В сфере комплексной эксплуатации объектовЖКХ имеется целый комплекс важнейших проблем, имеющих системный характер, решение которых является одной из главных задач для государства.
Эта проблема сложилась в связи с тем, что большая часть домов — это жилой фонд, который был построен еще в советское время, ветшающий с каждым днём всё больше. Вкупе происходит обветшание и всех коммуникаций — труб, проводки, лифтов и всей остальной инженерной инфраструктуры.
Согласно официальным данным Росстата, объём ветхого и аварийного жилищного фонда в РФ увеличился с 1990 по 2016 год почти в три раза (с 32,2 до 93,3 млн. кв. метров). При этом у 51,5 % домов процент износа составляет от 31 до 65 %, ещё у 9,1 % домов износ свыше 66 %.
В негодное к проживанию состояние проходят не только дома, но и вся система ЖКХ. В связи с этим по России износ фонда ЖКХ в 2016 году достиг 60 %, при этом в некоторых населённых пунктах он достигает 80 %. По причине обветшания происходит больше аварий на объектах ЖКХ, так их количество аварий за последние 10 лет увеличилось примерно в 5 раз.
Для приведения жилого фонда в нормальное состояние 26 января 2016 года Правительств РФ утвердило распоряжением № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года». В данном документе содержатся основные приоритеты, среднесрочные цели и задачи государства, определенные в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В стратегии содержатся данные экспертных оценок, которые декларируют сумму ежегодных инвестиционных потребностей коммунального сектора в размере 500 млрд. рублей.
Однако, наблюдается устойчивая тенденция по сокращению финансирования сферы ЖКХ. Так согласно госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» от 15 апреля 2014 года на финансирование мероприятий направляются средства, имеющие тенденцию к снижению: в 2015 году — 96 млрд. руб.; в 2016 году — 50,7 млрд. руб. (почти в два раза меньше); в 2017 году — 54,9 млрд. руб.; в 2018 году — 47,2 млрд. руб.; в 2019 году — 49,3 млрд. руб.; в 2020 году — 51,4 млрд. руб.
На мероприятия, связанные с созданием условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России, предусмотрено в 2015 году лишь 12,7 млрд. руб., в 2016 году — 314 млн. руб., на 2017–2020 годы финансирование по данному направлению в госпрограмме вообще не указывается.
Таким образом, предусмотренное бюджетное финансирование покрывает несоизмеримо меньше, чем необходимые инвестиционные потребности отрасли ЖКХ, которые даже по официальным оценкам согласно стратегии составляют 500 млрд. руб. ежегодно. Поскольку выделяемые средства составляют сумму на порядок ниже необходимой, то они в принципе не могут быть достаточными для обеспечения не только модернизации, но и нормального текущего содержания объектов ЖКХ.
Следует отметить, что на фоне сокращения бюджетного финансирования возрастают ежемесячные платежи граждан за услуги ЖКХ, а также был введен по стране взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
В стратегии значительное внимание уделяется концессионным соглашениям, при этом в данном документе отсутствует механизм гарантирования фактического активного прихода эффективного, заинтересованного бизнеса в отрасль, а также заключения данным бизнесом концессионных соглашений; выполнения частными операторами обязательств по модернизации объектов ЖКХ; защиты рынка от локальной монополизации; честного и законного проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений.
В итоге создаётся риск, что рынок концессий в сфере ЖКХ будет монополизирован предприятиями, являющимися близкими к региональным и местным элитам и структурам власти; и в связи с монополией предприятия ограничатся невыполнением или неполным выполнением условий по модернизации объектов ЖКХ; что приведет к росту коррупции, выводу капиталов из отрасли.
Нерешенной проблемой является также вопрос капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно принятому в 1991 году Закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство было обязано передавать в руки граждан жильё только после проведения капитального ремонта либо с выплатой соответствующей компенсации. Затем в 1992 году в закон были внесены изменения, которые закрепили за государством обязанность по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда уже после приватизации квартир.
