В данной статье рассматриваются отдельные вопросы компетентностного подхода в сфере высшего военного образования; причины, сдерживающие обновление высшего образования, а также направления формирования компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурная компетентность, профессиональная компетенция, инновационные методы
В последнее десятилетие наблюдается значительное преобразование системы российского образования в связи с внедрением ФГОС третьего поколения — переход на уровневую систему подготовки (бакалавр, магистр) и внедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса и систему оценки выпускников высших образовательных учреждений [2].
Смыслоопределяющими категориями компетентностного подхода выступают «компетенция» и «компетентность».
По определению ФГОС ВО и Федерального института развития образования компетенция — это способность и готовность применять знания, умения, навыки в решении профессиональные задач. Компетентность, в свою очередь, определяется как набор компетенций, знаний, которыми человек не просто обладает, но и способен применять их комплексно в профессиональной деятельности [4]. Особое значение при этом придается совокупности личностных качеств специалиста, которые обеспечивают успешность развития профессиональной карьеры.
В ФГОС ВО компетенции делятся на профессиональные (ПК) и общекультурные (ОК). Профессиональная компетенция в интерпретации ФГОС ВО — это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задач профессиональной деятельности. Общекультурная компетенция — это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, независимо от выбранной профессиональной сферы [4]. Общекультурные компетенции формируются намного раньше профессиональных и являются базисными, основой для формирования профессиональных компетенций.
Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «общекультурная компетентность» — не дано универсального определения, нет общепризнанной структуры общекультурной компетентности. Практика свидетельствует о том, что несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост курсантов и влияет на эффективность всего образовательного процесса. Поэтому формирование общекультурной компетентности как интегративного качества личности, определяющего личностный рост курсантов и способствующего совершенствованию образовательного процесса в вузе, приобретает особую значимость.
Компетентностный подход в сфере высшего военного образования — новое явление для военной педагогики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общекультурная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта [1].
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность курсанта, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной военной техники и технологии; 3) при выполнении профессиональных обязанностей в мирное и военное время; 4) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 5) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 6) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [5].
Одной из причин, сдерживающих обновление высшего образования, можно назвать его известную односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного профессионального опыта курсанты фактически осваивают лишь часть его, а именно знаниевый компонент.
Сегодня много говорится о необходимости изменения содержания образовательной среды для реализации компетентностной модели. В ней отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенции. Предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.
Следовательно, компетентностный подход является стратегической основой организации военного образования.
Продуманное содержание общекультурных компетенций должно сопровождаться эффективными условиями и путями успешного их формирования. Для этого необходимы подготовленные обучающиеся, квалифицированные педагоги, актуальное и адекватное содержание образования, учебно-методическое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.
Важная роль в формировании общекультурных компетенций выпускников вузов силовых ведомств принадлежит профессионализации содержания дисциплин гуманитарного блока, что требует чтения профессионально ориентированных курсов и создания соответствующей учебной литературы.
Подготовка профессионально ориентированных учебников и учебных пособий по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам требует преодоления многих возникающих при этом проблем. Необходимо сотрудничество не только между преподавателями, но и между кафедрами и управлениями, между ведомствами.
Усвоение содержания предметов кафедры наиболее эффективно обеспечивается методами, при которых курсанты сами активно участвуют в процессе обучения, а преподаватели изыскивают новые методы и средства доведения учебного материала, закрепления его в сознании курсантов и формирования способностей и умений применять в будущей профессиональной деятельности. Говоря другими словами, большое значение имеет способность педагога использовать инновационные методы обучения.
По большому счёту, инновационные методы — это те, которые для обучающихся являются новыми, неожиданными и позволяющими лучше усваивать учебный материал. К их числу можно отнести любые методы, в которых обучаемый сам активно участвует в поиске и получении знания, понимает практическое значение этого знания, а в силу этого заинтересован в усвоении как можно большего количества информации. Кроме того, к числу инновационных можно отнести методы, в которых с помощью технических и других средств задействуется зрительное восприятие обучаемых, поскольку, по данным психологов, более 70 % информации человек получает и усваивает с помощью зрения [3].
Задача инновационных методов — активизировать работу сознания обучаемых таким образом, чтобы, с одной стороны, вызвать интерес у них к получаемой информации, а с другой — задействовать все сферы сознания, в которых воспринимается, перерабатывается и закрепляется информация.
На лекциях хороший результат дают элементы диалога, использование компьютерных презентаций, вопросно-ответный метод чтения и другие.
Большое значение на любых формах классно — групповых занятий имеет использование в процессе обучения компьютеров, организация деловых игр, дискуссий среди курсантов, вовлечение курсантов в процесс оценки выступлений своих сослуживцев, а самое главное — обоснование этих оценок.
