Одной из главнейших причин быстрого распространения сект и учений оккультного характера стала духовная непросвещенность населения страны. Политическая нестабильность, правовая неопределенность, этнические конфликты, экономический развал, а главное — отсутствие объединительной национальной идеологии привело к тому религиозному и оккультному беспределу, который сегодня наблюдается. «...Сейчас идет битва за Россию — в самой жесточайшей форме — за душу каждого человека…» — пожалуй, только так можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию. Секты сегодня — это не только большой бизнес, но и угроза национальной, государственной и общественной безопасности [1;15].
Секта — организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.
Тоталитарная секта — жестко структурированная деструктивная религиозная организация, замкнувшаяся в своих культовых интересах, чьи вероучения или практическая деятельность, осуществляемые по религиозным мотивам, представляют собой угрозу охраняемым законом правам и интересам граждан. Создают угрозу общественной или государственной безопасности, вовлекающая адептов (членов), и практикующая по отношению к ним скрытое психическое насилие с целью тотального подавления личности, стремящаяся через неинформированно преданных ей и зависимых от нее адептов к незаконной власти и обогащению [2;7].
Несмотря на то, что в сектах целенаправленно создается атмосфера внешнего уюта, комфорта, жизнерадостности и процветания, новообращенный очень быстро сталкивается и с другой стороной их деятельности.
- Установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами адептов:
– железная дисциплина, требование обязательного штудирования и зубрежки печатных пособий секты;
– первостепенное значение отчетности и статистики, внушение адептам чувства вины перед организацией, психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой.
- Формирование психологической зависимости от лидера и организации:
– подавление способности критического мышления, требование от адепта разрыва отношений с критически настроенными людьми (в том числе, с членами семьи, друзьями и т. д.);
– ограничение круга общения только с членами секты, отсутствие свободного времени, отсутствие личной жизни вне организации;
Причиной быстрого распространения сектантства является умелая спекуляция на проблемах людей нравственно-духовного характера.
Наиболее опасны религиозные организации, которые используют различные оккультные, мистические и энергетические методы воздействия на сознание своих адептов. Лидеры этих организаций, используя терминологию и практику духовного самосовершенствования восточных религиозно-философских учений, подменяют систему традиционных духовных и социальных ценностей, свойственных российской ментальности, таких, как патриотизм, коллективизм, веротерпимость, открытость, отзывчивость, и подменяют их на эгоцентризм, замкнутость, нетерпимость к представителям других религий и культур, социальное тунеядство.
В последние годы на страницах российских и зарубежных газет и журналов появляются всё больше сообщений о жертвоприношениях членами религиозных сект. «Члены этих групп верят в то, что конец света неминуем и что их окружают дьявольские силы. Они готовы пожертвовать всем, в том числе и жизнью, чтобы обрести покой». Также возникают странные самоубийства среди подростков, по предположениям специалистов это связано с влиянием участников деструктивных религиозных организаций на сознание, мировоззрение и мироощущение.
Результаты различных психиатрических и психологических обследований выживших показывают, что таким поведением члены секты пытались доказать свою готовность пожертвовать жизнью ради спасения общины или лидера. Очень часто при проведении подобных религиозных обрядов они не только себя лишают жизни изощренными способами, но и убивают и других людей.
Другим не менее жутким преступлением против жизни выступают ритуальные убийства. В судебно-следственной практике последних лет нередко встречаются случаи умышленных убийств, совершаемых с соблюдением действий, в которых воплощаются религиозные представления, так называемые ритуалы. Ритуал — порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта, где обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления или бытовые традиции людей. Под ритуалом понимается совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы и существа, являющиеся предметом поклонения. Ритуал человеческих жертвоприношений проходит кровавой линией через всю историю.
Пользуясь социальным опросом, «По каким причинам люди присоединяются к сектам?», прослеживается неравномерность распределения процентного соотношения выделенных мотивов среди лиц различных возрастных групп.
