Безусловно, детство каждого взрослого состояло из большого количества разнообразных игр. Ведь игра — это основа для формирования и развития фактически всех сторон личности. Благодаря игре у детей развивается воображение, вырабатываются определенные навыки культуры поведения и общения, они познают окружающий мир. Так же игру можно рассматривать и как театрализованную деятельность, в которой сам ребенок и артист, и сценарист, и музыкант, и декоратор. В ходе игры у ребенка есть все предметы обихода: мебель, посуда, одежда. Но играя, он все свои действия старается копировать у взрослых, поэтому наше будущее общество можно определить по тому, как и во что, играют современные дети.
Поэтому занятия театрализованной деятельностью в детском саду поможет раскрыть у ребенка его творческие способности. Приобщая ребенка к театру с малых лет, мы помогаем повысить общую культуру. Знакомим его с различными видами и жанрами литературы, музыки, с традициями и бытом нашей страны. Благодаря театру дети оказываются в волшебном мире, в котором они проводят время с родителями, сверстниками и педагогами. Погружаясь в творческий процесс, ребенок становится более раскрепощённым, самостоятельным, инициативным, происходит социализация, формируются и корректируются коммуникативные навыки общения.
Жизнь детей старшего дошкольного возраста становится более насыщенной и эмоционально наполненной, по сравнению с период младшего дошкольного возраста. Их игры становятся все более наполненные по содержанию и разнообразию. Детям нравится слушать красивую музыку, рассматривать картины, они стараются дополнить свои рисунки интересными элементами. В старшем дошкольном возрасте дети все больше времени любят проводить в коллективе, стараются оказывать помощь, стремятся быть полезным окружающим, от этого они испытывают большое чувство радости и удовлетворения.
Таким образом, проводя занятия с детьми по театрализованной деятельности, мы, учитывая целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС, ставили перед собой следующие задачи:
‒ выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности;
‒ научить проявлять инициативу и самостоятельность, быть непосредственным участником совместной деятельности;
‒ учить детей положительному отношению к миру, труду, другим людям и самому себе, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
‒ учить «договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты»;
‒ обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить выражать свои мысли и желания, формировать предпосылки грамотности;
‒ формировать способность к волевым усилиям, соблюдению социальным нормам поведения;
‒ познакомить с произведениями детской литературы, учить выразительно пересказывать сказки и рассказы, совершенствовать навыки в рисование, танцах и пение;
‒ развивать крупную и мелкую моторику, в том числе тонкие движения руки, для дальнейшего формирования навыков письма.
«Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события». [1, с.2]
Также немалую часть времени у детей занимает подготовка к показу того или иного театрализованного представления. Ведь детям нужно не только выучить и эмоционально рассказать текст, но и своими руками изготовить декорации, персонажей и т. д. Что в свою очередь, способствует развитию и формированию у детей усидчивости, внимания и терпения, которые непременно пригодятся им уже в школьной жизни.
Занимаясь в своей группе театрализованной деятельностью, большую часть времени мы отвели настольному театру. А в качестве разнообразия, решили использовать модели оригами. Ведь делая модели из оригами, у детей развивается мелкая моторика пальцев, а, как известно благодаря этому у детей формируется нормальная речь. Делая модели из оригами, дети выполняют множество разнообразных мелких движений. Так же оригами способствует развитию творческих способностей детей, так как при сгибании бумаги у детей работают обе руки. Благодаря чему, задействованы оба полушария мозга. У ребенка происходит развитие конструктивных способностей, совершенствуется глазомер.
Когда дети научаться самостоятельно выполнять модели по образцу, можно усложнить для них задачу и совместно изготовить настольный театр — оригами. Для примера мы взяли сказку «Колобок».
Мы начали с изготовления уже знакомых для них моделей животных: зайца, лисы, волка, медведя. Затем уже совместно с детьми мы изготовили модели бабушки и дедушки. После этого мы приступили к изготовлению декораций к сказке: дом, елки, облака, солнца и т. д. Уже в процессе изготовления моделей дети начинали обыгрывать, получившихся персонажей, ведь сказка «Колобок» им знакома с самого детства.
А в дальнейшем мы устроили театрализованный показ сказки «Колобок» в группах младшего возраста.
Маленьким зрителям очень понравилось смотреть, как старшие дети показывают им сказку. Ведь при показе сказки — оригами использовались и художественное слово, и наглядный образ: модели-персонажи, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
В дальнейшем, мы планируем не останавливаться на достигнутом, ведь театр приносит счастье и радость детям любого возраста.
Ниже, мы хотим представить наш перспективный план на полгода по театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте:
Месяц |
Название игры |
Цель |
сентябрь |
Мир театра |
Познакомить детей с настольным театром и рассказать о разнообразие кукол в театре |
Волшебная бумага |
Познакомить детей с историей возникновения оригами, свойствами бумаги |
|
Дружные зверята |
Вызвать интерес у детей к изготовлению поделок из бумаги, эмоционально настроить на деятельность |
|
октябрь |
Веселая лужица |
Учить детей основным навыкам складывания моделей из бумаги |
Оживи героев |
Развивать фантазию и творчества при придумывании диалога к сказке из сделанных моделей |
|
октябрь |
Ежик |
Развивать мелкую моторику при складывании модели |
Медведь |
Закрепить понятие основных геометрических фигур |
|
ноябрь |
Собачка |
Развивать мелкую моторику при складывании модели |
Лиса |
||
Заяц |
Продолжать учить детей основным навыкам складывания моделей из бумаги |
|
Осенний лес |
Формировать у детей навыки коллективной работы |
|
декабрь |
Игровой урок |
Развивать фантазию и творчества при придумывании диалога к сказке из сделанных моделей |
Мальчик |
Учить изготавливать модели человечков и самостоятельно украшать их. |
|
Девочка |
||
Концерт |
Используя ранее изготовленные модели, учить выразительному чтению стихов |
|
январь |
Волк |
Закреплять навыки изготовления моделей оригами |
Медведь |
||
«Загадаю героя сказки» «Поссорились — помирились», |
Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки |
|
Заяц |
Закреплять навыки изготовления моделей оригами |
|
февраль |
Лиса |
Закреплять навыки изготовления моделей оригами |
Волшебное превращение |
Учить перемещать модели настольного театра во время рассказывания. |
|
Бабушка |
Учить изготавливать новые модели, используя уже знакомые методы |
|
Дедушка |
||
март |
«Найди свое место», «Собачка подслушивает» |
Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении. |
Цветы |
Учить изготавливать новые модели, используя уже знакомые методы |
|
Дом |
||
«Прогулка», «Отгадай, кто прошёл по тропинке». |
Развивать воображение детей; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства. |
|
апрель |
Колобок |
Учить изготавливать новые модели, используя уже знакомые методы |
Солнышко |
||
Лес |
Закреплять навыки изготовления модели деревьев |
|
Профессии в театре |
Познакомить детей с многообразием профессий в театре |
|
май |
Совместное изготовление ширмы и декораций |
Приучать детей к коллективному труду |
Сказка начинается |
Создать положительный эмоциональный настрой, развивать умение детей охарактеризовать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. |
|
В гостях у сказки |
Создавать положительно эмоциональный настрой у младших дошкольников, при показе сказки «Колобок» |
Литература:
- Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.-М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9–16,76–121
- Мигунова Е. В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006–126с.
- Черенкова Е. Ф. Оригами для малышей. — М. РИПОЛ классик, ДОМ, 2010. — 154с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.-2-е изд. испр. и доп.- М.: Мозаика- Синтез, 2012.-336 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.