Фрустрация экзистенциональных данностей как фактор предрасположенности к алкоголизму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (166) август 2017 г.

Дата публикации: 13.08.2017

Статья просмотрена: 1105 раз

Библиографическое описание:

Айвазова, М. С. Фрустрация экзистенциональных данностей как фактор предрасположенности к алкоголизму / М. С. Айвазова, М. П. Кнещук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45340/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основоположники экзистенциальной психологии — Р. Ассаджиоли, Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, Дж. Рейнуотер, В. Франкл, Э. Фромм, И. Ялом — считали, что человеческое существование определяется четырьмя основными экзистенциальными данностями: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Все они взаимосвязаны друг с другом и вытекают одна из другой. Каждый автор, при сохранении общей идеи, интерпретировал экзистенциальные данности по-своему. В нашей работе мы будем опираться на интерпретацию Ирвина Ялома, представленную в книге «Экзистенциальная психотерапия».

Больше всего внимания в своих работах Ирвин Ялом уделяет первой из представленных экзистенциальных данностей — смерти, в неё включаются следующие компоненты: жизнь, смерть и тревога. По мнению Ялома, представления о смерти можно представить в виде 4 основных постулатов, которые можно сформулировать так:

  1. Страх смерти постоянно преследует нас, находясь на периферии сознания.
  2. Преодоление страха смерти — фундаментальная задача детской психики.
  3. Психопатии — результат неэффективных способов трансценденции смерти.
  4. Осознание смерти может быть фундаментом психотерапии.

Как сказано в приведённых цитатах, всякий человек формирует защиты, помогающие ему справиться со страхом смерти. Существуют два наиболее распространённых способа избегания страха смерти — вера в собственную исключительность или конечного спасителя. Вера в собственную исключительность проявляется, как иррациональная убеждённость человека в том, что он является особенным и в вопросе конечных, экзистенциональных данностей чем-то отличается от других индивидуумов. Наиболее характерной чертой подобной защиты является мысль «Я думал, что со мной такого никогда не случится. С другими — да, но не со мной».

Согласно концепции Ирвина Ялома, вера в собственную исключительность проявляется в нескольких основных формах: компульсивный героизм, трудоголизм, нарциссизм, агрессивность и контроль.

Вера в конечного спасителя характерезуется как существование некого более сильного, значимого человека, высшего существа иного порядка.

В случае если сформировавшие защиты оказываются не эффективными, то они могут привести к дезадаптации и развитию психопатологии, в том числе развитию зависимого поведения. Но даже в случае формирования адаптивных стратегий совпадения со страхом смерти, в жизни человека могут возникать кризисы, связанные с разрушением сформированных защит — непосредственные столкновения со смертью и побуждающие переживания, чаше всего связанные с одним из следующих событий: утрата близкого человека, летальное заболевание, психическая травма, разрыв любовных или близких дружеских отношений и др. Каждое из представленных событий может ввести человека в серьёзный экзистенциальный кризис, который в свою очередь может быть разрешён, как позитивно, так и негативно. [6]

В своих работах Виктор Франкл писал, что в случае позитивного разрешения экзистенционального кризиса, человек приближается к состоянию самотрансценденции, которое стимулирует личностный рост.Аналогичные идеи высказывались в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном. В случае же негативного разрешения кризисного состояния, у человека может развиться психопатология. Холмогорова в своей работе утверждает, что отсутствие самотрансценденции выражается в пассивном и потребительском отношении к жизни и ограничением интересов бытовыми проблемами, значительной экзистнциональной фрустрации, и вызывает страх смерти и неудволетворённость человека собственной жизнью. Последствием этого может быть сосредоточенность на себе, своих чувствах, конфликтах, проблемах, отсутствие искреннего интереса к чужой жизни, приводящее к социальной изоляции и ещё большему обострению страха смерти. [5]

Так же важно отметить тот факт, что в отечественной психологии тема смерти поднимается на много реже, чем на западе. «Человек и смерть» — тема, широко обсуждаемая в философии (Шопенгауэр, Ницше, Спиноза, Кант и др.), в зарубежной психологии, где тема смерти уже длительное время имеет солидную традицию (Р. Ассаджиоли, Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, Дж. Рейнуотер, В. Франкл, Э. Фромм, И. Ялом и др.). В отечественных же исследованиях теме смерти уделяется очень мало внимания или не уделяется вовсе [1].При этом данная тенденция прослеживается не только среди научного сообщества, но также и у населения. Согласно исследованиям, проводимым с начала 20-го века, отношение к жизни и смерти значительно деформировалось, и появилась тенденция к вытеснению тематики смерти из общественного сознания. Это подтверждают и более поздние исследования. Так, по результатам опроса, проведённого социологами в августе 2013 года, 65 % опрошенных стараются не думать о смерти, а 67 % всех респондентов не хотят чувствовать приближение смерти или готовиться к ней. [3]

Следующей экзистенциальной данностью, к которой мы обратимся, является свобода, эта данность включает в себя ответственность и волю. В своей интерпретации данного термина Ялом соглашается с философом-экзистенциалистом Жаном-Полем Сартаром — «быть ответственным, значит быть «непосредственным автором события или вещи» [6]. По мнению Ирвина Ялома, никакая психотерапия не может быть эффективной, если клиент не принимает ответственности и обвиняет других людей, обстоятельства или высшие силы в своей дисфории.

