В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования нашла выражения идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы. Содержание образования в такой школе должно обеспечить развитие личности младшего школьника, в том числе и языковой личности. В процессе обучения в начальной школе учащиеся должны приобрести опыт различных видов деятельности, овладеть способами познавательной деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определенные условия для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Необходимость такого подхода к начальному образованию обусловлена:
во-первых, спецификой самого начального образования. Начальная школа- это особый этап в жизни ребенка. Образование, полученное здесь, служит базой, фундаментом для последующего обучения.
Во-вторых, необходимость реализации развивающей модели начального образования обусловлена современными общественно-социальными условиями. Перемены, происходящие в современном обществе, изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.
Целью и результатом образования становится формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. И поэтому в настоящее время задача учителя заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Как справедливо А. И. Савенков, «освоение учащимися общих исследовательских умений и навыков выступает, как наиболее соответствующий современному динамичному миру способ адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружения».
Современная психологическая, педагогическая и методические науки уделяют значительное внимание проблемам организации исследовательской деятельности учащихся. Так, в отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности ученика (П. Я. Гальперин, Н. А. Менчинская, О. В. Соловьёва).
В трудах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников.
Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе может быть организована при изучении любого яруса языка: фонетики, морфологии, синтаксиса. Но объектом нашего внимания является раздел «Лексика», который в программы начальной школы стал включаться совсем недавно. При этом раздел «Лексика» занимает особое место в структуре начального языкового образования, поскольку лексические знания, умения и навыки очень важны для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции учащихся.
Объектом лексикологии является слово, через которое в школе изучаются практически все разделы русского языка. В начальной школе ученики получают представления о слове как носителе смыла (значения), имени предмета (явления), единице, имеющей определенную словообразовательную структуру и способную изменяться по падежам, числам, иногда по родам, по лицам, временам и т. п. Изучение лексики обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса младших школьников.
Лексике принадлежит особая роль в развитии чувства языка, в формировании умений употреблять слово в соответствии со смысловыми, стилистическими признаками его сочетаемости и др. При изучении данного раздела русского языка учитель может показать учащимся многогранность лексических отношений и связей между словами, что в свою очередь поможет выработать умения анализа текста. И поэтому методически целесообразно начинать систематическое знакомство с основными понятиями лексики с применения различных приемов и методов, организующих исследовательскую деятельность.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся. Все более актуальной становится проблема недостаточной разработки научных оснований организации исследовательской деятельности учащихся в школе на всех ступенях обучения.
Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что не раскрыты в полном объеме развивающий потенциал исследовательской деятельности; принципы ее организации в образовательном процессе школы; особенности построения педагогом (содержание и формы) совместной учебно-познавательной деятельности на всех ступенях обучения.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Каковы же возможности метода проектов организации исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения лексики? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования- процесс организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования — методические условия использования метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе.
В своем исследовании мы исходили из гипотезы, что использование метода проектов на уроках русского языка в начальной школе на основе лексикологии, стимулирует познавательный интерес к изучению раздела «Лексика», а также повышает качество освоения знаний по теме, будут проходить при соблюдении следующих условий:
Работа по теме «Лексика» проводится по разным направлениям, согласно литературным источникам, а также возрастным особенностям учащихся;
в процессе формирования познавательного интереса метод проектов применялся поэтапно на уроках, а также во внеурочной деятельности.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:
- Проанализировать отражение основных понятий раздела лексика, описанных в педагогической литературе.
- Проанализировать программы и учебники по русскому языку с точки зрения изучения темы «Лексика» в начальной школе.
- Изучить возможность использования метода проектов в исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики.
- Изучить эффективность использования метода проектов для повышения уровня освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.
- Изучить эффективность использования метода проектов для повышения мотивационной сферы в процессе изучения лексики.
В процессе исследования применялась система следующих методов:
‒ теоретические — анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
‒ эмпирические — наблюдение, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), изучение педагогической документации, обобщение педагогического опыта, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, диагностический и формирующий эксперименты.
Эмпирическиую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводившаяся в МАОУ «Центр образования № 1» г. Белгорода.
Методологической основой исследования являются труды ученых-лингвистов, в которых рассматриваются особенности лексики как раздела лингвистики, характеризуются системные отношения в лексической системе русского языка (Калинин А. В., Солодуб Ю. П., Уфимцева А. А., Фомина М. И., Шанский Н. М. и др.); исследования ученых педагогов и психологов, исследующих особенности исследовательской деятельности учащихся (Зимняя И. А., Разагатова Н. А., Леонтович А. В. др.) и особенности использования метода проектов (Савенков А. И., Семенова Н. А., Обухов А. С. и др.).
Исследование проводилось в 2015–2017 гг. и включало в себя четыре этапа:
‒ эмпирический — поиски эффективных форм организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы; фрагментарный эксперимент;
‒ теоретический — изучение философской, психологической, педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме исследования; разработка гипотезы исследования; определение сущности и особенностей исследовательской деятельности в образовательном процессе школы; анализ достижений эмпирического этапа и моделирование исследовательской деятельности; опытная работа;
‒ экспериментальный — уточнение гипотезы, целей и задач в процессе экспериментальной работы; разработка концепции организации исследовательской деятельности учащихся в школе; разработка программы диагностики изменений уровней исследовательской деятельности; диагностический и фрагментарно-формирующий эксперименты;
‒ обобщающий — обобщение и систематизация полученных результатов, уточнение теоретических выводов; завершение научного обоснования основных положений исследования, формирующий эксперимент, уточнение экспериментальных выводов, литературное оформление диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, использованием адекватной системы методов исследования, внешними экспертными оценками хода и результатов экспериментальной работы, оценкой эффективности предлагаемых способов педагогического взаимодействия, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.
