Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №31 (165) август 2017 г.

Дата публикации: 06.08.2017

Статья просмотрена: 3096 раз

Библиографическое описание:

Щербаков, С. А. Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников / С. А. Щербаков, Н. А. Седельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 31 (165). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/165/45293/ (дата обращения: 17.10.2024).



Лихачев Д. С. писал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране» [9, с. 102]. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине [4, с. 170]. Для успешного формирования патриотизма школьникам необходимо дать основные знания о родине, стране, народе, культуре, истории. В каждом населенном пункте своя неповторимая история. При знакомстве школьников с родным городом или населенным пунктом, необходимо показать, что он представлен своей историей, достопримечательностями, традициями, известными людьми.

Патриотическое воспитание формируется на изучении исторического прошлого через музей, который существует в любом городе, поселке и селе. Будь это школьный или сельский. Но в педагогической литературе патриотическому воспитанию средствами музея мало уделяется внимания.

Любовь к Родине, родному краю, родному дому, семье это одно из самых благородных чувств человека, его необходимо постоянно воспитывать [4,с.170]. Важную роль в воспитании патриотических чувств играет изучение истории средствами музея [2, с. 17].

В центре посёлка Большеречье, на улице Красноармейская расположен историко-этнографический музей. Этот музей создан в 1960 году, на базе материалов, которые 50 лет собирал известный в области краевед Василий Семенович Аношин [5, с. 104]. В 1970 году переведен в государственную сеть, а в 1980-м — стал филиалом Омского государственного объединенного историко-литературного музея. С 1992 года — самостоятельный историко-этнографический музей районного подчинения» [5, с. 104]. С 2013 года Большереченский историко-этнографический музей входит в структуру музея-заповедника «Старина Сибирская». Сегодня Большереченский историко-этнографический музей — это двухэтажное современное здание, в котором расположились четыре тематических зала.

В зале Боевой Славы собран большой материал: подлинные документы, фотографии. Как самая дорогая реликвия, солдатские письма, фронтовые треугольнички времен Великой Отечественной войны, наших земляков — участников войны, тружеников тыла, воинов-интернационалистов. Письма треугольники всегда привлекают внимание школьников. Вчитываются в каждое слово письма из того далекого, героического прошлого, обращенного к маме, отцу, брату, другу.

Патриотическое воспитание на материалах истории войны — процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических дат, подвигов, нравственных качеств, непримиримости к врагам России [6, с. 170]. Особенно сильно это восприятие через осознание причастности к данным событиям людей, живших или живущих рядом. Это вызывает глубокие переживания, особый интерес и желание изучать историю своей семьи, чувство уважения к пожилым людям, желание им помочь, что очень важно для становления таких качеств, как гражданственность и патриотизм [7, с. 70]. В этом зале школьники встречаются с ветеранами. Рассказывая о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей и работе в тылу, о жизни в блокадном Ленинграде — это позволяет учащимся знакомиться с участниками и очевидцами войны, задать вопрос и получить на него ответ, задуматься о значимости этих людей для страны, своей малой Родины. Такие встречи делают исторический материал интереснее и нагляднее для ребят. Встречи проходят в Дни воинской славы, в канун знаменательных и праздничных дат. Любая встреча всегда трепетна, оставляет добрый след в душах школьников.

Зал, посвященный истории поселка. Наш поселок имеет очень богатую историю. За годы работы музея собран материал по истории улиц поселка, отдельных зданий. Много внимания уделяется судьбам простых людей, жителей нашего поселка, которые прославили себя ратными и трудовыми подвигами — это почетные граждане, герои Социалистического труда [5, с. 108]. Это документы о колхозном строительстве, об участии большереченцев в Великой Отечественной войне, о послевоенном промышленном, сельскохозяйственном и культурном развитии районного центра и всего района. Изучая историю родного края, мы сталкиваемся с людьми, которые вершили эту историю [7, с. 80]. Ведь уходят в прошлое люди, уходит в прошлое крестьянский быт, а вместе с тем и целые пласты народной культуры. Важнейшие события в жизни своего рода, поселения, общины, сибиряки старались привязать к определённому году, иногда даже дню. Дорожили памятью о появлении своих фамилий в здешних местах, о событиях, связанных с основанием родного села [5, с. 107]. Главное, музей учит любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример.

Зал природы предоставляет школьникам возможность познакомиться с растительным и животным миром района. Внимание школьников привлекает раздел экспозиции, посвященный природно-археологическому заповеднику «Батаково». «Батаково» — природный парк в Большереченском районе. На его территории несколько десятков видов растений, занесенных в Красную Книгу Омской Области. Интересен парк «Батаково» археологическими открытиями. Один из крупнейших в Омском Прииртышье древних могильников, — Боровянка XVII. Представлены захоронения всех исторических эпох: эпохи камня (III тысячелетие до н. э.), эпохи бронзы (II — начало I тысячелетия до н. э.), раннего железного века и раннего средневековья [5, с. 181].

На данной экспозиции представлены материалы эпохи камня и бронзового века могильника. Ежегодно школьники — члены клуба «Юные Робинзоны» — участники научных экспедиций на «Батаково» под руководством научных сотрудников — Альберта Викторовича Полеводова, кандидата наук, заместителя директора парка, и Погодина Леонида Ивановича директора археологического и природного парка «Батаково». Цель экспедиций — знакомство подростков с историко-культурным наследием родного края. Выставленные музейные экспонаты несут в себе богатую информацию, привлекающую внимание археологического наследия.

В этнографическом зале представлены предметы хозяйства, быта и культуры народов, издавна проживающих на территории Большереченского района. Интересны материалы по заселению района и по истории сел и деревень. Уже несколько лет на базе Большереченского музея проходят Аношинские чтения, в которых участвуют школьники района.

Знание истории своей малой родины обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Изучении истории поможет школьникам в приобретении прочных знаний.

Дальнейшее развитие опыта взаимодействия школы и музея в формировании человека-патриота, его обучения и воспитания представляется нам через систему «музей — школа». Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах. Уже сегодня педагогами Большереченских школ реализуется музейно- педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Программа стала моделью взаимодействия музеz с системой образования на всех его ступенях.

Музей несет огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своего поселка и района [11, с. 90]. Музей — большой помощник в обучении и воспитании учащихся [11, с. 91]. Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования.

Литература:

  1. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 2. — С. 10–13.
  2. Ванслова Е. Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. — М., 1988. — 152c.
  3. Гусев Д. А., Соколова В. Н. Художественно-эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства: региональный аспект: монография. — Арзамас: АГПИ, 2009. — 184 с.
  4. Гусев Д. А., Васильева К. В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 170–173.
  5. Долгушин А. П. Сказание о Большеречье, — Омск: книжное издательство,1998,-192 с,
  6. Жариков А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  7. Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. — 268 с.
  8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
  9. Лихачев Д. С. Письма о добром. — 4 изд., испр. и доп. — СПб.: Нотабене, 1994. — 232 с.
  10. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей: пособие для педагогов. — Минск: 1991. — 112 с.
  11. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т. Г. Шумная — М., 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, музей, родной край, III, Большереченский историко-этнографический музей, Большереченский район, Великая Отечественная война, внимание школьников, воспитание учащихся, малая родина.


Задать вопрос