Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) в числе приоритетных прав детей закрепляет право на особую заботу и помощь [1]. Обязанность по обеспечению надлежащего уровня жизни, необходимого для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка возложена на родителей или иных законных представителей. Конституция РФ заботу о детях, их воспитании определяет в качестве равных прав и обязанностей родителей [2, ст. 38]. Право ребенка на заботу и получение имущественного содержания от своих родителей закреплено в Семейном кодексе РФ [3, ст. 54, 60]. Благополучие несовершеннолетних детей напрямую связано с надлежащим исполнением обязанностей родителей по их содержанию.
В реальной жизни отдельные родители в силу различных обстоятельств ненадлежащим образом исполняют обязанность по содержанию своих детей или вовсе от нее отказываются. На фоне нестабильной экономической ситуации, слабой работы социальных институтов права детей становятся наиболее уязвимыми. В настоящее время свыше 2 млн. детей в России не получают алименты, неплательщиками алиментов в большинстве случае выступают отцы [4]. Наряду с этим отстаиванием своих прав, как правило, в сторону уменьшения размера алиментов на своих детей, занимаются также отцы.
Действующее семейное законодательство предусматривает выплату алиментов до достижения ребенком совершеннолетия. При прекращении брака между отцом и матерью ребенка один из родителей либо заменяющее его лицо, при отсутствии между ними соглашения о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов), вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка либо с заявлением о выдаче судебного приказа, если требование о взыскании алиментов не связано с установлением отцовства.
Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрено два способа взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке [3]: в виде ежемесячных выплат в долях к заработку и (или) иному доходу плательщика и в виде ежемесячных выплат в твердой денежной сумме, если плательщик не имеет постоянного дохода.
Статья 81 СК РФ предусматривает размер алиментов на несовершеннолетних детей, подлежащих принудительному взысканию с родителей ежемесячно: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей. Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме [8, с. 96].
Размер выплаты алиментов в качестве твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Как правило, алименты в твердой денежной сумме присуждаются при отсутствии у ответчика постоянной работы, но суды должны оценить характер этой работы, установить, в самом ли деле это не постоянная работа. Обычно эта сумма зависит от прожиточного минимума на ребенка, который устанавливается в каждом регионе самостоятельно. Законодатель не устанавливает минимального размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей. На практике это повлекло многочисленные случаи не просто назначения алиментов в размере ниже прожиточного минимума, а назначения содержания, не позволяющего обеспечить самые элементарные жизненные потребности. На данную проблему обращено внимание в Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации, предусматривающей необходимость установления минимального размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей [4, п. 37]. Правда, авторы Концепции не взяли на себя ответственность по определению такого размера. При этом размер алиментов все же может быть уменьшен судом при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, обязанного уплачивать алименты, необходимости оплаты постороннего ухода за ним). В данном случае авторы законопроекта не учитывают возможность нахождения на содержании у плательщика алиментов двух и более детей. Вместе с тем приведенные законодательные инициативы следует признать позитивными, учитывая сам факт ориентации законодателя на установление фиксированного минимального уровня алиментов на детей.
Алименты, которые установлены в твердой денежной сумме, подлежат индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты. При отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины эта индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по РФ [3, ст. 117].
Президиум Верховного Суда РФ в обзоре судебной практики по делам, связанным с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных детей отмечает, что в ряде случаев суды без достаточных к тому оснований отступали от размера долей, в том числе в сторону уменьшения. Вместе с тем Президиум Верховного Суда РФ находит правильной практику тех судов, которые устанавливают размер алиментов с учетом наличия у должника обязанности по уплате алиментов в отношении других детей [6].
При определении размеров алиментов необходимо также учитывать баланс интересов между плательщиком и получателем алиментов. Следует поддержать позицию авторов Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации о дифференциации ставок по размерам алиментов с учетом регрессивной шкалы в зависимости от размера дохода плательщика алиментов. Взыскание алиментов не должно выступать мерой наказания разводящегося супруга или являться средством обогащения получателя алиментов. Имеющиеся случаи претензий на высокие суммы алиментов должны соотноситься со степенью реальной обеспеченности ребенка достаточными материальными средствами [7, с. 62].
