Образовательная область: «Художественное творчество».
Вид образовательной деятельности: Рисование.
Тема: Любопытные цыплята вышли на лужайку.
Цель: Создать живописный вариант загадки о цыпленке.
Задачи:
- Создание атмосферы поиска решения художественно-изобразительной задачи (анализ формы изображаемых предметов для выявления общего и специфического в образах цыпленка и одуванчика);
- Закрепление полученных ранее умений и навыков работы кистью (с жестким и мягким ворсом) и гуашью (использование приемов: «тычок», «примакивание»); умение отбирать для своего рисунка нужные цвета;
- Развитие слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировки; стимулирование и поддержание речевой активности каждого ребенка;
- Вызвать желание помочь игровому персонажу, выраженное в действии; воспитывать чувство радости от процесса и результата рисования — содействия героям сказочно-игровой ситуации.
Методы и приемы: художественное слово, слушание музыки, сюрпризный момент, речедвигательный тренинг, коммуникативная игра, комментирующее рисование, анализ, уточнение, индивидуальная помощь.
Материалы и оборудование: игрушка-курочка, демонстративный материал: «Одуванчики цветут», «Цыплята гуляют», наборное полотно, листы бумаги, тонированные в бледно-зеленый цвет ½ А4 (с изображением кругов: маленькие по углам, в центре большой), гуашь на палитре: красная, желтая, зеленая, черная; кисти: щетинная № 3, «пони» № 3; салфетки для кисточек, емкости для воды, клеенки для столов, аудиозаписи песни «Вышла курочка гулять», фланеграф, мольберт, магнитофон, предметные картинки к фланеграфу.
Предварительная работа: рассматривание и беседа по картине «Курица с цыплятами», отгадывание загадок о весне, птицах, наблюдение за цветущими одуванчиками, рисование на тему: «Носит одуванчик желтый сарафанчик», пение песни «Цыплята» А. Филиппенко.
Общая продолжительность образовательной деятельности: 15 минут.
- Вводная часть 2 минуты.
- Речедвигательный тренинг «Солнышко» — 1 мин.
- сюрпризный момент «Курочка Пеструшка» — 1 мин.
- Познавательная часть — 4 минуты.
- Игра-импровизация «Вышла курочка гулять» — 1 мин. 50 сек.
- Рассматривание иллюстраций, беседа по их содержанию — 2 мин.
- Игровая мотивация продуктивной деятельности — 30 сек.
- Практическая часть — 7 минут.
- Создание живописного варианта загадки о цыпленке (комментирующее рисование) — 6 мин.30 сек.
- Пальчиковая игра «Цыплята» — 30 сек.
- Заключительная часть: Составление общей композиции на наборном полотне — 2 мин.
Ход занятия.
- Вводная часть.
Педагог и дети входят в группу, здороваются с гостями и становятся в круг. Проводится речевой тренинг:
Упражнение «Солнышко» (Е. Макшанцева)
Вот как солнышко встает — медленно поднять руки вверх
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет — Медленно опустить руки
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо. «Фонарики»
Солнышко смеется
А под солнышком всем весело поется…… хлопки в ладоши.
Педагог. Вот и весна наступила: солнышко ласково пригревает, травка зеленеет, деревья цветут. А у домашней птицы появляются детки. У курочки — цыплята, у уточки — утята, у гусочки — гусята, у индюшки — индюшата. Правильно ребята. Они очень забавные, и как все малые детки, такие смешные и любопытные (педагог выставляет предметные картинки на фланеграф).
(Педагог достает игрушку — курочку)
По весне у мамы — квочки
Вылупились детки.
Раз цыпленок, два цыпленок,
Три, четыре, пять.
Посчитала всех цыплят:
− Ко-ко-ко! Пора гулять.
(Педагог читает стихотворение и обыгрывает сюжет с детьми — прикасается игрушкой к каждому ребенку).
- Познавательная часть.
Педагог: Ребята, давайте покажем, как курочка гуляла с цыплятами на лугу.
Проведение игры — импровизации по сюжету песни «Вышла курочка гулять» (под звуки мелодии песни):
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки — желтые цыплятки (дети имитируют прогулку — свободная ходьба).
− Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! Лапками гребите — зернышки ищите (дети имитируют движение цыплят).
Съели толстого жука, земляного червяка (поглаживание живота по часовой стрелки правой и левой рукой).
Выпи водицы — целое корытце! (наклоны туловища вперед, руки отведены назад).
