Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (164) июль 2017 г.

Дата публикации: 31.07.2017

Статья просмотрена: 853 раза

Библиографическое описание:

Чефранова, М. А. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики / М. А. Чефранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 30 (164). — С. 84-88. — URL: https://moluch.ru/archive/164/45269/ (дата обращения: 16.11.2024).



В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования нашла выражения идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы. Содержание образования в такой школе должно обеспечить развитие личности младшего школьника, в том числе и языковой личности. В процессе обучения в начальной школе учащиеся должны приобрести опыт различных видов деятельности, овладеть способами познавательной деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определенные условия для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Необходимость такого подхода к начальному образованию обусловлена:

во-первых, спецификой самого начального образования. Начальная школа- это особый этап в жизни ребенка. Образование, полученное здесь, служит базой, фундаментом для последующего обучения.

Во-вторых, необходимость реализации развивающей модели начального образования обусловлена современными общественно-социальными условиями. Перемены, происходящие в современном обществе, изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

Целью и результатом образования становится формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. И поэтому в настоящее время задача учителя заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Как справедливо А. И. Савенков, «освоение учащимися общих исследовательских умений и навыков выступает, как наиболее соответствующий современному динамичному миру способ адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружения».

Современная психологическая, педагогическая и методические науки уделяют значительное внимание проблемам организации исследовательской деятельности учащихся. Так, в отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности ученика (П. Я. Гальперин, Н. А. Менчинская, О. В. Соловьёва).

В трудах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников.

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе может быть организована при изучении любого яруса языка: фонетики, морфологии, синтаксиса. Но объектом нашего внимания является раздел «Лексика», который в программы начальной школы стал включаться совсем недавно. При этом раздел «Лексика» занимает особое место в структуре начального языкового образования, поскольку лексические знания, умения и навыки очень важны для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции учащихся.

Объектом лексикологии является слово, через которое в школе изучаются практически все разделы русского языка. В начальной школе ученики получают представления о слове как носителе смыла (значения), имени предмета (явления), единице, имеющей определенную словообразовательную структуру и способную изменяться по падежам, числам, иногда по родам, по лицам, временам и т. п. Изучение лексики обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса младших школьников.

Лексике принадлежит особая роль в развитии чувства языка, в формировании умений употреблять слово в соответствии со смысловыми, стилистическими признаками его сочетаемости и др. При изучении данного раздела русского языка учитель может показать учащимся многогранность лексических отношений и связей между словами, что в свою очередь поможет выработать умения анализа текста. И поэтому методически целесообразно начинать систематическое знакомство с основными понятиями лексики с применения различных приемов и методов, организующих исследовательскую деятельность.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся. Все более актуальной становится проблема недостаточной разработки научных оснований организации исследовательской деятельности учащихся в школе на всех ступенях обучения.

Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что не раскрыты в полном объеме развивающий потенциал исследовательской деятельности; принципы ее организации в образовательном процессе школы; особенности построения педагогом (содержание и формы) совместной учебно-познавательной деятельности на всех ступенях обучения.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Каковы же возможности метода проектов организации исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения лексики? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования- процесс организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследованияметодические условия использования метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе.

В своем исследовании мы исходили из гипотезы, что использование метода проектов на уроках русского языка в начальной школе на основе лексикологии, стимулирует познавательный интерес к изучению раздела «Лексика», а также повышает качество освоения знаний по теме, будут проходить при соблюдении следующих условий:

Работа по теме «Лексика» проводится по разным направлениям, согласно литературным источникам, а также возрастным особенностям учащихся;

в процессе формирования познавательного интереса метод проектов применялся поэтапно на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:

  1. Проанализировать отражение основных понятий раздела лексика, описанных в педагогической литературе.
  2. Проанализировать программы и учебники по русскому языку с точки зрения изучения темы «Лексика» в начальной школе.
  3. Изучить возможность использования метода проектов в исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики.
  4. Изучить эффективность использования метода проектов для повышения уровня освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.
  5. Изучить эффективность использования метода проектов для повышения мотивационной сферы в процессе изучения лексики.

