В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания [2, с.326.], в том числе и знания о здоровьесберегающей деятельности c учётом личностных особенностей.
Следует отметить, что подростки относятся к особой социально-демографической группе, переживающей период становления социальной зрелости (возраст от 14 до 20 лет) [12, с.401].
А. В. Петровский границы подросткового периода устанавливает между 11–12 и 14–15 годами, а возраст между 14–15 и 17 годами определяется как ранняя юность [14].
В нашем исследовании мы рассматривали подростковый возраст (на примере спортсменов боксёров) не как отдельный этап психического и физического развития, а как этап онтогенетического развития, включающего стыки и переходы от одной стадии к другой, то есть 14–17лет [5, 19].
Следует отметить, что именно в этот возрастной период можно существенно активизировать юных спортсменов на здоровьесберегающую деятельность, направленную на сохранение здоровья. Например, нарушения осанки чаще формируются в период первого ростового скачка в дошкольном возрасте и, особенно при пубертатном скачке роста у подростков [8, с. 362].
В процессе комбинированного визуально-инструментального тестирования спортсменов боксеров 14–17 лет, было выявлено, что наиболее часто встречающимся нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в данный возрастной период является нарушение осанки.
Учитывая это, мы не могли не обратить внимания на такой аспект, что хронические болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (остеохондропатии, артроз, миозит) у спортсменов 10–17 лет отмечается в 91 % случаев (у не спортсменов — в 38,4 %). Заболеваемость сколиозом спортсменов 15–17 лет выше, чем не спортсменов (12,0 и 5,4 %) (Н. В. Шеставина, В. С. Монахов, 1995). Остеохондропатия у спортсменов 15–17 лет (соответственно 12,0 и 1,0 % у не спортсменов). Из остеохондропатий чаще (5,7 %) регистрируется болезнь Осгуда-Шлаттенра (у 15–17 — летних — в 3,0 % случаев). Миозит регистрируется у юных спортсменов в 17,2 %, артрозы — в 4,8 % случаев [7].
Выше сказанное говорит о том, что при занятиях спортом не учитывались основы здоровьесбережения. Во время тренировок тренер определяет нарушения в состоянии здоровья подростков, учитывает характер данного нарушения, возраст, физическое развитие, общее состояние здоровья, и эмоциональный настрой подростков (Н. И. Пономарева, В. М. Рейзина, И. А. Зимняя).
При занятиях спортом (например: боксом) необходимо учитывать, что индивидуальными особенностями физического развития подростков в процессе здоровьесберегающей деятельности является их интенсивное развитие, включающее изменения размеров тела и видимые структурно-скелетные трансформации.
В контексте нашего исследования необходимо учитывать важнейшую характеристику физического развития (половое созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы), что в свою очередь является важной составляющей личностных особенностей подростков.
Необходимо отметить, что подростки испытывают дискомфортные физические изменения и в этот возрастной период (характерны тревожность, эмоциональная возбудимость), что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на здоровьесберегающей деятельности при занятиях спортом.
Одной из приоритетных задач подготовки подростков к здоровьесбережению является уровень мотивации, формирующей готовность к здоровьесберегающей деятельности, которая может возникнуть при наличии элементарных знаний об имеющихся нарушениях в состоянии здоровья и профилактической деятельности [6].
Профилактическая деятельность здесь определяется через такие личностные образования, как самоанализ, саморегуляция, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самомотивация.
Самомотивация означает порождение самим субъектом адекватных деятельности мотивов. Применительно к нашему исследованию мы определили, что наличие той или иной мотивации связано с преобладанием определенных потребностей [4, с.35]. Потребностей быть здоровым, сильным, гармонично развитым.
Самоанализ — это наблюдение за состоянием своего организма в процессе тренировочной деятельности, целью которого является оценка влияния на организм различных нагрузок с учётом личностных особенностей и если необходимо, то их корректировки.
Самооценка предполагает, что юные спортсмены оценивают сами себя, свои возможности, качества и место среди других спортсменов.
Саморегуляция показывает целесообразность функционирования живых систем разных уровней сложности и организации, направленных на поддержание здоровья.
Самоконтроль позволяет оценивать и контролировать свои возможности в процессе тренировочной и здоровьесберегающей деятельности с учётом личностных особенностей.
Резюмируя вышесказанное нужно отметить, что подростки спортсмены осознают значимость своего здоровья и определяют для себя ценность его сохранения путем социально ориентированной здоровьесберегающей деятельности [16, 17].
Основываясь на прямой зависимости состояния здоровья от уровня знаний, можно с полной уверенностью предполагать закономерный рост заболеваемости и травматизма, являющихся результатом низкого уровня культуры здоровья спортсменов [9].
