Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости у детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Василий Александрович Сухомлинский
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной сфере, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья детей.
А что же понимается под термином здоровье?
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
В Российской Федерации сейчас происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, и сохранения его здоровья.
Как Вы знаете, в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. И одна из задач ФГОС ДО по приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 направлена на «Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А в Концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников.
Поэтому усилия работников ДОУ, сегодня, как никогда направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
А что же такое здоровьесберегающие технологии?
«Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития».
Какова цель этих технологий?
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции (знания, умения и навыки) по здоровому образу жизни.
Какие же задачи ставит эта технология?
Задачи здоровьесбережения:
− создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
− сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
− создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий:
− гиподинамия;
− детские стрессы;
− тревожность.
То есть, здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
И главным их признаком является использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Какие же они современные здоровьесберегающие технологии?
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
− Стретчинг;
− Ритмопластика;
− Динамические паузы;
− Подвижные и спортивные игры;
− Релаксация;
− Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая…).
- Технологии обучения здоровому образу жизни:
− НОД по физической культуре;
− Игротренинги;
− Коммуникативные игры;
− Занятия из серии «Здоровье»;
− Самомассаж;
− Точечный самомассаж.
- Коррекционные технологии:
− Технология воздействия цветом;
− Фонетическая ритмика;
− Психогимнастика.
Арт-терапия:
− Изотерапия;
− Сказкотерапия;
− Фототерапия;
− Музыкальная терапия;
− Игровая терапия;
− Песочная терапия.
А сейчас мы более подробно остановимся на одном из видов коррекционной технологии, как песочная терапия.
Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.
Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями.
В группах компенсирующей направленности редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны:
− эмоциональная возбудимость;
− эмоциональная неустойчивость;
− частая смена настроения;
− истощаемость нервных процессов;
− двигательное беспокойство;
− отсутствие длительных волевых усилий;
− трудности приспособления к детскому коллективу;
− чувство страха.
Ещё в настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Поэтому воспитателям коррекционных групп и другим педагогам приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать физическое и психическое состояние ребёнка.
Решению этой задачи поможет использование песочной терапии.
Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.
Песочная терапия для детей показана практически всем малышам, но станет особенно полезной при таких нарушениях, как: проблемы развития речи; трудностях во взаимоотношениях с родителями и сверстниками; всякого рода психологические проблемы, тормозящие гармоническое развитие ребенка.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!»
Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Игра с песком может выступать в трёх качествах:
1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений);
2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение);
3) В качестве профилактического, развивающего средства.
Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.
С помощью игр с песком у детей можно развивать и интеллектуальные способности, и тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику, и фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.
Правда, для игр с песком имеются свои противопоказания:
− если уровень тревожности у ребёнка очень высок;
− есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;
− есть кожные заболевания и порезы на руках.
Что необходимо для организации игр с песком:
- Водонепроницаемый ящик.
- Чистый, просеянный песок (манка, пшено).
- Коллекция миниатюрных фигурок.
Этапы работы с песком:
- Этап прикосновений на поверхности сухого песка.
- Этап игр и упражнений с погружением рук в песок.
- Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Правила для детей в играх с песком:
− Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
− Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
− После игры надо убрать все игрушки на свои места.
− После игры в песке надо помыть ручки.
Формы работы с песком:
− Игры.
− Макетирование.
− Песочная анимация.
Вывод.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья ребёнка, развития его познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
И станут незаменимыми помощниками для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.
Литература:
- Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
- Песочная терапия» Большебратская Э. Э. — Петропавловск, 2010 г.
- «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 64 c.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». — СПб.: Речь, 2006. – 208 с.