Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков
У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Это связано с незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия. Что в будущем может помешать овладению процессами чтения и письма.
Для организации коррекционного процесса по развитию фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков, для его эффективности, сокращении времени на подготовку к образовательной деятельности мы предлагаем использовать бланки.
Мы предлагаем 17 бланков для диагностических и коррекционных целей. Бланки для обследования фонематического слуха составлены на основе методики Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного развития» (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2009г.).
Бланки для коррекционных целей помогут решать несколько задач: автоматизация шипящих звуков и закрепление умения делить слова на слоги.
Применение бланков, существенно экономит время образовательного процесса и позволяет разнообразить ее, а также эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу, с сохранением результатов обследования.
Внедрение бланковых методик в коррекционно-образовательный процесс развивает внимание и мышление дошкольника, а также в рамках преемственности с начальным общим образованием, ребенок умеющий работать с бланками, будет лучше ориентироваться в тестовых заданиях, мониторингах, олимпиадах, и конкурсах.
Использование бланков в диагностических целях
Карточка № 1 Подбор картинок на заданный звук
Фамилия, имя ребенка ________________________________________Дата____________
Задание: Найди картинки со звуком [ш] и обведи.
Карточка № 2 Подбор картинок на заданный звук
Фамилия, имя ребенка _________________________________________Дата____________
Задание: Найди картинки со звуком [ж] и обведи.
Карточка №3 Подбор картинок на заданный звук
Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________
Задание: Найди картинки со звуком [ч] и обведи.
Карточка №4 Подбор картинок на заданный звук
Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________
Задание: Найди картинки со звуком [щ] и обведи.
Карточка № 5 Определение звуков в словах (I вариант)
Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________
Задание: Раскрась столько окошек у ракеты, сколько слов со звуком [ш], я произнесу.
Примечание: Предлагаются ребенку звуки: [ш], [ж], [щ], [ч].
Словарь:шапка, дом, ваза, карандаш.
Карточка № 6 Определение звуков в словах (II вариант)
Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________
Задание: Раскрась столько игрушек на елке, сколько слов со звуком [ш], я произнесу.
Примечание: Предлагаются ребенку звуки: [ш], [ж], [щ], [ч].
Словарь:Ум, мак, шуба
Использование бланков для развития фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.
Карточка № 1. Автоматизация звука [Ш] в открытых слогах.
Фамилия, имя ребенка _________________________________________ Дата____________
Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.
Карточка № 2. Автоматизация звука [Ш] в закрытых слогах.
Фамилия, имя ребенка _____________________________________ Дата____________
Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.
Карточка № 3. Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных.
Фамилия, имя ребенка _______________________________________Дата____________
Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.
Карточка № 4. Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных.
Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________
Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.
Карточка № 5. Автоматизация звука [Ж] в открытых слогах.
Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________
Задание: На какой полке будут стоять эти предметы? Цифра на полке соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с номером полки, в которых они будут стоять.
Карточка № 6. Автоматизация звука [Ж] в словах со стечением согласных.
Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Дата____________
Задание: На какой полке будут стоять эти предметы? Цифра на полке соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с номером полки, в которых они будут стоять.
Карточка № 7. Автоматизация звука [Ч] в открытых слогах.
Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________
Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.
Карточка № 8. Автоматизация звука [Ч] в закрытых слогах.
Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________
Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.
Карточка № 9. Автоматизация звука [Ч] в словах со стечением согласных.
Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________
Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.
Карточка № 10. Автоматизация звука [Щ] в слогах.
Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Дата____________
Задание: В каких машинах поедут эти предметы? Количество фургонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с машинами, в которых они поедут.
Карточка № 11. Автоматизация звука [Щ] в слогах.
Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________
Задание: В каких машинах поедут эти предметы? Количество фургонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с машинами, в которых они поедут.
Литература:
- Кузьмина Е. В. Бланковые методики в работе логопеда. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
- Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Просвещение, 2009.