В статье рассматривается система правонарушений на воздушном транспорте. Автор детально исследует юридический состав данных видов правонарушений, в том числе объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. На основании проведенного исследования разработаны мероприятия, направленные на совершенствование существующей административно-правовой регламентации правонарушений на воздушном транспорте.
Ключевые слова: транспортная система, правонарушения на воздушном транспорте, безопасность полетов, воздушное пространство, эксплуатирование воздушных судов, злой умысел, неосторожность
The article deals with system of offences on air transport. The author examines in depth the legal structure of these types of offenses, including the object, objective side, subject, subjective side. On the basis of the study developed measures aimed at improving the existing administrative legal regulation of aviation offences.
Keywords: transport system, offences on air transport, flight safety, airspace, exploitation of aircraft, malice, negligence
Современная транспортная система России включает целый комплекс разнообразных видов транспорта, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов. Особая роль отводится воздушному транспорту. Действительно, по официальным данным Министерства транспорта России на долю данного вида транспорта в 2016 году пришлась перевозка 88,6 миллионов человек, а перевозка грузов 0,97 миллионов тонн [2]. Однако, несмотря на стратегическое значение работ, выполняемых при его непосредственном участии, на воздушном транспорте сохраняется достаточно неблагоприятная обстановка в части совершения правонарушений, подпадающих под действие административного законодательства. При этом это число неуклонно растет каждый год. Так, в 2016 году Росавиацией зафиксировано 52 происшествия, что на 11 единиц больше, чем в предыдущем году [2]. Исходя из этого, в значительной мере повышается актуальность исследования отдельных видов правонарушений на воздушном транспорте и разработка практических предложений по их предотвращению и сокращению негативных последствий от их наступления.
Необходимо обратить пристальное внимание, что административные правонарушения на транспорте, в том числе воздушном, регламентируются нормами главы 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Детальный анализ положений данной главы позволяет сформулировать несколько юридических составов административных правонарушений, которые характеризуются общим объектом. Так, к ним можно отнести следующие [3]:
‒ действия, которые представляют реальную угрозу безопасности полетов;
‒ серьезное нарушение ключевых требований безопасности, которые содержатся в действующем российском законодательстве о воздушной безопасности;
‒ несоблюдение основных правил пользования воздушным пространством России и других государств;
‒ грубое несоблюдение основных правил безопасности в процессе эксплуатирования воздушных судов.
Предложенная систематизация административных правонарушений, которые совершаются на воздушном транспорте, позволяет сформулировать концептуальный вывод о том, что все они обладают единым объектом. Следует отметить, что в качестве данного объекта правонарушений выступают общественные отношения, образующиеся в области обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте.
Далее рассмотрим юридический состав каждого из перечисленных правонарушений [5].
Объектом первой группы правонарушений выступает безопасность полетов. Объективная сторона проявляется в нарушении действующих правил установки специальных опознавательных знаков и устройств, сознательное повреждение аэродромных знаков, оборудования и воздушных судов, осуществление незаконной транспортировки в пределах территории определенных объектов, нарушение предусмотренного порядка движения транспортных средств специального назначения.
Субъектный состав административных правонарушений, составляющих реальную угрозу безопасности полетов, включает достаточно широкий перечень лиц, включая:
‒ отдельных граждан;
‒ организаций и предприятий различных организационно-правовых форм собственности;
‒ индивидуальных предпринимателей;
‒ должностных лиц.
Субъективная сторона предполагает наличие умысла, а также неосторожности.
В качестве объекта следующей группы административных правонарушений, совершенных на воздушных судах, выступают нормы и правила, установленные действующим российским законодательством, которые регламентируют авиационную безопасность. Объективная сторона состоит в нарушении существующих норм, правил и процедур, которые прямо или косвенно связаны с безопасностью на воздушном транспорте, игнорировании служебной обязанности по осуществлению необходимых мероприятий, нацеленных на необходимое содержание сооружений и других специализированных объектов, а также поддержание их в рабочем состоянии, бездействие в случае обнаружения незаконного проникновения на борт судна некоторых лиц или запрещенных предметов и веществ, принятие непосредственного участия в их доставлении на борт воздушного судна.
В качестве субъектов данной группы правонарушений выступают физические, должностные и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется наличием прямого умысла и неосторожностью.
Объект нарушения существующих правил пользования воздушным пространством представляет собой законный порядок использования воздушного пространства Российской Федерации. Объективная сторона заключается в нарушении воздушного законодательства России.
Субъектами анализируемых правонарушений выступают физические, должностные и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется наличием злого умысла и неосторожности.
Рассматривая правонарушения, связанные с несоблюдением основных правил безопасности во время эксплуатирования воздушных судов, следует дифференцировать два объекта:
‒ основной (обеспечение безопасности в процессе осуществления эксплуатации воздушного судна);
‒ дополнительный (здоровье пассажиров и сохранение их имущества в целости).
Объективная сторона последней группы правонарушений, содержащихся в КоАП РФ, заключается в нарушении установленного порядка допуска к проведению полетов и ключевых правил подготовки полетов, осуществлении полета при наличии различных неисправностей на борту воздушного судна, отсутствие достаточного права на управление, управление без наличия необходимой документации, управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т. д.
При этом особое внимание следует обратить на тот факт, что именно объективная сторона административных правонарушений данной группы отличает ее от состава преступления, предусмотренного положениями Уголовного кодекса Российской Федерации [1].
Кроме того, именно данная группа правонарушений содержит указания на наличие отягчающих обстоятельств. Это касается управления судном в состоянии опьянения.
Субъектный состав образуют физические, должностные и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Осознавая актуальность правонарушений на воздушном транспорте, особое внимание следует уделить разработке мероприятий, направленных на совершенствование существующей административно-правовой регламентации правонарушений на воздушном транспорте. К ним целесообразно отнести следующие [4]:
‒ законодательное закрепление прав экипажа воздушного судна при пресечении нарушений и мер принуждения, которые он может применять к нарушителям;
‒ предоставление уникального права формирования «черных списков пассажиров» перевозчиками, которые послужат основанием для возможности одностороннего отказа в заключении договора перевозки лицам, фигурирующим в данных списках;
‒ реальное ужесточение ответственности за нарушение правил безопасности на воздушном транспорте, совершенным недисциплинированными пассажирами;
‒ увеличение сроков привлечения к ответственности правонарушителей;
‒ введение должности сотрудников службы безопасности на воздушном судне и др.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, в ходе которого были проанализированы юридические составы отдельных видов правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте, можно сформулировать концептуальный вывод о том, что применение мер административной ответственности к лицам, признанным виновными, выполняет функцию, обладающую ярко выраженным превентивным характером. Это означает, что основное внимание уделяется профилактике и недопущению совершения административных правонарушений в данной сфере, которые влекут за собой неблагоприятные последствия, включая утрату или порчу чужого имущества.
Литература:
- Гуев А. Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. Изд-во: ЛЕНЭПУ, 2014.
- Информационно-статистический бюллетень «Транспорт России». Январь-декабрь 2016 г. — Москва, 2017.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
- Конюхова А. С., Юрьев С. С. На защите интересов авиапассажиров: обзор круглого стола по общественной безопасности на воздушном транспорте // Евразийская адвокатура. № 6(25). 2016.
- Матвейко А. А. Состав административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте // Молодой ученый. № 9. 2017.