Проверка эффективности педагогических условий организации процесса формирования экономической компетентности у учащихся 6 классов проходила в условиях развивающего эксперимента.
Цель экспериментальной работы заключалась в обосновании эффективности разработанных нами педагогических условий формирования экономической компетентности. Для выполнения цели мы использовали ряд исследовательских методов, которые вошли в состав педагогического эксперимента, проходившего с 2016 г. по 2017 г. Эксперимент состоял из 4 этапов, которые имели свои задачи, являющие промежуточными на пути к достижению общей цели педагогической экспериментальной работы.
Так при подготовительном этапе нами был разработан диагностический инструментарий для определения экономической компетентности учащихся 6 классов. В соответствии с выделенными нами ранее компонентами экономической компетентности, в диагностическом инструментарии также выделены три критерия: когнитивный, ценностно-мотивационный и операционно-деятельностный. На диагностическом этапе исследования нами был проведен анкетный опрос родителей и учащихся, направленный на выявление отношения участников образовательного процесса к школьным предметам и в частности к экономике. Здесь также был произведен выбор экспериментального и контрольного класса, и осуществлен анализ компонентов образовательного процесса. На практическом этапе главными задачами явились определение имеющего уровня экономической компетентности учащихся и непосредственное проведение формирующего эксперимента по формированию экономической компетентности у учащихся. На обобщающем этапе происходила обработка, анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, а также определение практической значимости исследования.
На диагностическом этапе исследования нами был проведен анкетный опрос родителей и учащихся, направленный на выявление отношения участников образовательного процесса к школьным предметам и в частности к экономике. На данном этапе в исследовании принимали участие 57 родителей и 59 учащихся 6 классов МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска».
В результате анализа результатов анкетного опроса «Отношение к школьным предметам», где анкетированным необходимо было проранжировать школьные предметы в порядке важности от 1 до 14, было выявлено, что у учащихся интересом пользуется такие предметы, как литература, биология, география и обществознание, что сами учащиеся объясняют простотой изложения и связью с жизнью. Для родителей же важным фактором является успешная сдача их детьми экзаменов, поэтому наиболее важными предметами родители назвали русский, математику и обществознание. В качестве аргументов такого выбора родители приводили такие как «их необходимость в дальнейшем при поступлении в университет», «большая связь с жизнью», «обеспечивают престижной профессией». Обобщено результаты анкетного опроса представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Отношение к школьным предметам у родителей и учащихся
Также на диагностическом этапе был проведен опрос родителей и учащихся «Предметы (кружки), которые вы хотели бы изучать (хотели бы, чтобы ваш ребенок изучал) в школе». Результаты опроса учащихся и родителей имеют некоторые сходства и различия. Учащиеся в школе хотели бы изучать «робототехнику», «искусство фотографии» и «экономика». Родители бы хотели, чтобы их ребенок в школе имел возможность изучать такие предметы (кружки) как «второй иностранный язык», «экономика», «искусство фотографии» и «робототехника». На рисунке 2 мы может увидеть, что и родители, и ученики хотели бы изучать экономику в школе.
Рис. 2. Предметы (кружки), которые вы хотели бы посещать
Как мы можем увидеть из анкетированного опроса «Отношение к школьным предметам» у учащихся 6 классов и их родителей есть образовательная потребность в изучении дисциплин, которые связаны с экономической деятельностью. Так одним из важных предметов в школьной программе учащиеся и родители выделили обществознание (среднее значение выбора 8,9 и 13,1 соответственно). Кроме того, большинство учащихся и их родителей, хотело бы видеть в качестве дополнительных занятий, такой предмет как «экономика» (11,9 % и 10,5 % соответственно).
С сентября 2016 года на базе МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска» проходил эксперимент по формированию экономической компетентности у учащихся 6 классов. В эксперименте по формированию экономической компетентности учащихся принимало участие 60 человек: экспериментальный класс — 30 человек, контрольный класс — 30. В сентябре учащиеся контрольного и экспериментального классов прошли контроль на знание экономических терминов и опросник «Я и экономика». В терминологическом диктанте учащимся предлагалось дать определение пяти экономическим терминам: экономика, деньги, бюджет, собственность и банк.