Научная новизна результатов исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала исследовательской деятельности учащихся через выявление системы ее функций в начальной школе; логика в преемственности содержания, методов и организационных форм исследовательской деятельности учащихся с помощью метода проектов в начальной школе.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в образовательном процессе МАОУ «Центр образования № 1» г. Белгорода.
Проанализировав литературные источники сделан вывод, что лексикология — это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику. В лексикологии изучается слово как индивидуальная единица, а также место слова в лексической системе современного русского литературного языка.
Также, был сделан вывод о том, что слово — основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.
Анализ современных учебников и программ по русскому языку, показал, что Федеральным государственным стандартом предусмотрена работа по разделу «Лексика» русского языка для младших школьников. Программа по русскому языку С.В Иванова построена методом блочного деления: раздел «Лексика» (блок «Как устроен наш язык») включает темы: слово и его лексическое значение, слово в словаре и тексте, определение значения слова с помощью толкового словаря, слова однозначные и многозначные, слова исконные и заимствованные, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы. Однако содержание предлагаемых упражнений требует существенной доработки со стороны учителя в методическом руководстве усвоения этикетной лексики младшими школьниками.
Решив использовать, понятие исследовательской деятельности Савенкова А. И., который рассматривать ее как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления, делается вывод о том, что проектное обучение помогает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности ученика. Но, не смотря на все плюсы данного метода, в современной школе он не достаточно распространен.
Для проведения констатирующего этапа эксперимента, исходя из основных понятий раздела «Лексика» в русском языке, изучаемых в начальной школе мы разработали тестовую методику, целью которой являлось — выяснить уровень освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.
Данные методики показали, что большинство учащихся, которые имеют низкие результаты по усвоению раздела «Лексика», изучаемого в программном объеме, была не полностью усвоена, из-за традиционных методов подачи материала, а также низкого уровня мотивации к изучению данной темы, что мы также увидели из результатов диагностики мотивационной сферы учащихся.
Были выведены уровни освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему: высокий, средний и низкий.
Далее, решив посмотреть уровень развития учебной мотивации младших школьников к изучению русского языка, а конкретно раздела «Лексика», при этом дав основные понятия мотивационной сферы, исследуемые педагогами-психологами.
Проанализировав несколько источников, пришли к выводу, что мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Для оценки уровня учебной мотивации мы взяли методику Н. Г. Лускановой.
В результате констатирующего эксперимента стало ясно направление работы, которую следует провести в данном классе для повышения уровня освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему, а также повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся для дальнейшего изучения русского языка.
Во время проведения формирующего этапа мы ставили цель — предложить систему работы, по использованию метода проектов на уроках русского языка, на материале раздела «Лексика», а также с помощью данного метода повысить уровень развития мотивационной сферы учащихся начальной школы.
С целью реализации намеченной программы на уроках велась фрагментарная работа, на которой использовались упражнения по разделу «Лексика», согласно программному материалу, а также были проведены уроки, на которых активно использовались элементы проектного метода, а также учащимся в домашнем задании предлагалось выполнить мини-проекты.
Целью контрольного этапа эксперимента было — проверить динамику усвоения детьми 3–4 классов всего раздела по теме «Лексика», согласно программе, а также уровень развития мотивации к получению знаний по лексике. Проведенное исследование позволило нам подтвердить педагогические условия, выдвинутые в гипотезе исследования и сделать важные для нашего исследования методические выводы:
Было установлено, что целенаправленное систематическое внедрение метода проектов позволяет в значительной степени расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность и развить интерес к лексике и к русскому языку в целом.
Проведенная работа оказалась весьма эффективной в плане пополнения знаний учащихся по изучению раздела «Лексика», так как дети принимали в ней непосредственное участие. Подтверждением эффективности проведенной работы явились экспериментальные данные.
Было обнаружено, что различные творческие задания, предлагаемые учащимся, активизировали приобретаемые умения.
Мы пришли к выводу, что внедренный нами в процессе экспериментального обучения метод проектов может служить толчком и примером повышения уровня знаний по теме «Лексика», а также значительно повысить уровень развития учебной мотивации.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Таким образом мы нашли подтверждение нашей гипотезы о том, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся начальных классов в процессе изучения лексики реализуется, если:
— организация исследовательской деятельности с помощью метода проектов будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации, а также повышение уровня освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.
Выделение функций, принципов, внедрение на уроках и внеурочной деятельности метода проектов имеют значение и практико-прикладной вес и позволяют осуществлять дальнейшие исследования в данной области.
Литература:
- Беседы с учителем. Третий класс четырехлетней начальной школы: учебно-методическое пособие для учителей [Текст] / Под ред. Л. Е. Журовой. — М.: Вентана-Графф, 2012.-384 с.
- Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 263 с.
- Программы четырехлетней начальной школы: программы /Проект «Начальная школа 21 века» [Текст] / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М., 2012.- 94 с.
- Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. — М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
- Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н. А. Семенова//Начальная школа.- 2006. — № 2.-С.45–49.
- Солодуб, Ю. П. Современный русский язык. Лексика и фразеология (сопоставительный аспект): Учебник для студентов филолог. Вузов [Текст] / Ю. П. Солодуб, Ф. Б. Альбрехт — М.: Флинта: Наука, 2012. — 264 с.