Методические рекомендации по профилактике травматизма на учебно-тренировочных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №32 (166) август 2017 г.

Дата публикации: 13.08.2017

Статья просмотрена: 2912 раз

Библиографическое описание:

Фарафонова, Н. В. Методические рекомендации по профилактике травматизма на учебно-тренировочных занятиях / Н. В. Фарафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 112-116. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45360/ (дата обращения: 16.11.2024).



Травматизм на занятиях физической культуры — явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.

В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителя, инструктора по физической культуре, администрации школы.

Причины спортивного травматизма

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное её применение, частое применение максимальных нагрузок: перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся средней школы. К примеру, был такой случай, ученик сдавал дистанцию 60 м, практически на финише остановился, почувствовав боль в бедре, оказали первую помощь, но боль не проходила, мыслей на этот счет было много (растяжение, недоразмялся и т д) итог надрыв бедренной мышцы. Очень много детей увлеченно занимаются в тренажерном зале, и накануне ученик провел интенсивную тренировку, не предупредив об этом учителя. В итоге получил травму. К чему все это я, к тому, чтобы учитель находился в тесном контакте с учениками, не просто урок провести по шаблону и забыть о нем, а чтобы он прошел с пользой для всех.

Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:

Причины методического характера

– Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

– Выполнение сложных, незнакомых упражнений;

– Занятие без разминки или недостаточной разминки;

– Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера

– Отсутствие должной квалификации у учителя;

– Проведение занятия без преподавателя;

– Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

– Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;

– Нарушение правил врачебного контроля;

– Неблагоприятные метеорологические условия.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.

У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т. п.

У занимающихся физической культурой в 35–40 % случаев травмы связаны с ушибами на уроках: легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола.

Анализ полученных данных показал, что наибольшее число травм приходится на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13–14 лет. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на гимнастику.

В начальной школе резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от учителя возрастающего внимания за ходом урока. На правильное поведение на уроке, надежно охраняемое ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам.

О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТРАВМАТИЗМА

Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее.

Младшие школьники устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Учащиеся старших классов часто совершают рискованные поступки, неправильно считая их доказательством собственной удали.

Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством — это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку — в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:

– к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;

– при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;

– аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале или у медицинского работника;

– перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:

– убрать все посторонние и выступающие предметы;

– проверить чистоту пола;

– наличие освещения и вентиляции в зале;

– убедиться в исправности инвентаря;

– проветрить помещение;

– проверить температурный режим в зале;

– учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;

– проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;

– перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;

– научить учащихся вести дневник самоконтроля;

– проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;

– начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;

– занятие должно быть организовано согласно плана — конспекта занятия;

– необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;

– в конце занятия провести заминку;

– учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;

– осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;

– по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;

– не оставлять детей без присмотра во время занятия;

– чередовать нагрузку и отдых во время занятия;

– вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;

– уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;

– при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;

– не допускать входа и выхода в зал без разрешения тренера до, во время, и после занятий;

– требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;

– в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;

– избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;

– при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;

– при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;

– при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;

– после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;

– проводить детей в раздевалку, напомнить им порядок пользования душевыми помещениями;

– проверить верхнюю одежду учащихся;

– напомнить учащимся о соблюдении правил дорожного движения и пользования общественным транспортом;

– проследить за выходом учащихся с территории школы;

– закрыть раздевалки и сдать ключи на вахту;

– о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации школы.

Учитель перед каждым занятием проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролируют качество инвентаря и оборудования, проверяют защитные приспособления.

Проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников.

Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.

Нельзя разрешать учащемуся выполнять неподготовленные действия.

Перед основной частью занятия, перед соревнованиями нужна достаточная разминка. При выполнении ряда упражнений необходима страховка и знание элементов самостраховки.

Здоровье — залог того, что человек сможет быть полезным членом общества.

Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто.

Строгая дисциплина на занятиях должна быть законом. Недопустимо выполнение физических упражнений учениками при отсутствии учителя, тренера-преподавателя.

Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Каждый учитель, должен уметь определить характер травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой помощи.

Сформулируем следующие правила:

– Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.

– Врачебный контроль.

– Правила личной гигиены.

– Качественная разминка и разогрев мышц.

– Правильное выполнение техники движений.

– Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.

– Баланс между силой и гибкостью.

– Соблюдение методических принципов.

– Квалификация учителя.

Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали школьников, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.

Литература:

  1. Башкиров В. Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. — М.: ФиС, 1981.
  2. Васильева В. Е. Врачебный контроль и лечебная физкультура. — М.: ФиС, 1988.
  3. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: ФиС, 2003.
  4. Дембо А. Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. — М.: ФиС, 1981.
  5. Кузнецов В. С. Физкультурно — оздоровительная работа в школе. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
  6. Максимова М. В. Травматизм у школьников. — М.: Медицина, 1988.
  7. Мартынов С. В. Предупреждение травм у детей. — М.: Медицина, 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, физическая культура, администрация школы, учащийся, травма, Врачебный контроль, время занятий, время занятия, индивидуальный подход, СПОРТИВНый ТРАВМАТИЗМ.


