Данная статья посвящена одной из самых острых социальных проблем современного мира — рабства и принудительного труда. В статье приводятся данные Международной организации труда, касающиеся лиц, ставших жертвами таких преступлений, рассматриваются история начала противодействия рабству и принудительному труду, международные и внутригосударственные правовые акты, направленные на борьбу с рабством и принудительным трудом, а также выдвигаются предложения по совершенствованию мер, направленных на противодействие рабства и принудительного труда.
Рабство и принудительный труд являются социальными и правовыми проблемами, которые присутствовали в течение всей истории развития человечества. Согласно данным Международной Организации Труда на сегодняшний день более 21 миллиона человек являются жертвами рабства или принудительного труда: среди них 11,5 миллионов — женского пола, 9,5 миллионов — мужского. Зачастую, они становятся жертвами эксплуатации частными лицами, корпорациями либо незаконными формированиями. Наиболее распространенными сферами, в которых используется рабский или принудительный труд, являются сельское хозяйство, строительство, промышленность и предоставление услуг. [10] С экономической точки зрения ежегодные потери от использования рабского труда оцениваются в 150 миллиардов долларов, а среди наиболее уязвимых лиц называют трудовых мигрантов. Первые упоминания рабства, как состояния человека, в отношении которого осуществляются идентичные с правами собственности полномочия, встречаются еще среди первобытных народов. Лишь с начала 19 века международное сообщество пришло к осознанию полноты проблемы существования таких явлений как рабство и принудительный труд. Именно в этот период было положено начало работы по разработке и принятию многочисленных международно-правовых документов и внутригосударственных актов, направленных на борьбу с рабством. Несмотря на предпринятые шаги по борьбе с принудительным трудом и рабством, они официально признавались вплоть до конца 20 века в отдельных африканских странах, и продолжают существовать в настоящее время.
Несмотря на то, что основополагающим принципом взаимодействия государств друг с другом, а также с международными организациями в сфере защиты прав и свобод человека является первоочередность использования всех существующих внутринациональных механизмов [8], борьба с рабством и принудительным трудом оказалась настолько необходимой и привела к необходимости предпринять незамедлительные меры на международном уровне. Первым международным правовым документом, запретившим работорговлю, стала Декларация о запрещении торговли рабами и их перевозки 1815 года, в дальнейшем в ходе Аахенского конгресса 1818 года такая деятельность была объявлена преступной. В целях реализации данных норм в 1841 году правительства стран России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии заключили договор о запрете перевозок рабов. Однако основополагающим документом в сфере запрета рабства стала Конвенция относительно рабства 1926 года. Ее положения были развиты во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года [1] и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года [3]. В 1956 году была также принята Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов, и обычаев, сходных с рабством. Кроме того, для борьбы с данной проблемой принимались и региональные акты, например, Европейская Конвенция о правах человека 1950 года [2] и Африканская хартия прав человека и народов 1981 года [4].
На сегодняшний день, основную работу по борьбе с рабством осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы, к примеру, Международная Организация Труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, а также Комиссия по правам человека ООН, Отдел ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию и другие. Так, деятельность Комиссии по правам человека ООН выглядит следующим образом: она назначает специального докладчика или рабочую группу для проведения соответствующего расследования и предоставления доклада по факту нарушения прав человека в том или ином государстве. МОТ разработала механизм другого рода, в соответствии с которым правительства государств-участников обязуется периодически представлять доклады по реализации, защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и интересов личности [5]. При этом МОТ, используя накопившийся международный опыт, предусмотрел возможность проведения расследований в конкретном государстве-участнике в случае, если другое государство-участник обратиться в Организацию с заявлением о несоблюдении принятых на себя обязательств [9].
Более того, сами государства-члены ООН стремятся искоренить такое явление как рабство и для этого имплементируют нормы международного права в сфере борьбы с рабством в национальное законодательство и обеспечивают правовые механизмы их реализации. К примеру, статья 1271 Уголовного Кодекса России запрещает торговлю людьми, а статья 1272 данного Кодекса запрещает использование рабского труда [6]. Помимо этого, Трудовой Кодекс РФ определяет и запрещает принудительный труд статьей 4 [7]. Стремление государств не только лишь к признанию существования проблем и угроз рабства и принудительного труда для человеческого сообщества на уровне международного права, но и обеспечение эффективных внутригосударственных механизмов защиты прав человека, восстановления нарушенных прав, а также предупреждения возможного нарушения таких прав отражает значимость создания правовой, социальной и экономической базы предупреждения рабства и принудительного труда для государства и общества.