В процессе исследования применялась система следующих методов:

‒ теоретические — анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

‒ эмпирические — наблюдение, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), изучение педагогической документации, обобщение педагогического опыта, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, диагностический и формирующий эксперименты.

Эмпирическиую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводившаяся в МАОУ «Центр образования № 1» г. Белгорода.

Методологической основой исследования являются труды ученых-лингвистов, в которых рассматриваются особенности лексики как раздела лингвистики, характеризуются системные отношения в лексической системе русского языка (Калинин А. В., Солодуб Ю. П., Уфимцева А. А., Фомина М. И., Шанский Н. М. и др.); исследования ученых педагогов и психологов, исследующих особенности исследовательской деятельности учащихся (Зимняя И. А., Разагатова Н. А., Леонтович А. В. др.) и особенности использования метода проектов (Савенков А. И., Семенова Н. А., Обухов А. С. и др.).

Исследование проводилось в 2015–2017 гг. и включало в себя четыре этапа:

‒ эмпирический — поиски эффективных форм организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы; фрагментарный эксперимент;

‒ теоретический — изучение философской, психологической, педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме исследования; разработка гипотезы исследования; определение сущности и особенностей исследовательской деятельности в образовательном процессе школы; анализ достижений эмпирического этапа и моделирование исследовательской деятельности; опытная работа;

‒ экспериментальный — уточнение гипотезы, целей и задач в процессе экспериментальной работы; разработка концепции организации исследовательской деятельности учащихся в школе; разработка программы диагностики изменений уровней исследовательской деятельности; диагностический и фрагментарно-формирующий эксперименты;

‒ обобщающий — обобщение и систематизация полученных результатов, уточнение теоретических выводов; завершение научного обоснования основных положений исследования, формирующий эксперимент, уточнение экспериментальных выводов, литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, использованием адекватной системы методов исследования, внешними экспертными оценками хода и результатов экспериментальной работы, оценкой эффективности предлагаемых способов педагогического взаимодействия, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Научная новизна результатов исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала исследовательской деятельности учащихся через выявление системы ее функций в начальной школе; логика в преемственности содержания, методов и организационных форм исследовательской деятельности учащихся с помощью метода проектов в начальной школе.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в образовательном процессе МАОУ «Центр образования № 1» г. Белгорода.

Проанализировав литературные источники сделан вывод, что лексикология — это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику. В лексикологии изучается слово как индивидуальная единица, а также место слова в лексической системе современного русского литературного языка.

Также, был сделан вывод о том, что слово — основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Анализ современных учебников и программ по русскому языку, показал, что Федеральным государственным стандартом предусмотрена работа по разделу «Лексика» русского языка для младших школьников. Программа по русскому языку С.В Иванова построена методом блочного деления: раздел «Лексика» (блок «Как устроен наш язык») включает темы: слово и его лексическое значение, слово в словаре и тексте, определение значения слова с помощью толкового словаря, слова однозначные и многозначные, слова исконные и заимствованные, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы. Однако содержание предлагаемых упражнений требует существенной доработки со стороны учителя в методическом руководстве усвоения этикетной лексики младшими школьниками.

Решив использовать, понятие исследовательской деятельности Савенкова А. И., который рассматривать ее как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления, делается вывод о том, что проектное обучение помогает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности ученика. Но, не смотря на все плюсы данного метода, в современной школе он не достаточно распространен.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента, исходя из основных понятий раздела «Лексика» в русском языке, изучаемых в начальной школе мы разработали тестовую методику, целью которой являлось — выяснить уровень освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.

Данные методики показали, что большинство учащихся, которые имеют низкие результаты по усвоению раздела «Лексика», изучаемого в программном объеме, была не полностью усвоена, из-за традиционных методов подачи материала, а также низкого уровня мотивации к изучению данной темы, что мы также увидели из результатов диагностики мотивационной сферы учащихся.