Значит, согласно закону, вплоть до последнего времени капитальный ремонт многоквартирных домов был обязанностью государства. Однако данный постулат закона систематически игнорировался. Лишь некоторой части граждан удалось добиться, в том числе через суд, проведения ремонта своих домов за государственный счет. Следует также учесть, что несмотря на требования закона, все эти годы граждане еще и оплачивали не только содержание многоквартирного дома, но и капитального ремонта в составе квартирной платы. Вместо того чтобы использовать собранные средства и произвести, согласно закону, ремонт жилого фонда, государство в 2013 году отказалось от прежних обязательств и переложило ответственность и материальное бремя за капитальный ремонт на граждан России.
Огромное число собственников жилья, которое исправно платило квартплату многие годы, было возмущено подобным решением, так как подобная реформа вынуждает граждан России платить «по второму кругу» за ремонт, который может состояться (или не состояться) через 10, 20 или даже 30 лет. Особенно несправедливой данная ситуация выглядит для пенсионеров, пожилых людей.
Таким образом, произошло полное перекладывание большей части расходов по содержанию жилищного фонда и по его модернизации на население, что является малоэффективным в условиях значительного износа жилых домов (не менее 60–70 %).
Крое того, в связи с ухудшением уровня жизни граждане просто не в состоянии профинансировать столь значительные расходы, что приведет к ещё большему ухудшению уровня жизни. Этот факт подтверждается данными Росстата, что по состоянию на 2015 год уже 20,3 млн. человек (14,1 % от общей численности населения России) имеют доходы ниже прожиточного минимума. Причем, происходит рост числа бедных граждан. Отдельные категории населения, например, инвалиды второй группы, не имеющие достаточных льгот, в принципе оказываются не в состоянии оплачивать ЖКУ.
Перенесение бремени расходов на содержание и модернизацию сферы ЖКХ на граждан косвенно блокирует реализацию мер по выводу страны из экономического кризиса, так как ограничивает и без того сократившееся потребление населения.
Таким образом, обозначенный в стратегии подход создаёт риск существенного недофинансирования отрасли и нарастания в ней проблем.
В связи с уходом государства из сферы ЖКХ и переложением значительной части бремени по её содержанию на население, снижается и практически сводится к нулю вероятность решения стратегических проблем отрасли.
В связи с изложенным выше предлагаются следующие меры по совершенствованию комплексной эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
- В стратегии отсутствует чрезвычайно важное направление для развития экономики — решение проблемы завышенных тарифов на ЖКУ для предприятий производственной сферы.
В настоящее время фактически за счёт сферы производства субсидируются тарифы на ЖКУ для населения, что тормозит её развитие, ограничивает рост национальной экономики.
Полагается включить в стратегию систему мер, направленных на прекращение данного субсидирования, на ограничение тарифов на ЖКУ для производственных предприятий. Тарифы для населения следует компенсировать из государственных средств, одновременно снижая — в целях экономии средств — внутренние издержки отрасли, её коррупционную составляющую, количество организаций-посредников, недоинвестирование (которое приводит к повышенным платежам на текущее содержание изношенных объектов ЖКХ).
- Предлагается внести существенные изменения в систему капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Одним из возможных вариантов решения проблемы явился бы механизм софинансирования, который может заключаться в следующем. Обязательные работы (хотя бы первоочередные, включенные в краткосрочный план реализации) проводятся за счет государства, чтобы не переносить сроки реализации программ, собственники при этом продолжают вносить взносы, которые аккумулируются для последующих работ. Это будет соотноситься и с нормой статьи 168 ЖК РФ, которая предусматривает, что в первую очередь должны ремонтироваться дома, капитальный ремонт которых требовался еще на дату первой приватизации. С разработкой данного механизма не следует затягивать, принимая во внимание и то обстоятельство, что по действующим нормам Фонд ЖКХ, которой обеспечивает государственную финансовую поддержку при проведении капитального ремонта, работает до 1 января 2018 года.
Литература:
- Пилявский В. П.. Реформирование жилищно-коммунального комплекса мегаполиса: управление качеством услуг. — СПб.: Астерион, 2008. — с.
- Графов А. А. Направления совершенствования жилищно-коммунального хозяйства на основе инноваций. // Экономика и управление: российский научный журнал. — СПб.: 2010.- № 2(52) — С.17–19 2007, № № 1–2.
- Стрельченко В. В. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг на основе инновационного развития жилищно-коммунального хозяйства //Вестник Национальной академии туризма, 2011. № 4 (20). С. 87–90.
- Миронов, С. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: поиск эффективных решений / С. Миронов // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 6. — С. 115–124.