Само понятие здоровье стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания, в него все чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение [15, 18].
Более того актуализация позиции молодого человека в отношении вопросов собственного здоровья имеет масштабное значение, связанное с необходимостью определения перспективы поколения в целом [1, с.43].
Тренер в процессе тренировок должен сформировать культуру здоровья, научить всех участников тренировочного процесса относиться к своему здоровью как к важной не только личной, но и государственной ценности, но с учетом индивидуальных особенностей [3, с.40–43].
Юные спортсмены, под руководством тренера должны осуществлять поиск, сбор, обработку, накопление, передачу, хранение и продуцирование информации о собственном физическом состоянии с учетом индивидуальных особенностей.
Постоянное приращение знаний и овладение новыми средствами поиска информации с учетом их индивидуальных особенностей ведет к тому, что современный подросток вынужден постоянно искать новые смыслы в уже устоявшихся понятиях [13, с.82].
Если на тренировках применять здоровьесберегающий комплекс, содержащий цель и мотивацию, в форме информационно-деловой игры то он вызывает живой интерес к вопросам самостоятельного формирования готовности и контроля за физическим развитием подростков [10].
Тренер осуществляет поиск и объясняет причины имеющихся нарушений, разрабатывает программы с комплексом здоровьесберегающих мероприятий, учитывая индивидуальные особенности подростков, что позволяет усилить рефлексивную и мотивационную составляющую готовности к здоровьесбережению [11].
Если в тренировочный процесс включить здоровьесберегающие мероприятия с учетом индивидуальных особенностей подростков, то улучшаются показатели — активности, самочувствия, настроения. В свою очередь, здоровьесберегающая деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков, то есть необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на них.
Резюмируя вышесказанное, мы отметили, что применение во время тренировок здоровьесберегающих комплексов способствует улучшению психофизиологического состояния подростков. Так как в данных комплексах заложена адекватная информация с учетом индивидуальных особенностей подростков, то они самостоятельно контролируют своё здоровье на доступном им уровне и даже составляют собственный комплекс здоровьесберегающих мероприятий.
В результате снижается утомляемость, повышается готовность к активной здоровьесберегающей деятельности, улучшается работоспособность, увеличивается сила, появляется чувство бодрости и полноты сил, а также уверенности в своих силах и в себе.
Литература:
- Антонова И. В. Актуализация преподавания здравоохранительных дисциплин в современном вузе (на примере метода самотестирования) / И. В. Антонова // Образование и общество. — 2015. -№ 1 (90). С.43.
- Баринов. Е. И. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры / Е. И. Баринов. // Федеральные государственные образовательные стандарты: проблемы и перспективы внедрения: сборник статей III Всероссийских Вахтеровских чтений с международным участием, посвященных 160-летию со дня рождения В. П. Вахтерова (25–26 января 2013 г.). / Под общ. Ред. Т. Л. Мигуновой; АФ ННГУ, Науч. — метод. Центр им. В. П. Вахтерова. — Арзамас: АГПИ, 2013. — 550 с.
- Булыгина. Л. В. Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно — практической конференции «Здоровье населения — основа процветания России». — Анапа,2014. — с.40–43.
- Варламова А. Я. школьная адаптация подростков. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.-144 с.ISBN 5–85534–437–7
- Выготский Л. С. Собрание соч. в 6-ти томах, т.4 / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 270 с.
- Ги Лефрансуа. Теории научения. Формирование поведения человека. Спб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 278 с
- Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учеб. пособие / Л. П. Гребова — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176с.
- Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В. А. Епифанов и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: гЭОТАР — Медиа, 2014. — 568с.: ил.
- Молодежь в России. 2010 // Стат. сборник ЮНИСЕФ. М., Росстат, 2010.
- Мухина B. C. Возрастная психология; феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд. — М.: «Академия», 1998. — 456 с.
- Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П. И. Образцов. — Орловский государственный технический университет. — Орел, 2000. — 145 с.
- Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко (и др.); под ред. Л. П. Крившенко.- Москва: Проспект, 2010. — 432с.
- Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская; под ред. И. А Стеценко.-Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 253. с. — (Библиотека студента).
- Петровский А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М.: Просвещение, 1986. 463с.
- Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни. / Сост. С. М. Чечельницкая, А. А. Михеева, Д. А Шалаева, Ю. В. Величкина — М.: Фонд «Центр социального развития и информации» (PSI), 2005.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / [сост. Л. В. Куликов]. СПб.: Питер, 2000. — С.142.
- Психология современного подростка / [под ред. Д. И. Фельдштейна] — М.: Педагогика, 1987–240с.
- Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / под ред. Е. Н. Шиянова. — Ставрополь, 1993 –123 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 554 с.