Были выведены уровни освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему: высокий, средний и низкий.

Далее, решив посмотреть уровень развития учебной мотивации младших школьников к изучению русского языка, а конкретно раздела «Лексика», при этом дав основные понятия мотивационной сферы, исследуемые педагогами-психологами.

Проанализировав несколько источников, пришли к выводу, что мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Для оценки уровня учебной мотивации мы взяли методику Н. Г. Лускановой.

В результате констатирующего эксперимента стало ясно направление работы, которую следует провести в данном классе для повышения уровня освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему, а также повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся для дальнейшего изучения русского языка.

Во время проведения формирующего этапа мы ставили цель — предложить систему работы, по использованию метода проектов на уроках русского языка, на материале раздела «Лексика», а также с помощью данного метода повысить уровень развития мотивационной сферы учащихся начальной школы.

С целью реализации намеченной программы на уроках велась фрагментарная работа, на которой использовались упражнения по разделу «Лексика», согласно программному материалу, а также были проведены уроки, на которых активно использовались элементы проектного метода, а также учащимся в домашнем задании предлагалось выполнить мини-проекты.

Целью контрольного этапа эксперимента было — проверить динамику усвоения детьми 3–4 классов всего раздела по теме «Лексика», согласно программе, а также уровень развития мотивации к получению знаний по лексике. Проведенное исследование позволило нам подтвердить педагогические условия, выдвинутые в гипотезе исследования и сделать важные для нашего исследования методические выводы:

Было установлено, что целенаправленное систематическое внедрение метода проектов позволяет в значительной степени расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность и развить интерес к лексике и к русскому языку в целом.

Проведенная работа оказалась весьма эффективной в плане пополнения знаний учащихся по изучению раздела «Лексика», так как дети принимали в ней непосредственное участие. Подтверждением эффективности проведенной работы явились экспериментальные данные.

Было обнаружено, что различные творческие задания, предлагаемые учащимся, активизировали приобретаемые умения.

Мы пришли к выводу, что внедренный нами в процессе экспериментального обучения метод проектов может служить толчком и примером повышения уровня знаний по теме «Лексика», а также значительно повысить уровень развития учебной мотивации.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Таким образом мы нашли подтверждение нашей гипотезы о том, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся начальных классов в процессе изучения лексики реализуется, если:

— организация исследовательской деятельности с помощью метода проектов будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации, а также повышение уровня освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.

Выделение функций, принципов, внедрение на уроках и внеурочной деятельности метода проектов имеют значение и практико-прикладной вес и позволяют осуществлять дальнейшие исследования в данной области.

Литература:

  1. Беседы с учителем. Третий класс четырехлетней начальной школы: учебно-методическое пособие для учителей [Текст] / Под ред. Л. Е. Журовой. — М.: Вентана-Графф, 2012.-384 с.
  2. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 263 с.
  3. Программы четырехлетней начальной школы: программы /Проект «Начальная школа 21 века» [Текст] / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М., 2012.- 94 с.
  4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. — М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
  5. Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н. А. Семенова//Начальная школа.- 2006. — № 2.-С.45–49.
  6. Солодуб, Ю. П. Современный русский язык. Лексика и фразеология (сопоставительный аспект): Учебник для студентов филолог. Вузов [Текст] / Ю. П. Солодуб, Ф. Б. Альбрехт — М.: Флинта: Наука, 2012. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, русский язык, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, программный объем, процесс изучения лексики, раздел, слово, познавательная деятельность, учебная мотивация.


Похожие статьи

Обучающий этап эксперимента при использовании метода проектов как способа организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Метод проекта как форма организации учебной деятельности при обучении английскому языку

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Похожие статьи

Обучающий этап эксперимента при использовании метода проектов как способа организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Метод проекта как форма организации учебной деятельности при обучении английскому языку

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Задать вопрос