Так, в группе от 15 до 20 лет преобладающим мотивом является влияние близких людей — 43,6 %; затем влияние членов религиозных организаций —24,5 %; трудная жизненная ситуация — 15,5 %; поиск себя — 12,2 % и уход от одиночества — 4,2 %.
В возрастной группе от 20 до 30 лет: поиск себя — 46,7 %; трудная жизненная ситуация — 27,5 %; влияние третьих лиц — 17,3 %; уход от одиночества — 7,4 %; 1,2 % — влияние близких людей.
Среди опрошенных 30–50-тилетнего возраста основным мотивом является трудная жизненная ситуация — 63,8 %; затем уход от одиночества -30,4 %; влияние посторонних людей — 3,4 %; поиск себя — 2,2 % и 0,2 % — под влиянием близких людей.
И в последней возрастной категории — от 50 лет и выше — преобладающим мотивом является уход от одиночества — 70,3 %; трудная жизненная ситуация — 18,7 %; 11 % — под влиянием посторонних людей (как правило, членов секты «Свидетели Иеговы»).
Сектантская и оккультная среда представляют серьезную угрозу общественной безопасности, правам и свободам граждан. Об этом свидетельствуют такие направления общественно опасной деятельности, по которым сектантство и оккультизм проявили свой деструктивный и преступный характер: 1) причинение физического и психического вреда адептам; 2) преследование, шантаж адептов, собирающихся порвать с сектой; 3) проникновение сект в образовательные заведения [3;91].
Религиозная экспансия России тоталитарными сектами является скрытой агрессией против национальных интересов Российской Федерации и вносит усугубляющие качественные коррективы в общий характер преступности.
Противодействие деструктивным организациям религиозного характера является проблемой международного характера. Целями сект является секс, власть и деньги. В каждой стране секты несут обществу убийства, самоубийства, психический вред, вызванный «промыванием мозгов», проникновение во властные структуры государства, вызывают социальную напряженность в обществе [4;109].
Традиционные вероисповедания в этом аспекте являются противоборствующей сектантству стороной и предстают гарантами не только стабильности в сфере религиозных отношений в государстве, но и серьезным партнером государственной власти. Законодательная регламентация и ограничение сектантства и оккультизма, профилактика их вредных последствий через образование, наряду с поиском и реализацией оптимальных путей развития всех сфер общества — очерчивает комплексный подход к проблеме борьбы с общественно опасной деятельностью деструктивных религиозных организаций, что позволяет определить ее стратегический характер в противодействии преступности в обществе.
Самое главное, чтобы избежать зависимости от адептов сект — Не вступайте в любые разговоры с адептами сект. Не считайте себя, единственными особенным, кто справиться с разговорами адептов. Они отличные психологи, они найдут брешь в вашей душе. Они смогут найти тему, которая вас завлечет. Поэтому самое главное запомните: «Не вступать не в какие разговоры, переговоры, диалоги». Постарайтесь просто уйти, если это произошло на улице, не открывайте им двери, будучи дома, не попадайтесь на уловки с детьми, ведь даже дети вовлечены в секту, и вы можете проявить жалость и начать диалог, не делайте этого. Будьте максимально бдительны, это убережет вас и ваших близких.
Литература:
- Егорцев А. И. Тоталитарные секты: свобода от совести. — М.: Издание Информационно-миссионерского центра «Сектор» Студенческой православной газеты «Татьянин День» Храма в.муч. Татианы при МГУ и Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. С.15.
- Кривельская Н. В. Алексеевский А. А. Информационное сообщение о разведывательной деятельности в России некоторых иностранных религиозных организаций // Миссионерское обозрение. 2008. N5. С.7.
- Клейменов М. П. Духовное здоровье нации и правопорядок // Здоровье нации и национальная безопасность.- М. 2006. С.91.
- Старков О. В. Религиозные преступные организации и духовное возрождение Руси // Здоровье нации и национальная безопасность. М. 2006. С.109.