Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от учителя к учащимся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия — богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умении слагать их в одно стройное целое.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли
Среди результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку обозначены:
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [
Достижение результатов, указанных в образовательном стандарте, возможно при условии целенаправленной работы над обогащением словарного запаса учащихся.
На современном этапе проблема обогащения обостряется в связи с тем, что школьники мало обращаются к художественным произведениям — основному источнику пополнения словарного запаса, предпочитая интернет, где ребенок общается со своими ровесниками, и СМИ. Словарь школьника обогащается с опорой на устную речь, которая не может быть полноценным источником пополнения словарного запаса. В этих условиях урок русского языка играет особую роль. В то же время анализ учебных пособий по русскому языку показал, что возможности систематической работы по обогащению словарного запаса учащихся реализуются не полностью.
Необходимость пополнять словарный запас младших школьников на уроках русского языка определенными группами слов, в том числе это касается лексики межличностных отношений, играет важное значение, так как усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании учащихся, в усвоении норм поведения. В период обучения в начальной школе у младших школьников происходит интенсивное усвоение нравственных требований, появляются новые нравственные чувства и потребности. В связи с этим у младших школьников возникает потребность в использовании лексики, которая называет человеческие отношения.
Особенностью словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. На уроках русского языка (особенно чтения) дети учатся средствами языка приобретать знания об окружающем их мире природы и общества. Дети учатся наблюдать, думать и выражать в правильной словесной форме мысли о прочитанном, пережитом. Тем самым уроки русского языка способствуют обогащению словаря учащихся, учат их строю речи. Обучаясь специально языку на уроках грамматики и правописания, дети узнают все больше слов, обозначающих предметы, действия, признаки окружающей их жизни, узнают много новых терминов
Лексика русского языка представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Так, выделяются определенные тематические классы, куда входят, например, слова, называющие конкретные бытовые предметы, и слова, которым соответствуют отвлеченные понятия. Основанием для подобного объединения слов в группы служат не лингвистические характеристики, а сходство обозначаемых ими понятий. Иные лексические группы формируются на чисто лингвистических основаниях. Например, лингвистические особенности слов позволяют сгруппировать их в части речи по лексико-семантическим и грамматическим признакам
Рассмотрим обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка на примере группы слов, которые объединены одной темой, а именно группу слов, называющие межличностные отношения.
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения
В младшем школьном возрасте происходят изменения в отношении детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественные мнения, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит интенсивное усвоение нравственных требований, появляются новые нравственные чувства и потребности. В связи с этим возникает потребность употреблять слова, называющие человеческие отношения. Однако, как показало наше исследование, уровень владения лексикой межличностных отношений недостаточно высок. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения.
Лексика межличностных отношений многочисленна и разнообразна. Можно выделить следующие подгруппы: слова, обозначающие эмоционально-оценочное отношение: дружить, верить; слова, которые означают внешнее проявление отношения: насмешка, ухаживать, приветствовать; слова согласованных действий: ладить, знакомство; слова расположения к контакту: родниться, приручать: слова, обозначающие семейные и дружеские отношения: сирота, кузин; слова, обозначающие человека по отношению к другим: друг, доброжелатель; слова, обозначающие различные виды социального взаимодействия: забота, ссора, конфликтовать; слова, называющие качества людей по отношению к друг другу: отзывчивый, доброжелательный;
Изучив лексику, которая относится к межличностным отношениям, мы составили словарь-минимум для определения содержания работы по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений.
В словарь-минимум мы включили 115 слов, при этом мы не указывали однокоренные слова, но они нами учитываются. Словарь составлен на основе словарей русского языка, раскрывающих семантические связи между словами [1, 4, 5, 22]. Ниже мы приведем полный список слов, включенных в словарь. Глаголы эмоционально-оценочного отношения: брезговать, верить, влюбляться, враждовать, доверять, дорожить, дружить, жалеть, заботиться, завидовать, конфликтовать, ладить, любить, насмехаться, невзлюбить, недолюбливать, ненавидеть, нравиться, обожать, одобрять, оскорблять, осмеивать, осуждать, подозревать, позорить, симпатизировать, сострадать, сочувствовать, уважать. Глаголы внешнего проявления отношения: благодарить, заигрывать, злодействовать, игнорировать, издеваться, кокетничать, ухаживать, хвалить. Существительные, обозначающие людей, связанных наличием общих предков: брат, кузен, кузина, племянник, племянница, предки, сестра, сирота. Существительные, обозначающие людей по отношению к браку, супружеским связям: жена, жених, муж, невеста, супруги. Существительные, обозначающие человека по отношению к другим людям: доброжелатель, друг, подруга, приятель, товарищ. Существительные, обозначающие людей, противоположных или противодействующих друг другу: враг, завистник, соперник. Существительные, обозначающие различные виды социального взаимодействия/противодействия: бездушие, бессердечность, благодарность, великодушие, взаимопонимание, доброжелательность, доверие, дружба, дружелюбие, жестокость, забота, зависть, злорадство, конфликт, любовь, месть, ненависть, обожание, общение, одобрение, опека, оскорбление, осуждение, отзывчивость, позор, симпатия, скандал, сострадание, сочувствие, ссора, уважение, чуткость. Прилагательные, обозначающие качества людей по отношению к другим людям: бездушный, беззлобный, беспощадный, бессердечный, великодушный, доброжелательный, дружелюбный, душевный, жалостливый, жестокий, заботливый, завистливый, конфликтный, ненавистный, отзывчивый, сострадательный, сочувствующий, черствый, чуткий. Также учтены наречия, образованные от вышеперечисленных слов.
