устойчивое и стабильное развитие, а также поддерживать состояние конкурентоспособности среди ведущих мировых держав. Путь становления настоящего понимания человеческого капитала претерпевал значительные изменения во взглядах исследователей, наиболее актуальными как нам представляется, являются труды Вильяма Петти, Ирвинга Фишера и Теодора Шульца.

Вильям Петти предпринял одну из первых попыток к систематизации способностей человека к труду как фактора экономического развития. В своем научном труде «Политическая арифметика» Петти полагал, что «весь род людской имеет такую же стоимость, как и земля, будучи по своей природе столь же непреходящим [1].

Он производил оценку величины запаса человеческого капитала капитализацией заработка как пожизненной ренты, с рыночной ставкой процента, а величину заработка он определял путем вывода личного дохода из национального дохода.

Не менее существенный вклад в развитие учений о человеческом капитале внес Ирвинг Фишер, который определил человеческий капитал как меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию [2].

Теодор Щульц внес ощутимый вклад в развитие теории человеческого капитала в ее современном понимании, а также оказал неоценимое воздействие на принятие существующей научной общественностью указанной категории. Т. Шульц первые рассмотрел понятие человеческого капитала через призму производительного фактора. Опираясь на свое понимание Шульц относил к основным результатам инвестиций в человека накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и пр. По его мнению, человеческий капитал обладает всеми необходимыми признаками производительного характера, он способен накапливаться и воспроизводиться [3].

В советской экономической энциклопедии человеческий капитал определяется как особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы [4]. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт.

Основываясь на взглядах ученых экономистов и позиций экономической теории по нашему мнению человеческий капитал следует рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, включающую в себя самого человека, его знания и умения, интеллектуальные и управленческие возможности, среду его производственной и трудовой деятельности, других взаимосвязанных между собой элементов обеспечивающих эффективные результаты его деятельности, направленные на рациональное функционирование накоплений как производительного фактора развития.

Исходя из указанной позиции основные направления формирования и развития человеческого капитала следует рассматривать с двух позиций:

  1. С точки зрения формирования человеческих способностей, а именно укрепление здоровья человека, приобретение необходимого образования, совершенствование полученных профессиональных навыков;
  2. С точки зрения реализации приобретенных способностей для производительных целей или для культурной либо политической деятельности.

При помощи изложенных позиций, необходимо определить основной путь развития человеческого капитала, который заключается в повышении имеющегося образовательного и профессионального уровня человека, экономическую культуру, отношения стимулирования относительно результатов деятельности, распределительные отношения, связанные с правильным направлением имеющихся ресурсов, улучшение условий труда и, соответственно повышение существующего уровня жизни.

Рассматривая человеческий капитал необходимо обратить внимание на необходимость его стимулирования. Полагаем, что стимулирование человеческого капитала необходимо осуществлять посредством инвестиций, которыми могут выступать повышение уровня образования, доступность к имеющимся государственным ресурсам самообеспечения, развитие медицины, увеличения социальных гарантий и льгот и т. д. Стимулирование прежде всего требуется для экономического развития государства и обусловлено необходимостью повышения уровня жизни населения.

Неоднозначность понятия «человеческий капитал» обусловливает разнообразие подходов к его измерению и оценке. Проблема его измерения имеет множество решений, ни одно из которых не может претендовать на статус комплексного и системного. Мы предлагаем оценивать человеческий капитал посредством социального метода. Суть данного метода, по-нашему, заключается в том, что за основу берутся социальные группы людей одной принадлежности (например, военнослужащие, медицинские работники, население со средним уровнем доходов и т. д.). В зависимости от потребности государства следует распределять инвестиции по социальным группам, которые следует развивать в определенный момент времени. Однако следует обратить внимание, что при этом, не следует умалять значение иных социальных групп и принимать дальнейшие меры по недопущению социального недовольства среди не инвестируемых групп. С учетом складывающейся социально-ориентированной обстановки в государстве вложение инвестиций следует подкреплять принятием соответствующих правовых норм (например, постановлением Правительства или указом Президента). Для того чтобы внедрить и эффективно использовать указанный метод оценки человеческого капитала следует каждое вложение инвестиций закреплять посредством принятия правовых норм в имеющихся правовых актах либо разработки новых. Для каждого вклада инвестиций органам исполнительной государственной власти следует экономически обосновывать принимаемое решение перед населением с целью удержания имеющегося кадрового потенциала и необходимости финансового роста.

Внедряя данный метод оценки человеческого капитала, следует большое внимание уделять подсчету экономического эффекта и целесообразности вкладываемых инвестиций. В связи с этим следует изучать вопрос достижения намеченной цели и учитывать превышение экономической целесообразности над затраченными ресурсами.

Таким образом, представляется, что современное государство, обладая наибольшими ресурсами и возможностями по сравнению с частным сектором и бизнесом, несет главную ответственность за развитие человеческого капитала. Его главная задача состоит в формировании условий эффективной реализации программ развития социальной и биологической составляющей системы человеческого капитала и их согласование.

Актуальные происходящие в настоящее время экономические события и преобразования, происходящие в нашей стране, требуют пристального внимания к проблемам формирования человеческого капитала как одного из условий обеспечения экономического роста при переходе на инновационный путь развития улучшения уровня жизни населения.

Литература:

  1. Классика экономической мысли: сборник работ / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Д. М. Кейнс, М. Фридмен. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000. - 894 с.
  2. Фишер Ирвинг. Покупательная сила денег: отрывки / Ирвинг Фишер // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. - 2005. - Т. 3. - С. 469-515.
  3. Шульц Теодор У. Экономика пребывания в бедности: Нобелевская лекция 8 декабря 1979 г. / Теодор У. Шульц; перевод В. Л. Голман - М.: ЭКСМО-пресс, 2002. - 74 с.
  4. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / гл. ред. А. М. Румянцев. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 559 с.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, вложение инвестиций.


Похожие статьи

Экономико-управленческие аспекты формирования фондов целевого капитала в региональных системах

Аксиоматические принципы правового государства и особенности их трансформации в современных условиях

Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России

Роль и значение модернизации промышленности в современных условиях развития экономики

Экологические проблемы современного общества и их пути решения

Проблемы правовой специфики гражданского оборота в современной российской правовой системе

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Похожие статьи

Экономико-управленческие аспекты формирования фондов целевого капитала в региональных системах

Аксиоматические принципы правового государства и особенности их трансформации в современных условиях

Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России

Роль и значение модернизации промышленности в современных условиях развития экономики

Экологические проблемы современного общества и их пути решения

Проблемы правовой специфики гражданского оборота в современной российской правовой системе

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Задать вопрос