Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 марта, печатный экземпляр отправим 19 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (164) июль 2017 г.

Дата публикации: 30.07.2017

Статья просмотрена: 1443 раза

Библиографическое описание:

Александрова, И. В. Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков / И. В. Александрова, Н. Н. Кубарькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 30 (164). — С. 67-75. — URL: https://moluch.ru/archive/164/45270/ (дата обращения: 07.03.2025).



Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков

У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Это связано с незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия. Что в будущем может помешать овладению процессами чтения и письма.

Для организации коррекционного процесса по развитию фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков, для его эффективности, сокращении времени на подготовку к образовательной деятельности мы предлагаем использовать бланки.

Мы предлагаем 17 бланков для диагностических и коррекционных целей. Бланки для обследования фонематического слуха составлены на основе методики Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного развития» (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2009г.).

Бланки для коррекционных целей помогут решать несколько задач: автоматизация шипящих звуков и закрепление умения делить слова на слоги.

Применение бланков, существенно экономит время образовательного процесса и позволяет разнообразить ее, а также эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу, с сохранением результатов обследования.

Внедрение бланковых методик в коррекционно-образовательный процесс развивает внимание и мышление дошкольника, а также в рамках преемственности с начальным общим образованием, ребенок умеющий работать с бланками, будет лучше ориентироваться в тестовых заданиях, мониторингах, олимпиадах, и конкурсах.

Использование бланков в диагностических целях

Карточка № 1 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка ________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ш] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б6.jpg

Карточка № 2 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка _________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ж] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б7.jpg

Карточка №3 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ч] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б8.jpg

Карточка №4 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [щ] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б9.jpg

Карточка № 5 Определение звуков в словах (I вариант)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Раскрась столько окошек у ракеты, сколько слов со звуком [ш], я произнесу.

Примечание: Предлагаются ребенку звуки: [ш], [ж], [щ], [ч].

Словарь:шапка, дом, ваза, карандаш.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б14.jpg

Карточка № 6 Определение звуков в словах (II вариант)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Раскрась столько игрушек на елке, сколько слов со звуком [ш], я произнесу.

Примечание: Предлагаются ребенку звуки: [ш], [ж], [щ], [ч].

Словарь:Ум, мак, шуба

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б15.jpg

Использование бланков для развития фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Карточка № 1. Автоматизация звука [Ш] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка _________________________________________ Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 2. Автоматизация звука [Ш] в закрытых слогах.

Фамилия, имя ребенка _____________________________________ Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 3. Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка _______________________________________Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 4. Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 5. Автоматизация звука [Ж] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: На какой полке будут стоять эти предметы? Цифра на полке соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с номером полки, в которых они будут стоять.

Карточка № 6. Автоматизация звука [Ж] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Дата____________

Задание: На какой полке будут стоять эти предметы? Цифра на полке соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с номером полки, в которых они будут стоять.

Карточка № 7. Автоматизация звука [Ч] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 8. Автоматизация звука [Ч] в закрытых слогах.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 9. Автоматизация звука [Ч] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 10. Автоматизация звука [Щ] в слогах.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Дата____________

Задание: В каких машинах поедут эти предметы? Количество фургонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с машинами, в которых они поедут.

Карточка № 11. Автоматизация звука [Щ] в слогах.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких машинах поедут эти предметы? Количество фургонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с машинами, в которых они поедут.

Литература:

  1. Кузьмина Е. В. Бланковые методики в работе логопеда. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
  2. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Просвещение, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): имя ребенка, автоматизация звука, предмет, слово, Дата, задание, карточка, слог, фамилия, фонематический слух.


Ключевые слова

фонематический слух, бланки, автоматизация шипящих звуков

Похожие статьи

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Психологические аспекты предупреждения дизорфографии

В статье авторы раскрывают процесс формирования орфографического навыка письма и психологические аспекты предупреждения его нарушения.

Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с применением мультимедийных средств

В статье приводится опыт работы воспитателя ДОО по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Формирование фонетических навыков у детей-инофонов на уроках русского языка в 5-м классе

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Лэпбук как метод речевого развития детей 3–4 лет

Дидактическое пособие «Лэпбук» развивает фонетику, лексику, грамматику и другие аспекты речи. Данное пособие фокусируется на создании лэпбуков, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста. В него включены методические рекомендации по п...

Мнемонические приёмы запоминания, мнемонические конструкции на уроках биологии и русского языка

В статье авторы рассматривают особенности запоминания различных конструкций с использованием методики мнемонических приёмов запоминания.

Учёт интерференции гласных при обучении итальянцев русскому произношению

Данная статья посвящена анализу фонетической интерференции гласных звуков в русской речи носителей итальянского языка начального этапа обучения. В работе сравниваются вокалические системы русского и итальянского языков. На основании сравнения приводя...

Похожие статьи

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Психологические аспекты предупреждения дизорфографии

В статье авторы раскрывают процесс формирования орфографического навыка письма и психологические аспекты предупреждения его нарушения.

Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с применением мультимедийных средств

В статье приводится опыт работы воспитателя ДОО по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Формирование фонетических навыков у детей-инофонов на уроках русского языка в 5-м классе

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Лэпбук как метод речевого развития детей 3–4 лет

Дидактическое пособие «Лэпбук» развивает фонетику, лексику, грамматику и другие аспекты речи. Данное пособие фокусируется на создании лэпбуков, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста. В него включены методические рекомендации по п...

Мнемонические приёмы запоминания, мнемонические конструкции на уроках биологии и русского языка

В статье авторы рассматривают особенности запоминания различных конструкций с использованием методики мнемонических приёмов запоминания.

Учёт интерференции гласных при обучении итальянцев русскому произношению

Данная статья посвящена анализу фонетической интерференции гласных звуков в русской речи носителей итальянского языка начального этапа обучения. В работе сравниваются вокалические системы русского и итальянского языков. На основании сравнения приводя...

Задать вопрос