Ялом выделяет несколько типичных способов ухода от ответственности: компульсивность, перенос ответственности, Отрицание ответственности (невинная жертва), отрицание ответственности (потеря контроля), избегание автономного поведения.

Следующий компонент экзистенциональной данности свобода — это воля. Ялом не даёт чёткого определения, что же такое воля. Ирвин Ялом отмечает важность воли в принятии решений и осознании собственных внутренних переживаний и желаний. Понимание данного термина является важным для нашей работы, так как алексетемия, нерешительность, суженное мышление и неспособность делать выбор, являются характерной чертой лиц, зависимых от алкоголя и неспособностью к волевому усилию, по Ялому.

Следующая экзистенциональная данность, рассматривая Яломом — изоляция. Ирвин Ялом выделяет три типа изоляции: межличностная изоляция, внутриличностная изоляция и экзистенциональная изоляция.

Межличностная изоляция — это изоляция от других индивидуумов, одиночество.

Внутриличностная изоляция — это процесс отделения человеком частей самого себя друг от друга. Частым примером внутриличностной изоляции является пренебрежение собственными чувствами или стремлениями в угоду «нужно» и «следует» принятие данных интроектов за собственные желания. Понятие внутриличностной изоляции рассматривается многими авторами (Хорни, Фромм, Салливан, Маслоу, Рождерс, Мэй) как причина психопатологии.

Более сложным для понимания является термин «экзистенциональная изоляция» — это состояние возникает в результате осознания собственной смертности и, несмотря на полное благополучие в внутри- и межличностном плане, человек может испытывать острую экзистенциональную изоляцию. Экзистенциональная изоляция может быть объяснена, как пропасть между индивидом и другими, через которую нет мостов, потому что каждый приходит в этот мир и уходит из него абсолютно одиноким.

Последняя экзистенциональная данность — бессмысленность, является одной из ведущих в данном направлении. В основу экзистенциональной психологии положен тезис об отсутствии неких абсолютов, и, следовательно, из него вытекает вывод об отсутствии универсального, абсолютного смысла жизни. Ялом предлагает принять идею бессмысленности человеческой жизни, как данность и обратиться к космическому, глобальному смыслу жизни.

В своих работах Виктор Франкл утверждает необходимость каждому индивиду найти собственный смысл жизни. В этом он видит глобальную цель психологии и психотерапевтической работы. Его позиция обосновывается в книгах «Человек в поисках смысла» и «Сказать жизни да!».

Важным для нашей работы, является факт того, что в своих работах Франкл утверждает, что результаты исследования, проведённые в Международном университете США в Сан-Диего его учениками, показали, что у 90 % обследованных ими людей, страдавших от алкоголизма в тяжелой хронической форме, явно испытывали ощущение бессмысленности жизни.

Обобщая всё сказанное в данной статье, мы можем заметить, что все четыре экзистенциональные данности могут оказывать непосредственное влияние на употребление алкоголя, и, описанная авторами фрустрация, представленных данностей, наблюдается у большинства лиц, страдающих алкоголизмом.

Литература:

  1. Гаврилова Т. А. Об адаптации опросника «Профиль аттитюдов по отношению к смерти — переработанный» (DAP-R), разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером и Дж. Гессер // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 1. С. 46–57.
  2. Жить без страха смерти // Psychologies. 2013. № 91.
  3. Кулагина И. Ю., Сенкевич Л. В. Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 58–65.
  4. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2017. — 320 с.
  5. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия/ Пер. с англ. С. С. Панкова. — Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2016. — 95с.
  6. Ялом И., Экзистенциональная психотерапия/ Пер. С англ. Т. С. Драбкиной. — М.: Независимая фирма «Класс», 2015–576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): смерть, данность, работа, собственная исключительность, ял, конечный спаситель, межличностная изоляция, отечественная психология, экзистенциональная данность, экзистенциональная изоляция.


Похожие статьи

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Субъективное ощущение одиночества как фактор формирования алкогольной зависимости

Групповое влияние как фактор, способствующий изменить отношение человека к пагубным привычкам

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию

Отказ от понимания как форма коммуникативного поведения

Мотивация как компонент развития способностей

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных теориях

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Психосоциальная аллергия как феномен дидактогений и социально-профессиональных деструкций

Похожие статьи

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Субъективное ощущение одиночества как фактор формирования алкогольной зависимости

Групповое влияние как фактор, способствующий изменить отношение человека к пагубным привычкам

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию

Отказ от понимания как форма коммуникативного поведения

Мотивация как компонент развития способностей

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных теориях

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Психосоциальная аллергия как феномен дидактогений и социально-профессиональных деструкций

Задать вопрос