В опросе «Я и экономика» учащимся предлагалось решить 6 экономических ситуаций, за решение каждой ситуации можно было получить до 2 баллов. Данные задание в первую очередь показывали не знание учащимся определенных экономических понятий и закономерностей, сколько действия в данной экономической ситуации. По результатам опроса был выявлен уровень развития экономической компетентности на операционно-деятельностном уровне у учащихся.
Для более успешного формирования экономической компетентности учащихся нами был разработан и внедрен в практику школы элективный курс «Основы экономики», к которому также была составлена рабочая тетрадь, с аналогичным названием. Курс преподавался в экспериментальном классе 1 час в неделю. На практике курс экономики учащиеся осваивали с помощью дискуссий («Ценна и ценность», «Как выбрать профессию», «Как работает рынок»), деловых игр («Методы рекламы», «Профессии членов моей семьи»), а также практических заданий, которые ориентировались на повседневную жизнь учащихся («Как сделать правильный выбор», «Как распланировать свое личное время», и др.). Учащиеся были активны на протяжении всего элективного курса, активно включались в творческую и исследовательскую деятельность, что еще раз подтверждает наличие у них интереса к овладению этой области знаний на данном возрастном этапе.
Кроме того, в целях более эффективного формирования экономической компетентности учащихся 6 классах, а также межпредметными связями экономики с другими науками, была проведена беседа с учителями-предметниками, по поводу включения экономических вопросов в преподаваемый ими предмет: в «историю» были включены вопросы о торговле и промышленности стран, о различных профессиях Средневековья, о деньгах в Древней Руси; в «географии» рассматривались вопросы о значении различных видов ресурсов (возобновимых, невозобновимых и неисчерпаемых; трудовых, земельных, водных, биологических и др.); в «математике» использовались математические методы решения задач с экономическим содержанием.
На завершающем этапе эксперимента учащимся экспериментального и контрольного классов предлагалось пройти ценностно-мотивационную, когнитивную и операционно-деятельностную диагностики.
Как мы можем увидеть из таблицы 1, учащиеся экспериментального класса оказались более успешны в овладении экономической компетентностью, в отличии от своих сверстников из контрольного класса, у которых экономическая компетентность формировалась скорее всего стихийно.
Таблица 1
Результат формирования экономической компетентности уучащихся 6 классов
Критерии экономической компетентности |
На начало эксперимента |
На конец эксперимента |
||
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
|
Когнитивный |
3,3 |
3,5 |
3,9 |
3,6 |
Ценностно-мотивационный |
3,6 |
3,6 |
4,1 |
3,4 |
Операционно-деятельностный |
3,8 |
3,8 |
4,4 |
4,0 |
Стоит отметить, что для оценки ценностно-мотивационного критерия мы взяли настоящее время, как параметр временной регуляции ценностных ориентаций, так как нам важно проследить изменение ценностных установок в отношении экономики в настоящем времени. Также для удобства уровневая система операционно-деятельностного критерия была переведена в пятибалльную систему. Предположив то, что учащиеся с высоким уровнем операционно-деятельного критерия получили по пятибалльной шкале оценку близкую к пяти, учащиеся со средним — отметку 4, а с низким отметку 3. В результате мы получили отметку 3,8 у учащихся на начальном этапе эксперимента, а также 4,4 и 4,0 на конечном этапе эксперимента у экспериментального и контрольного класса соответственно.
Как видно из таблицы 1 рост сформированности экономической компетентности наблюдается как у учащихся экспериментального, так и у учащихся контрольного классов. Но у учащихся экспериментального класса, в котором был введен дополнительный курс «Введение в экономику» в рамках которого применялась рабочая тетрадь к данному курсу, а также были задействованы межпредметные связи экономики с другими дисциплинами, уровень сформированности экономической компетентности на конечном этапе эксперимента намного выше, что говорит об эффективности данной программы.