(Детям предлагается присесть на ковер)
Педагог: (от лица игрового персонажа):
− Ко-ко-ко! Все гляжу я далеко, а цыплят не вижу! На лугу кругом желто!
(Педагог демонстрирует иллюстрацию «Одуванчики цветут»). Вдруг вижу: «Желтый одуванчик по траве идет, желтый одуванчик зернышки клюет». А где же мои цыплята?
Педагог: Ребята, отгадаем эту загадку. Одуванчик необычный курочке встретился. Он желтый и пушистый. Он может ходить, значит у него есть ножки. Он клюет зернышки, значит, у него есть клюв. Что же это за одуванчик такой? (ответы детей)
Верно, это цыпленок! (педагог выставляет иллюстрацию «Цыплята гуляют»). А теперь посмотрим, что общего у цыпленка и одуванчика? (желтые, пушистые, круглые). А чем они отличаются? (у цыпленка есть лапки, клюв — они красные. У одуванчика есть стебелек и листья — они зеленые).
Педагог (от лица первого персонажа):
Любопытные цыплята
Разбежались кто куда
Один встретил червяка,
А другой букашку.
Третий птичку увидал
И головку вверх поднял
Ко-ко-ко! От меня не убегать!
Нужно рядышком гулять.
(Педагог руководя игрушкой имитирующей поиск цыплят на наборном полотне-лугу).
Педагог: Ребята, давайте цыплят, которые суют во все свой клюв и разбежались, найдем среди одуванчиков. Мы их нарисуем. Курочка — Ряба сразу узнает отгадку на веселую загадку!
- Практическая часть.
Педагог раздает детям листочки тонированной бумаги (с контуром кругов) с наборного полотна и дети усаживаются за столы.
Педагог: На лугу цветут одуванчики-маленькие кружочки — давайте раскроем им лепесточки. У одуванчиков много желтых лепестков — нарисуем жесткой кисточкой пушистые желтые шарики. Кисточку держим вертикально и она весело прыгает по кружочку — в левом верхнем углу, а теперь в верхнем правом углу, в уголках внизу листа.
А вот в центре листа большой кружок превращаем в цыпленка. Он на нашем рисунке — главный, большой. Цыпленок — отгадка веселой загадки. Желтый и пушистый!
Жесткая кисточка долго работала — устала. Умойте ее и уложите спать на салфетку, ребята!
И нам пора пальчики размять и в игру поиграть:
(Проведение пальчиковой игры «Цыплята»):
Цыпы по лугу гуляли,
Цыпы зернышки искали
(дети стучат указательными пальцами по столу (клюют) медленно)
Клю-клю, клю-клю
Так я зернышки клюю
(Локти рук стоят на столе, дети соединяют в одном ритме пальцы — большой и указательный на обоих руках)
Вышла Маша на дорожку,
Накрошила цыпам крошки.
Клюю-клю -клю-клю, клюю-клю-клю
(дети стучат указательными пальцами по столу быстро).
А теперь, дети, тонкой и мягкой кисточкой нарисуем лапки и клюв цыплятам. Лапки и клюв красного цвета? А листики и стебелек у одуванчика какого цвета? Верно, зеленые. Кисточка умылась и в зеленую краску окунулась. Прикладываем кисточку к листочку много раз — у одуванчика много листиков. Вот какая красота! А цыплята ее не видят! Что нужно нарисовать цыпленку? Конечно, глазки — черные точечки. Цыплята не просто гуляют, но и корм ищут. Чем цыплят угостим? (зернышками, червячком, жучком).
Педагог (от лица игрового персонажа): Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Нам домой уже пора! Надвигается гроза! Собирайся детвора! Где же тут мои цыплята — любопытные ребята.
- Заключительная часть.
Дети подают педагогу свои живописные работы, педагог выставляет их на наборном полотне.
Педагог (от лица игрового персонажа): Ах, какая красота! Вижу я своих цыплят! Круглые желтые комочки! (педагог предлагает рассказать какие цыплята и чем они занимаются)
А давайте, ребята, вы превратитесь в маленьких пушистых забавных цыплят и отправитесь на прогулку гулять? (Дети соглашаются. Педагог вручает детям медальоны — цыплята).
Литература:
- Лукина О. И. И Притопывать ногами, и прищелкивать перстами…// Дошкольное образование. № 2, 1999.
- М. Ю. Картушина. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3–4 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Королева Т. В. Рисуем и познаем: конспекты занятий по рисованию для детей мл. дошк. Возраста / Т. В. Королева. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.