В современном обществе нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Тем самым перед школой выдвинута задача воспитания свободной, образованной, активной личности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения. Это развивает мышление, восприятие, память. Ученые педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ И АРИЗ СЧИТАЮТ, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
- Способность рисковать,
- Гибкость в мышлении и действиях,
- Скорость мышления,
- Дивергентное мышление,
- Богатое воображение,
- Высокие эстетические ценности,
- Развитая интуиция.
Анализируя, можно сделать вывод, что творческое воображение и качество творческого мышления обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
– развитие воображения,
– развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.
Что такое творчество? Творчество- это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней.
Уроки технологии — это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. И для учителя –одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучить психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
На протяжении все педагогической деятельности уроки планирую так, чтобы развивать творческие способности учащихся. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой.
Поэтому в первую очередь необходимо:
– развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;
– научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия;
– воспитывать коммуникативные качества личности.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников,я использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:
- Прием «Мозговой штурм». Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
- Прием «Нелогичные связи». Прием направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мыщления учащихся, умение использовать природные формы для создания изделия.
- Прием «Морфологические матрицы». Позволяет создать конструкцию нового изделия,выбрав две важные характеристики. Предлагаются все возможные варианты каждой характеристики и рассматриваются все сочетания.
- Метод «Фокальных объектов». В нем признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый обьект, в результате чего получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления.
- Метод «Гирлянд случайностей и ассоциаций». Этот метод позволяет найти большое число подсказок.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие их уровню. Приведенные методы применяю на уроках, причем на разных этапах(в виде разминки, в практической части, как домашнее задание), также в кружковой и внеклассной работе. Упражнения могут быть не только учебной тематики, но и более широкой социальной деятельности. Их можно использовать как дополнительные индивидуальные задания или в рубрике «Подумай и предложи рещение»
Данные методы и приемы позволяют развивать творческие способности, что способствует наиболее эффективно применять компетентностный подход к обучению на уроках технологии. Программа ФГОС значительно способствует развитию творческих способностей.
При выборе модели фартука в 5 классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения- передник с простейшими элементами отделки, средний уровень- цельнокроеный фартук с накладными карманами и отделкой, высокий уровень — отрезной с изменением деталей. Также подбирают цвета, используя цветовой круг.
При изучении темы «Производство ткани» в 5 классе предлагаем выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно — нити — ткань, а придумывают ребусы, рисунки.
В 7 классе при изучении темы «Свойства тканей» даю учащимся задания не просто составить коллекцию тканей, а оформить творчески.
Тему «Интерьер» в 6 классе изучаем, выполнив макет окна. Девочки с увлечением работают дизайнерами, украшая окна шторами.
При изучении раздела «Кулинарии» у девочек формируются навыки приготовления пищи. Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Показываю приемы украшения и даю задания придумать свое украшение. Также творчески украшают рецепты блюд.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно- творческой работы, позволяет формировать эстетический вкус. Обучение детей искусству вышивания и вязания я не свожу работу к выполнению образцов. После изучения определенных технических приемов учащиеся изготавливают полезные вещи: салфетки панно, картины, игрушки.
Например, в 5 классе при изучении темы «Вышивание» девочки украшают вышивкой платочек, распашонку, полотенце. Вышивая лентами делают каждая свою работу: картины, игольницы и т. д.
Развитию творчества, самостоятельности способствует в большой степени метод проектов. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащиеся самостоятельно могли выбрать свою, которая им интересна. Подход к выполнению творческий. Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны предложить несколько вариантов моделей своей работы. Поощряю любую творческую фантазию.
Организация внеурочной деятельности в условиях новых стандартов образования позволяет решить задачу развития творчества. Дети сами выбирают направление по своим интересам. Каждое занятие должно быть развивающим. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет смысл организовать работу учащихся в группах.
В 5 классах успешно проводились следующие виды внеурочки:
- «Правильное и полезное питание», где учащиеся ознакомились с полезными и вредными продуктами, научились готовить полезные блюда.
- «Мастерская пластики», где дети изготавливали изделия из разных видов материала: пластилина, теста, холодного фарфора.
В 6 классах: «Веселая кулинария», «Декупаж».
В 7 классах: «Интерьерные куклы»
Практика показывает, что, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается, и возникает потребность в активной социализации и профессионального самоопределения. Поэтому в старших классах (8–9 классах) целесообразней работать по проектным, общественно-полезным и научно-исследовательским направлениям.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужен правильный подход.
Я стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: изделия из мешковины для украшения интерьера, украшения из сутажа. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает ее богаче и духовно выразительнее, что способствует рождению настоящей личности.
Литература:
- Байбородова Л. В. Серебрянников Л. Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие, — М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
- Касьянов В. П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
- Лопанова Е.В, Рабочих Т. Б. Личностно-деятельностные технологии обучения.