К сожалению, с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, в рабочих учебных планах произошла значительная трансформация гуманитарного и социально-экономического цикла, что выразилось в сокращении общего бюджета учебного времени в целом. Объем аудиторного времени большинства дисциплин этого цикла сократился в 1,5 раза.
В этих непростых условиях преподавателями кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин предпринимаются дополнительные меры, направленные на формирование необходимых компетенций выпускников, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Современные принципы профессиональной подготовки курсантов основаны на сочетании традиционных и активных методов преподавания: они должны самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с разными источниками информации, находить и уметь анализировать причинно-следственные связи, отделять факты от теории, а также приобретать навыки самостоятельного исследования и работы в группе. Какие именно методические формы, действия и конкретные шаги применяются на занятиях, зависит от внутренней направленности различных действий, их ориентированности на цели обучения, поставленные преподавателем, и цели действий курсантов.
Традиционный характер обучения, когда преподаватель передает курсантам учебный материал в проанализированном и обобщенном виде, а обучаемые лишь его запоминают и воспроизводят, перестает отвечать современным требованиям, предъявляемым к высшему образованию. При традиционном обучении курсанты лишены возможности развивать свои творческие способности, свои познавательные силы, проявлять умственную активность и самостоятельность.
Сегодня высшее образование должно обеспечивать формирование интеллектуально развитой, нравственной личности, способной к социальной адаптации в различных экономических и социальных условиях, к самореализации своих способностей, развитию духовных и природных творческих возможностей, готовой в короткие сроки принимать целесообразные решения в различных ситуациях.
Для того, чтобы достичь главной цели обучения и воспитания — формирования научного мировоззрения, креативной личности, способной творчески мыслить, принимать целесообразные решения, способной руководствоваться полученными знаниями на практике в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать разнообразные формы интерактивного обучения. Интерактивность в обучении позволяет курсанту (слушателю) с помощью преподавателя достигать новых результатов в своем развитии. Такого рода обучение приводит к формированию личности с широким кругозором, значительными творческими возможностями, обеспечивает трансформацию знаний в убеждения, которые проявляются на практике. Все это в целом помогает формированию современного профессионала.
Современный научно-технический прогресс требует коренных качественных изменений в подготовке сотрудников силовых ведомств. На передний план в работе по повышению эффективности и качества формирования общекультурных компетенций выдвигаются следующие направления:
‒ ориентация на формирование общекультурных компетенций должна реализоваться в первую очередь путем усиления фундаментальности их знаний в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин и расширения научного кругозора;
‒ необходимо усиление логической и методологической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений силовых ведомств России, принципиальная переориентация характера профессионального образования, особенно высшего, от информационного к логико-методологическому;
‒ необходимо более полное внедрение проблемного стиля (проблемной технологии) обучения, ориентированного на преимущественное развитие инновационного профессионального мышления, творческого потенциала профессионалов;
‒ важно значительно укрепить связи образовательных учреждений силовых ведомств с научными и техническими организациями, своевременно и полно отражать в учебном процессе современные научно-технические достижения, особенно в области теории организационно-технических систем, математики, информатики;
‒ важно повышение динамичности, гибкости планов и программ подготовки сотрудников силовых ведомств;
‒ необходимо усиление внимания к подготовке сотрудников всех профилей в области оргтехники, информационной техники, ЭВМ и связанных с этим наук (математики, информатики, автоматики и т. д.);
‒ первостепенное внимание следует уделять внедрению в учебный процесс по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам современных систем информационной поддержки учебной и исследовательской работы, обучение курсантов (слушателей) работе с ними;
‒ важна ориентация не принцип интегрированного обучения, более широкое внедрение коллективных форм выполнения выпускных квалификационных и курсовых работ (проектов) [5].
Таким образом, все указанные выше меры направлены на более полное согласование профессиональных качеств, общекультурных компетенций выпускников силовых вузов с изменяющимся в ходе научно-технической революции содержанием их практической деятельности по предназначению.
Литература:
- Гуляев В. Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: диcс.... д-ра пед. наук. — М., ВУ МО РФ. 2003. — 302 c.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicplanning/concept/doc20081117_01. Дата обращения 15.12.2015.
- Основы разработки педагогических технологий и инноваций/ Под. ред. В. А. Пятина. — Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. пед. ун-та, 1998. — 380 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 39 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071016. Дата обращения 15.12.2015. Дата обращения 15.12.2015.
- Тетерина Т. Е. Формирование личностно ориентированной образовательной среды военного вуза диcс.... канд. пед. наук. — М., ВУ МО РФ. 2012. — 235 c.