Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (166) август 2017 г.

Дата публикации: 14.08.2017

Статья просмотрена: 7067 раз

Библиографическое описание:

Ищенко, Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа / Е. Д. Ищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45273/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается значимость обогащения народоведческих знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа, диагностика детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа, критерии и показатели, в соответствии с которыми, предполагалось проводить диагностику.

Ключевые слова: бытовая культура русского народа, старший дошкольный возраст, диагностика уровня знаний

Своевременное приобщение ребенка к народной культуре своего народа исключает опасность «ассимиляции», когда человек поглощается другой культурой, усваивая ее ценности, традиции, язык, быт и обычаи, становится неотличим от окружающих. А также дает возможность избежать проявления «маргинального синдрома», когда человек находится на грани между двумя (или более) культурами, но не может идентифицировать ни с одной из них. Часто при этом человек становится не способен удовлетворить ни свои потребности, ни соответствовать требованиям и ожиданиям, которые предъявляет ему общество и окружающие его люди.

«Быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас как воздух, и, как воздух, он заметен нам только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего». (М. Ю. Лотман) [2, c.5]

Подвергая исследованию значимость обогащения народоведческих знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа, можно обосновать целесообразность постановки и решения следующих задач:

– способствовать широкому внедрению национально-культурного наследия русского народа в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовании;

– привлечение к изучению и усвоению знаний о бытовой культуре русского народа как педагогов и специалистов дошкольных учреждений, так и родителей воспитуемых;

– наглядно продемонстрировать истинное богатство русской бытовой культуры, показать существование высокой культуры потребления у русского народа в старину. [1, с. 18]

Целью диагностики детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:

– уровня знаний о бытовой культуре русского народа;

– потребности использовать данные знания и умения на практике;

– уровня умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Для проведения диагностики нами были сформулированы критерии и показатели, в соответствии с которыми, предполагалось проводить диагностику.

Таблица 1

Критерии оценки знаний старших дошкольников обытовой культуре русского народа

Критерии

Показатели

Информационно-познавательный критерий

1. Знание названий русского национального жилища.

2. Знание названий комнат русского национального жилища и деталей интерьера.

3. Знание предметов домашнего обихода и их назначение.

4.Знание деталей русского национального костюма

Эмоционально-ценностный критерий

Наличие устойчивого эмоционально — окрашенного интереса к бытовой культуре русского народа.

Действенно-практический критерий

Умение использовать имеющиеся знания о быте русского народа в игровой, самостоятельной и практической деятельности старших дошкольников.

Диагностика проводится в три серии.

В первой серии проверяется:

а) знание названий и назначения русского национального жилища и предметов домашнего обихода в процессе проведения дидактической игры «Угадай, что это?». Содержание: испытуемому загадываются загадки (5–10) о предметах быта. Ребенок отгадывает и называет предметы, показывает способ применения. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов;

б) знание названий предметов русского национального костюма с помощью дидактической игры «Перепутанная одежда». Содержание: детям предлагаются набор картинок с иллюстрациями предметов современной одежды и обуви и русского национального костюма (10 картинок), нужно правильно разложить их на две части. Максимальная оценка 5 баллов.

в) знание русской национальной пищи с помощью сюжетно-ролевой игры «В гостях у бабушки Матрены». Содержание: на фоне тематического уголка, стилизованного под русскую избу, дети приходят в гости к русской бабушке Матрене. Им предлагается назвать русские национальные блюда (от 3 до 5), какими может угощать их бабушка Матрена. Максимальное количество баллов 5.

Во второй серии эксперимента проверяется интерес ребенка к бытовой культуре русского народа и желание получить новые знания о ней. Оценка эмоционально-ценностного критерия проводится с помощью опроса каждого ребенка. Содержание: детям предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся быта русского народа. Ребенок может получить до 3 баллов: 3 балла — активно интересуется бытовой культурой русского народа и хочет получить дополнительные знания, 2 балла — интересуется с подачи воспитателя, 1 балла — мало интересуется, 0 баллов — не интересуется вообще.

В третьей серии проводится оценка:

а) умение воспроизводить характерные признаки предметов русского национального и народного костюма в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации и рисовании. Содержание: детям загадываются загадки (3–5) о предметах быта, и предлагается нарисовать, слепить или сделать аппликацию отгадки. За каждый правильный ответ 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов.