Опираясь на знания о лексике межличностных отношений и на составленный словарь-минимум, рассмотрим комплекс упражнений, направленный на усвоение учащимися лексики межличностных отношений
Разнообразные по видам упражнения обеспечивают усвоение учащимися лексики межличностных отношений. Мы использовали различные виды упражнений: Упражнения, направленные на выяснение семантики лексических единиц (лексико-семантические упражнения), на раскрытие их сущности и отличительных признаков. Найдите в предложениях противоположные по смыслу слова, которые обозначают отношения между людьми. Объясните их значение. Лечение обеспечивает отзывчивый персонал. Никогда бы не подумал, что здесь работают такие бездушные люди. Мария всегда сочувствовала чужому горю. Этот человек злорадствует чужой неудаче. Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу? Составь предложения с любыми двумя прилагательными. Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный. С помощью лексико-семантических упражнений учащиеся узнают или уточняют значение слов, наблюдают за их лексической сочетаемостью, обогащают свой словарный запас. Лексико-семантические упражнения могут быть использованы на различных этапах изучения материала по русскому языку. Упражнения второго типа — комбинированные, основанные на принципе взаимосвязи различных разделов школьного курса русского языка: грамматики и лексики, орфографии и лексики, стилистики и лексики и т. д. А) Лексико-грамматические упражнения. Примеры заданий: Образуй от слова душа прилагательные. Составь предложения с полученными прилагательными. В каждой строчке найди однокоренные слова. добрый, чуткий, доброта; нежный, ласковый, нежность; отзывчивый, душевный, сердечный: равнодушие, равнодушный, безразличный. Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение. В процессе выполнения лексико-грамматических упражнений учащиеся развивают языковое мышление, у них пробуждается интерес к изучению русского языка. Языковой материал упражнений обеспечивает расширение словаря учащихся, т. к. они при выполнении этих упражнений узнают семантику новых слов, уточняют значение уже известных слов. Б) Лексико-орфографические упражнения. Примеры заданий: Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы. Добрый человек — злой: честный поступок —...: гуманное отношение —...: тактичный ученик —....свирепый взгляд —.... Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый. Упражнения лексико-орфографического характера непосредственно примыкают к лексико-грамматическим, поскольку они связаны с усвоением и закреплением грамматических знаний. Упражнения этого типа направлены на расширение и активизацию словарного запаса учащихся. В разработанный комплекс упражнений мы также включили типы упражнений, которые представлены в классификации, предложенной М. С. Соловейчик, а именно упражнения на: 1. наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. Эффективным приемом проведения наблюдений за употреблением средств языка может быть лингвистический эксперимент, при котором заменяются/опускаются слова для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности авторского варианта. Данный тип упражнения целесообразно использовать и для наблюдения над оттенками значений синонимов. 2. редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. 3. конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. 4. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли. Такие виды заданий как редактирование, конструирование развивают у учащихся потребность внимательно относиться к выбору слова при создании высказывания, пробуждает в них наблюдательность, желание постигать новые лексические возможности языка, ведущие к обогащению и активизации их словарного запаса.
Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, т. к. умение грамотно писать, корректно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является мерилом образованности человека. Однако, как показали результаты анализа учебных пособий по русскому языку, словарная работа проводится бессистемно, не определена группа слов, над которыми нужно работать, не разработан словарь-минимум, включающий слова, которые учащиеся должны усвоить на протяжении всего обучения в начальной школе.
Литература:
- Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. — М.: Просвещение, 1990
- Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания 3.русского языка в школе. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368с
- Плотникова С. В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития [Текст]: учебное пособие / С. В. Плотникова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 216 с
- Плотникова С. В. Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона // Педагогическое образование. 2009. № 2
- Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г. В. Бобровская// Начальная школа — 2002-№:6.- С.76- 80