Основная подготовка к ОГЭ осуществляется на уроках. При этом нет нужны как-то кардинально менять систему преподавания. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а его глубоко осознанного понимания. Разумеется, на уроках необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ОГЭ. При подготовке к урокам используется «Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы и требования к уровню подготовки выпускников для проведения ОГЭ по математике».
Один из важных разделов — числа и вычисления. Это означает, что развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ОГЭ. Важно систематически убеждать учеников в том, что только при наличии активной позиции в изучении математики и при условии приобретения практических умений и навыков можно рассчитывать на успех.
В начале учебного года необходимо провести родительское собрание и довести до сведения родителей вопросы, связанные с подготовкой к экзамену и контролем за выполнением домашних заданий. Обратная связь с родителями является необходимым условием. Если ученик пропускает урок, необходимо провести индивидуальные консультации с последующим контролем. При организации повторения необходимо проанализировать ошибки, допущенные на экзаменах прошлых лет. Особое место на всех уроках математики необходимо уделять вычислительным навыкам над всеми рациональными и иррациональными числами, показывать различные способы вычислений, повторять алгоритмы и правила действий над числами. По анализу работ предыдущих лет самая распространенная ошибка — вычислительная. Как с числами с разными знаками, так и с рациональными. Если в 5-х и 6-х классах считать умеют почти все ученики, то к 9-му классу большая часть плохо умеет считать (если складывать и вычитать еще могут, то умножать и делить нет).
«...малая скорость вычислений есть следствие хаоса в голове ученика, неупорядочности его элементарных умений». — А. И. Иванов.
Скорость вычислений можно увеличить путем проведения заданий, направленных на упорядочение мыслительных операций при вычислениях. Поэтому, на уроках при подготовке к экзамену большее внимание уделяется решению простейших задач устно, с целью отработки основных и частных приемов и навыков их решения. Хорошо развитые навыки — одно из условий успешного обучения учащихся и сдачи экзамена. Считать необходимо на каждом уроке. Счет должен быть почти на всех этапах урока. Его можно применять в проверке домашнего задания, закреплении изученного материала, предлагать при опросе. Можно и специально отвести 5–7 минут на уроке для устного счета.
К 9-му классу вычислительная техника продолжает развиваться. Ученики свободно должны владеть навыками действия с рациональными числами. Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков используются различные методические приемы и формы. Особенности применения устных упражнений заключается в том, что они:
− способствуют повышению общего уровня математического образования и сознательному усвоению школьного курса;
− развивают у учеников навык быстрого применения знаний, правил, формул, теорем для конкретного примера, расчета, задачи;
− развивают память, речь, внимание.
Использование ИКТ на уроках математики дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
Вычислительные навыки и умения можно считать сформированными в том случае, если учащиеся умеют выполнять математические действия, проводить тождественные преобразования различных числовых и буквенных выражений, рационально организовывать ход вычислений и убеждать в правильности полученных результатов. Организованное таким образом повторение позволяет выпускникам более качественно подготовиться к итоговой аттестации.
Приложение.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.
Рис. 11.
Литература:
- Интернет-ресурс: http://fipi.ru
- Рабочая программа по учебникам А. Г. Мордковича, П. В. Семенова 7–9 класс.
- Типовые экзаменационные варианты под редакцией И. В. Ященко.
- Алгебра 7–9 класс под редакцией А. Г. Мордковича, П. В. Семенова.