б) умение использовать в соответствии с назначением предметы русского быта и национального костюма в процессе самостоятельной деятельности с помощью наблюдения за детьми. Содержание: в тематических уголках выкладываются игрушечные атрибуты быта русского народа и элементы русского народного костюма. Ребенок может получить до 3 баллов: 3 балла — активно и по назначению использует атрибуты бытовой культурой русского народа в процессе игры, 2 балла — использует с подачи воспитателя,1 — мало пользуется, 0 баллов — не пользуется вообще.

Высокий уровень 25–31 балл: ребенок активно интересуется культурой быта русского народа, ему интересно, он стремится получать новые знания о традиционном русском быте, проявляет инициативу в играх, стремится к общению. Ребенок имеет представление о быте русского народа, знает название традиционного жилища, основных предметов быта и их назначение, знаком с традиционным русским костюмом.

Средний уровень 24–12 баллов: у ребенка наблюдается эпизодический интерес к бытовой культуре русского народа, проявляет инициативу и интерес в ходе непосредственной образовательной деятельности с подачи воспитателя, знает минимум названий предметов быта, иногда допускает ошибки при определении предметов быта и их назначения, элементов костюма русского народа, исправляет свои ошибки с помощью наводящих вопросов и подсказок воспитателя.

Низкий уровень 11–0 баллов: у ребенка практически отсутствует интерес к быту русского народа, он не стремится получить новые знания, не проявляет никакой инициативы в процессе общения с воспитателем во время занятий, знает очень мало названий предметов русского быта и элементов русского национального костюма и называет их неправильно.

После проведения диагностики в соответствии с вышеописанными критериями, мы получили следующие результаты:

Таблица 2

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста обытовой культуре русского

Уровни

Старшая дошкольная группа

Кол-во детей

%

Высокий

5

17,8

Средний

10

35,7

Низкий

13

46,5

Для наглядности покажем эти данные графически:

Рис. 1. Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа

По результатам проведенных исследований мы можем сделать вывод, что уровень знаний детей старшего дошкольного возраста, к сожалению, находится на достаточно низком уровне. Поэтому мы считаем, что планирование, организация и внедрение мероприятий по повышению уровня знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа в воспитательно-образовательный процесс в детских дошкольных учреждениях в настоящее время является актуальным и своевременным.

Литература:

  1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб.метод.пособие./ О. Л. Князева, М. Д. Маханева — 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 300с.
  2. Лотман М. Ю. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург «Искусство — СПБ», 1994. — 390 с.
  3. Микляева Н. В. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Москва, 2005. — 153 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, бытовая культура, балл, ребенок, старший дошкольный возраст, знание, предмет быта, русский национальный костюм, подача воспитателя, русское национальное жилище.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, бытовая культура русского народа, диагностика уровня знаний

Похожие статьи

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Народная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается народная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, а именно освещаются результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе перви...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Поликультурное воспитание старших дошкольников как одно из актуальных направлений современного дошкольного образования

В статье описывается опыт организации поликультурного воспитания в старшей группе детского сада через знакомство детей с культурой, обычаями и традициями не только русского народа, но и других народов, проживающих на территории России.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Представления современных родителей о детях старшего дошкольного возраста

В статье приводятся результаты изучение представлений современных родителей о качествах детей дошкольного возраста, соответствующих целевым ориентирам ФГОС, об их возрастной специфике, и важности для дальнейшего развития ребенка.

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Похожие статьи

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Народная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается народная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, а именно освещаются результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе перви...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Поликультурное воспитание старших дошкольников как одно из актуальных направлений современного дошкольного образования

В статье описывается опыт организации поликультурного воспитания в старшей группе детского сада через знакомство детей с культурой, обычаями и традициями не только русского народа, но и других народов, проживающих на территории России.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Представления современных родителей о детях старшего дошкольного возраста

В статье приводятся результаты изучение представлений современных родителей о качествах детей дошкольного возраста, соответствующих целевым ориентирам ФГОС, об их возрастной специфике, и важности для дальнейшего развития ребенка.

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Задать вопрос