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает выплату алиментов только на несовершеннолетних детей, не достигших возраста 18 лет, и совершеннолетних нетрудоспособных детей. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности взыскания алиментов на нуждающегося трудоспособного совершеннолетнего ребенка, получающего высшее профессиональное образование по очной форме обучения. Несколько лет назад, существовал проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации», в котором законодатели пытались включить в семейное законодательство норму, касающуюся выплаты алиментов ребенку, достигшему возраста 18 лет и обучающегося на очной форме обучения, до достижения им возраста 23 лет, которая существуют практически в законодательстве всех развитых стран. Однако данная попытка не увенчалась успехом. Отсутствие права на получение содержания от родителей совершеннолетними детьми, продолжающими обучение, является существенным недостатком нашего законодательства.
В юридической науке существует мнение о том, что совершеннолетний ребенок вполне уже самостоятельный и должен обеспечивать себя сам, а если он желает учиться, то может поступать на другие формы обучения (заочная, дистанционная).
Однако, существует и противоположная точка зрения, — как отмечает преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» кандидат юридических наук О. В. Капитова: «Необходимость получения материальной поддержки от родителей совершеннолетними трудоспособными детьми связана с тем, что в современном обществе достижение экономической самостоятельности часто происходит позднее достижения совершеннолетия. Не имея права на получение алиментов, дети, воспитывающиеся только одним из родителей, оказываются в менее привилегированном положении, чем те, которые растут в полной семье. Бремя их содержания во время обучения после 18 лет полностью ложится на плечи одного, только совместно с ними проживающего родителя, что вряд ли можно признать справедливым» [5, с. 73].
На данную проблему указывает также соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета Л. М. Хуснетдинова: «Возможность сохранения права на алименты за совершеннолетними трудоспособными детьми, даже если они продолжают обучение в высшем учебном заведении, не предусмотрена. Без достаточных средств на оплату обучения дети, воспитывающиеся только одним из родителей, часто оказываются в затруднительном положении и не могут без собственного дохода самостоятельно реализовать право на образование» [9, с. 53].
При современной одиннадцатилетней системе образования родители освобождаются от уплаты алиментов, чаще всего, когда еще ребенок учится в школе. Тем самым увеличивается материальная нагрузка на родителя, занимающегося воспитаем совершеннолетнего ребенка и ущемляет право ребенка на образование, т. к. нужны денежные средства для полноценного существования. Таким образом, законодатель вынуждает ребенка работать, чем ущемляет право на получение полноценного образования.
С учетом вышеизложенного, приходим к выводу, что необходимо внести дополнения в семейное законодательство Российской Федерации, касающихся прав на алименты детей, обучающихся в образовательных учреждениях на очной форме обучения впервые, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При отсутствии соглашения об уплате алиментов суд вправе обязать родителей, обладающих необходимыми средствами, содержать своих нуждающихся в помощи детей до окончания ими обучения. Размер алиментов на нуждающихся в помощи обучающихся совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно исходя из материального и семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — Выпуск XLVI. — 1993.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. -04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ. — 01.01.1996. — № 1. — Ст. 16.
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. — 01.09.2014. — № 35. — Ст. 4811.
- Капитова О. В. Правовая природа механизма алиментирования в семейном праве Российской Федерации: монография. — М., 2010. — 133 с.
- Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 мая 2015 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 7.
- Низамиева О. Н. Семейное право: электронный конспект лекций. — Казань: 2014. — 194 с.
- Семейное право: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2016. — 270 с.
- Хуснетдинова Л. М. Право на алименты совершеннолетних трудоспособных детей, обучающихся в вузе // Законность. — 2009. — № 3. — С. 53–54.