Похожие статьи

Профилактика травматизма на занятиях по физической подготовке

В статье рассматривается травматизм на занятиях физической культуры — явление, несовместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта. В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся...

Профилактические мероприятия, направленные на профилактику несчастных случаев в процессе обучения огневой подготовке курсантов Федеральной службы исполнения наказаний

В данной научной работе рассматривается вопрос, касающийся мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев в процессе обучения огневой подготовки курсантов Федеральной службы исполнения наказаний, выявлены проблемы возможности возникнове...

Сотрудничество семьи и школы при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» — главнейшее организационно-педагогическое условие формирования ценностных ориентиров учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы

11–12-летний возраст — благоприятный возраст для дальнейшего формирования и воспитания ценностных ориентиров. В этот период процесс воспитания ценностных ориентиров возможен благодаря целенаправленной совместной работе родителей и школы и не может ра...

Роль физической культуры в профилактике профессиональных заболеваний у сотрудников таможенных органов

Данная научная статья рассматривает важность физической культуры для поддержания здоровья и профилактики профессиональных заболеваний у сотрудников таможенной службы. Авторы провели анализ текущего состояния здоровья таможенников и выявили основные п...

Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп

Состояние здоровья детей, подростков, молодежи чутко реагирует на воздействия социально-гигиенических и экологических факторов окружающей среды. В последние годы на многих территориях России отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей ...

Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью

За последние годы отмечается увеличение нервно-психических нагрузок в процессе деятельности педагогов, В связи с этим возрастает интерес к проблеме диагностики нервно-психических расстройств, возникающих у педагогов в процессе повседневной профессион...

Конспект образовательной деятельности по плаванию «Морские звёздочки» в подготовительной группе (с элементами аквааэробики и синхронного плавания)

Данная методическая разработка образовательной деятельности по плаванию способствует укреплению здоровья, развитию основных физических качеств, проявления двигательных умений и навыков в нестандартных условиях, формирует понимание соблюдения правил п...

Причины и особенности развития конфликтов между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ

Неумение на практике управлять педагогическими конфликтами в сфере физической культуры и спорта, искусств, технологий и общего образования, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, отрицательно сказывается на организации...

Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики

В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...

Критерии эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Статья посвящена определению критериев эффективности одной из сторон профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, а именно — к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Определено, что таким критерием выступает резу...

Похожие статьи

Профилактика травматизма на занятиях по физической подготовке

В статье рассматривается травматизм на занятиях физической культуры — явление, несовместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта. В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся...

Профилактические мероприятия, направленные на профилактику несчастных случаев в процессе обучения огневой подготовке курсантов Федеральной службы исполнения наказаний

В данной научной работе рассматривается вопрос, касающийся мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев в процессе обучения огневой подготовки курсантов Федеральной службы исполнения наказаний, выявлены проблемы возможности возникнове...

Сотрудничество семьи и школы при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» — главнейшее организационно-педагогическое условие формирования ценностных ориентиров учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы

11–12-летний возраст — благоприятный возраст для дальнейшего формирования и воспитания ценностных ориентиров. В этот период процесс воспитания ценностных ориентиров возможен благодаря целенаправленной совместной работе родителей и школы и не может ра...

Роль физической культуры в профилактике профессиональных заболеваний у сотрудников таможенных органов

Данная научная статья рассматривает важность физической культуры для поддержания здоровья и профилактики профессиональных заболеваний у сотрудников таможенной службы. Авторы провели анализ текущего состояния здоровья таможенников и выявили основные п...

Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп

Состояние здоровья детей, подростков, молодежи чутко реагирует на воздействия социально-гигиенических и экологических факторов окружающей среды. В последние годы на многих территориях России отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей ...

Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью

За последние годы отмечается увеличение нервно-психических нагрузок в процессе деятельности педагогов, В связи с этим возрастает интерес к проблеме диагностики нервно-психических расстройств, возникающих у педагогов в процессе повседневной профессион...

Конспект образовательной деятельности по плаванию «Морские звёздочки» в подготовительной группе (с элементами аквааэробики и синхронного плавания)

Данная методическая разработка образовательной деятельности по плаванию способствует укреплению здоровья, развитию основных физических качеств, проявления двигательных умений и навыков в нестандартных условиях, формирует понимание соблюдения правил п...

Причины и особенности развития конфликтов между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ

Неумение на практике управлять педагогическими конфликтами в сфере физической культуры и спорта, искусств, технологий и общего образования, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, отрицательно сказывается на организации...

Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики

В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...

Критерии эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Статья посвящена определению критериев эффективности одной из сторон профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, а именно — к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Определено, что таким критерием выступает резу...

Задать вопрос