Кроме того, помимо реализации обязательства по преобразованию внутригосударственного права, государства принимают на себя дополнительную ответственность по своевременному реагированию на совершаемые общественно-опасные деяния в контексте борьбы с данными социально-правовыми явлениями. К примеру, признавая недопустимость рабства и принудительного труда, осознавая характер и тяжесть таких преступлений, российский законодатель причислил данные деяния к группе преступлений, в отношении которых предусмотрен публичный порядок уголовного преследования и обвинения [6]. Тем самым, российским национальным правом установлено, что в случае обнаружения всех признаков состава данного преступления уполномоченными на то должностными лицами будет возбуждено производство по делу и осуществлено уголовное преследование вне зависимости от наличия заявления потерпевшего лица. Такое положение демонстрирует непосредственную заинтересованность государства в ликвидации рабства и принудительного труда, представляющих угрозу для личности и общества.
Однако, несмотря на существование таких норм, за последнее десятилетие было выявлено лишь 17 подобных преступлений, лишь 4 человека понесли наказание. В то же время, по данным различных правозащитных организаций количество рабов в России превышает 1 миллион человек. Представляется, что вопреки предпринятым мерам по предотвращению и устранению рабства и принудительного труда существуют отдельные обстоятельства, создающие препятствия на пути преодоления указанных угроз. Среди них, в первую очередь, выделяется проблема неосведомленности общества распространенностью таких явлений, так как посредством массовой культуры создается образ, при котором рабство и принудительный труд представляются проблемами прошлого времени, устраненными в современном мире. Во-вторых, существуют пробелы в международно-правовых механизмах сотрудничества государств по вопросам рабства и принудительного труда, несмотря на то, что данные преступления носят международный характер. В-третьих, существует проблема неоцененности рассматриваемых деяний на уровне внутринационального права, что приводит к установлению относительно мягких условий наказания за их совершение и формирует представление о возможном пренебрежении нормами права, тем самым создаются условия, при которых совершение общественно опасного деяния становится потенциально возможным.
В целях преодоления существующих преград в борьбе с существующими проявлениями рабства и принудительного труда необходимо предпринять как меры социального, просветительского, так и правового характера. К примеру, важным представляется установление более строго наказания за совершения такого рода противоправных деяний, исключив в уголовном законодательстве Российской Федерации наказание в виде привлечения к выполнению принудительных работ и изменив срок возможного лишения свободы с 5 до 10 лет. Помимо этого, необходимо информировать население о трудовых правах человека и гражданина посредством разработки специальных учебных курсов в рамках среднего общего, а также высшего образования. К тому же, для эффективной борьбы с рабством и эффективным трудом необходимо создать внутригосударственные фонды помощи жертвам данных социально-правовых явлений. И, конечно же, основополагающим направлением, которое нуждается в реформировании, является миграционное законодательство, в частности трудовые права мигрантов.
Таким образом, несмотря на наличие международных правовых и внутригосударственных норм, направленных на борьбу с рабством, данное социально-правовое явление все еще существует. С ростом численности населения земного шара, изменением социально-экономических условий в отельных регионах, возникают условия, которые способствуют распространению рабства и принудительного труда. Однако ценность человеческой жизни, неотъемлемые права и свободы остаются неизменными. Именно поэтому в целях реальной борьбы с ним необходимо универсализировать определение понятие рабства, ужесточить ответственность лиц, содействующих рабству и работорговле, а также просвещать население в области их прав и свобод и повышать уровень сотрудничества правоохранительных органов государств.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета, № 235, 10.12.1998 г.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 04.11.1950 г. // Российская газета, № 1, 05.04.1995 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966 г. // Российская газета, № 1, 05.04.1995 г.
- Африканская хартия прав человека и народов. Найорби, 1981 г.
- Устав Международной Организации Труда (с изменениями на 22 июня 1962 года), 1948 г.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в редакции 18.07.2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190021.
- Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в редакции от 01.07.2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010013.
- Международное право: учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов — 5 изд., перераб и доп. — М.: Норма: Инфа-М, 2010–784 с.
- Д. Вайсбродт «Упразднение рабства и его современных форм» // Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Женева, 2002. HR/PUB/02/4.
- Forced labour, modern slavery and human trafficking // Internationa Labour Organization. URL: http://www.ilo.org/global/topics/forced-labour/lang--en/index.htm (дата обращения: 26.07.2017).