Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится успешная социализация личности, что определено федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. [6,5]
В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» используется одно из основных понятий «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». [2,21]
Программа развития образования в России выдвигает задачу формирования краеведческой культурыуподрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Согласно документу в познавательное развитие дошкольников включено «формирование первичных представлений о малой родине». [2,24]
Принятые документы об образовании предъявляются все более высокие требования к организации обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Общество хочет видеть будущего школьника всесторонне развитым. Восприимчивость ребенка дошкольника особенно высока: он получает первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому важно именно в период дошкольного детства формироватькраеведческую культуру,любознательность и познавательное отношение к окружающему миру. «Родной край, его история, — писал академик Д. С. Лихачёв,- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [3.7]
Создать такие условия может помочь музейная педагогика. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную образовательную деятельность.
В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции, поиск новых форм работы с детьми и педагогами. Музейная педагогика в ДОУ — область образовательно-воспитательной деятельности, которую можно успешно направлять на формирование у ребенка краеведческой культуры, ценностного отношения к истории своего края, нынешней действительности, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, воспитание любви и привязанности к родному краю. Эта цель реализуется через решение следующих задач:
‒ Знакомство детей и родителей с ближайшим окружением; достопримечательностями родного края; знаменитыми людьми, творчеством отдельных писателей, поэтов, композиторов, художников; с предприятиями, их продукцией; с животным и растительным миром своей малой Родины.
‒ Создание условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике края.
‒ Воспитание у дошкольников и взрослых патриотических чувствах, гордость за свою «малую Родину»; привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; гуманные, экологически целесообразное отношение к природе; любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым; гордость за своих предков; эмоционально-ценностное отношение к краю.
‒ Приобщение дошкольников и взрослых к современной жизни города, желание посещать музеи, театры, участвовать в городских праздниках; развитие любознательности и интереса к познанию родного края.
Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.
В своем труде «Мини-музей в детском саду» [5,64] Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
‒ образовательная — помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса;
‒ развивающая — развивает познавательные способности, творчество, самостоятельность, активность;
‒ просветительская — расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа;
‒ воспитательная — обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, способствует воспитанию толерантности, патриотических чувств.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Очень важно, чтобы мини-музей в детском саду не стал просто организацией экспозиций или выставок. Это, прежде всего, многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
В процессе создания модели музейно-образовательного пространства выделяются следующие средства музейной педагогики: художественные, социально-средовые, деятельностные. [1,34]
Художественные средства — это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.
Социально-средовые средства — включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.
Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо- туристической деятельности.
Практическая деятельность в свою очередь включает:
‒ Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно — творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее группы, детского сада; • Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;
‒ Экспериментальную деятельность — опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).
Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. Родители являются активными помощниками в создании мини музея. Это новая форма работы с родителями. Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми — мамами, папами, бабушками, дедушками. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Именно вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом придает группе “открытость”, т. е. делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, помогает гуманизировать отношения между детьми, педагогом, родителями. [4,104]
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит, близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Литература:
- Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. — 2013. — № 2. — 84с.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. — 156 с.
- Лихачев Д. С. Любить родной край. Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 1. 1990. 224 с.
- Морозова А. Н., Мельникова О. В. «Музейная педагогика» М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006–416 с.
- Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. «Мини-музей в детском саду» М.; Линка-Пресс, 2008 г. — 256 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 с.