Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (166) август 2017 г.

Дата публикации: 15.08.2017

Статья просмотрена: 5533 раза

Библиографическое описание:

Новикова, Н. А. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ / Н. А. Новикова, Ю. И. Голиусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45355/ (дата обращения: 16.11.2024).



Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости у детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Василий Александрович Сухомлинский

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.

Особенно остро эта проблема стоит в образовательной сфере, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья детей.

А что же понимается под термином здоровье?

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В Российской Федерации сейчас происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, и сохранения его здоровья.

Как Вы знаете, в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. И одна из задач ФГОС ДО по приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 направлена на «Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А в Концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников.

Поэтому усилия работников ДОУ, сегодня, как никогда направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

А что же такое здоровьесберегающие технологии?

«Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития».

Какова цель этих технологий?

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции (знания, умения и навыки) по здоровому образу жизни.

Какие же задачи ставит эта технология?

Задачи здоровьесбережения:

− создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;

− сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

− создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий:

− гиподинамия;

− детские стрессы;

− тревожность.

То есть, здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

И главным их признаком является использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Какие же они современные здоровьесберегающие технологии?

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

− Стретчинг;

− Ритмопластика;

− Динамические паузы;

− Подвижные и спортивные игры;

− Релаксация;

− Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая…).

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни:

− НОД по физической культуре;

− Игротренинги;

− Коммуникативные игры;

− Занятия из серии «Здоровье»;

− Самомассаж;

− Точечный самомассаж.

  1. Коррекционные технологии:

− Технология воздействия цветом;

− Фонетическая ритмика;

− Психогимнастика.

Арт-терапия:

− Изотерапия;

− Сказкотерапия;

− Фототерапия;

− Музыкальная терапия;

− Игровая терапия;

− Песочная терапия.

А сейчас мы более подробно остановимся на одном из видов коррекционной технологии, как песочная терапия.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями.

В группах компенсирующей направленности редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны:

− эмоциональная возбудимость;

− эмоциональная неустойчивость;

− частая смена настроения;

− истощаемость нервных процессов;

− двигательное беспокойство;

− отсутствие длительных волевых усилий;

− трудности приспособления к детскому коллективу;

− чувство страха.

Ещё в настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Поэтому воспитателям коррекционных групп и другим педагогам приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать физическое и психическое состояние ребёнка.

Решению этой задачи поможет использование песочной терапии.

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Песочная терапия для детей показана практически всем малышам, но станет особенно полезной при таких нарушениях, как: проблемы развития речи; трудностях во взаимоотношениях с родителями и сверстниками; всякого рода психологические проблемы, тормозящие гармоническое развитие ребенка.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!»

Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игра с песком может выступать в трёх качествах:

1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений);

2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение);

3) В качестве профилактического, развивающего средства.

Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

С помощью игр с песком у детей можно развивать и интеллектуальные способности, и тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику, и фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Правда, для игр с песком имеются свои противопоказания:

− если уровень тревожности у ребёнка очень высок;

− есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;

− есть кожные заболевания и порезы на руках.

Что необходимо для организации игр с песком:

  1. Водонепроницаемый ящик.
  2. Чистый, просеянный песок (манка, пшено).
  3. Коллекция миниатюрных фигурок.

Этапы работы с песком:

  1. Этап прикосновений на поверхности сухого песка.
  2. Этап игр и упражнений с погружением рук в песок.
  3. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Правила для детей в играх с песком:

− Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

− Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

− После игры надо убрать все игрушки на свои места.

− После игры в песке надо помыть ручки.

Формы работы с песком:

− Игры.

− Макетирование.

− Песочная анимация.

Вывод.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья ребёнка, развития его познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

И станут незаменимыми помощниками для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Литература:

  1. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  2. Песочная терапия» Большебратская Э. Э. — Петропавловск, 2010 г.
  3. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 64 c.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». — СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, песок, игра, здоровый образ жизни, ребенок, задача, сохранение здоровья детей, этап прикосновений.


Похожие статьи

Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ

Урок музыки как средство реализации здоровьесберегающих и психосберегающих технологий

Неделя здоровья — одна из форм здоровьесберегающих технологий

Современные методики здоровьесберегающей деятельности в работе ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Реализация здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования как основа здорового образа жизни учащихся

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами экспериментирования

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Похожие статьи

Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ

Урок музыки как средство реализации здоровьесберегающих и психосберегающих технологий

Неделя здоровья — одна из форм здоровьесберегающих технологий

Современные методики здоровьесберегающей деятельности в работе ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Реализация здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования как основа здорового образа жизни учащихся

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами экспериментирования

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Задать вопрос