Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы. В статье изучены методы и приемы развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста в неурочной деятельности. А также определены особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте.
Cовременная образовательная система претерпевает существенные изменения, связанные с изменившимися целями общества в области образования. Требованием времени является развитие творческой личности.
Без творчества немыслимо развитие современного общества.
Творчество — это преобразующая природный и социальный мир деятельность человека, для творческого субъекта характерно стремление к самовыражению, самореализации сущностных сил, что ведет к развитию личности в целом. Если в результате творческой деятельности появляются новые оригинальные, неповторимые объекты или идеи, не имеющие аналогов в общественно-историческом развитии, такие объекты и идеи характеризуются объективной новизной.
Подростковый возраст — это период, наиболее благоприятный для развития творческой способности. Данный период характерен повышенным интересом ко всему, развитием аналитико-синтетического мышления, интенсивным развитием произвольного внимания, памяти. Подростковый возраст отличается способностью к воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся подросткового возраста в настоящее время является очень актуальной [4, c.45].
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин), проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С. А. Архангельский, М. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.).
Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова, В. А. Крутецкого, И. А. Зимней, В. Н. Дружинина и др. авторов.
Из всего разнообразия аспектов понятия творчества выделим те, которые полезны для наших целей:
1) творчество определяется самим процессом творчества и неважно, если его продукт не будет иметь общественную значимость и новизну;
2) под продуктом творчества понимается развитие субъекта, включенного в процесс творения (Л. С. Рубинштейн, А. В. Фомин);
3) получение результата творчества зависит от личностных качеств (индивидуальных особенностей, субъектного опыта, эмоциональной, целевой, мотивационной регуляции умственной деятельности) (Д. Б. Богоявленская, O. K. Тихомиров);
4) одними из составляющих творческого процесса являются преобразование, изменение, комбинирование (А. Т. Шумилин, Б. П. Юсов);
5) творчество обуславливается взаимодействием его субъектов (A. M. Матюшкин).
Самым широко используемым приемом развития творческих способностей является комбинированное занятие [4, c. 58]. На внеурочных занятиях применяются следующие методы обучения:
– наглядные;
– словесные;
– практические.
На занятиях целесообразно использовать интерактивную доску.
Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения занятий к новой образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. В таких системах учитель сам определяет последовательность и формы изложения материала. В качестве источника иллюстративного материала используются HTML документы или материалы, записанные на Flash носителях.
В процессе работы с интерактивной доской используются как традиционные, так и инновационные виды учебной работы:
– фронтальная работа (демонстрация готовых материалов);
– групповая и индивидуальная форма работы на доске;
– организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, задачам).
Работа с учащимися осуществляется в форме лекции-визуализации. Одновременно с объяснением теоретического материала, учащиеся соотносят полученные сведения с практикой: при описании теоретической части материала, преподаватель предлагает ученикам выполнить практические задания под его руководством. Работа проводится пошагово и одновременно со всей группой. Применяемая форма организации учебной деятельности — фронтальная работа преподавателя с группой. Лекция-визуализация применяется с целью реализации принципа наглядности, она способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет проникнуть в суть познаваемых явлений [6, c.69].
В отличие от фронтальной работы, когда действия преподавателя и учащихся во время объяснения нового материала должны быть синхронными, в практической деятельности учащиеся занимаются в различном темпе. Роль учителя во время практической работы — наблюдение за учащихся, и при возникновении необходимости, оказание им помощи.
На занятиях используются и игровые технологии. Можно использовать занимательную игру «Волшебный цветок».
Из практических методов обучения используются задания. Учащиеся получают индивидуальные задания для продолжительной самостоятельной работы, которые выполняются в течение одного-двух или более занятий в классе, а также домашнее задание. Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целой теме пройденного курса.
Для проверки теоретических знаний используются тесты и кроссворды.
Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых.
Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ООО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы.
Важным периодом в развитии и становлении личности является подростковый возраст. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка.
Эффективность развития школьников определяется не только активностью участия детей в деятельности, но и тем, как организована эта деятельность. При этом она может быть индивидуальной и коллективной. Чаще всего педагоги организуют коллективную деятельность, стимулируя и направляя каждого ребёнка, обеспечивая его активное и заинтересованное участие в общей работе.
Внеурочная деятельность учащихся не ограничивается стенами школы. Она организуется также учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями, социально–педагогическими комплексами.
Внеурочная деятельность может быть организована центрами, осуществляющими работу с детьми со специальными нуждами: центрами медико–социальной и психолого–педагогической помощи детям, центрами по профилактике девиантного поведения учащихся.
Необходимо отметить роль семьи в построении внеурочной деятельности школьников. Наиболее эффективный результат в воспитании обеспечивается организацией совместной деятельности, взаимодействия родителей и детей. Именно в этом случае достигается взаимопонимание между родителями и детьми, которое способствует успешному социальному становлению молодого поколения.
Литература:
- Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. — М.: Просвещение, 2013. — 177 с.
- Барышева Т. А. Творческие способности / Т. А. Барышева // Словарь–справочник Творчество: теория, диагностика, технологии / под общ.ред. Т. А. Барышевой. — СПб., 2008. — С. 124.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2012. — 314 с.
- Вашурина И. А. Диагностика художественных и творческих способностей личности через тестирование // Астраханский мир науки, 2009, № 1(4). — С. 29–31.
- Внеурочная деятельность: организация и содержание (из опыта работы МБОУ СОШ № 95 / отв. редакторы А. П. Шушаров, М. В. Уманская — Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015. — 218 с.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010.– 223 с.
- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 310 с.
- Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Дис… кандидата пед. наук. –Челябинск, 2002, –177 с.