На основе опыта преподавательской деятельности при обучении гуманитарным и обществоведческим дисциплинам в системе среднего профессионального образования, раскрываются особенности использования технологии «Дебаты» для формирования правовых компетенций студентов. Показаны возможности рассматриваемой технологии для обеспечения мотивации студентов к обучению, развития навыков эффективного общения, способности выражать и аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию и добиваться поставленных целей.
Ключевые слова: дебаты, правовые компетенции, метод обучения, мотивация
Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и является вектором развития общества. Происходящие в России в последние десятилетияизменения в характере образования, его направленности, целях и содержании, а также изменения в построении новой модели образования на основе компетентностного подхода и расширение пространства педагогической деятельности актуализируют проблему формирования правовой компетенции студентов профессиональных образовательных организаций. [2]
На протяжении многолетнего развития педагогических наук всегда являлся актуальным вопрос об эффективных технологиях обучения. Современный уровень развития общества побуждает специалистов в области образования к поиску новых, еще более эффективных образовательных технологий. С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование правовых компетенций в профессиональных образовательных организациях и каковы условия их формирования?
Основная задача педагога в современной системе образования — организация условий, направленных на освоение студентами профессиональных компетенций, соответствующих определенной квалификации и уровню образования, что вызывает необходимость использования технологий, ориентированных на обучение через моделирование профессиональных затруднений и поиска путей их решения. [3]
Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
− учёт интересов студентов;
− учение через обучение мысли и действию;
− познание и знание-следствие преодоления трудностей;
− свободная творческая работа и сотрудничество. [4]
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Деятельностный подход в обучении состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности — преобразующие, исполнительские, контрольные. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка преподавателя способствуют формированию самооценивания. Функция преподавателя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л. С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». [5]
Профессиональные компетенции могут сформироваться только тогда, когда в обучении используются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения, такие как ролевые игры, уроки-брифинги, круглые столы, уроки-состязания, пресс-конференции, деловые игры и др.
На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. [1] Одной из технологий, которая отвечает обозначенным требованиям, является образовательная технология «Дебаты».
Слово «дебаты» (от фр. debats) обозначает прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Их задача — всесторонне обсудить проблему, чтобы разобраться в ее сути, сделать доступным понимание того или иного факта, события, точки зрения.
Образовательная технология «Дебаты» (далее «Дебаты») обеспечивает вовлечение студентов не просто в интересную игру, но и представляет эффективное средство для их развития, формирования компетенций, необходимых для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации; развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Они предполагают активное включение каждого студента в поисковую, познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, организацию совместной деятельности, партнерских отношений в коллективе, а также обеспечение диалогичности общения и во внеурочной деятельности. Многолетний опыт нашей работы подтверждает возможность использования «Дебатов» при преподавании гуманитарных и обществоведческих дисциплин в системе среднего профессионального образования.
На сегодняшний день технология «Дебатов» получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется в современной педагогике как отдельный метод на уроке или целое занятие. В «Дебатах» могут участвовать студенты и преподаватели, объединяясь общим стремлением к знаниям и компетенциям. [3]
Рассмотрим на примере образовательную технологию «Дебатов». Повторим, что «Дебаты» — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть «Дебатов» заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить присутствующих в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Использование «Дебатов» в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против». Специфической особенностью «Дебатов» является преобладающий характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, а с другой стороны, ориентирована на совершенствование личности, способной к самореализации. Она создает условия для осознания социальной значимости своей профессии, учит принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде. Студентам интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость. На теоретических занятиях в рамках учебных дисциплин студенты углубляют правовые знания правового информирования, правового воспитания и правового обучения; приобретают умения осуществлять отбор, обработку правовой информации, анализировать и решать правовые ситуации, составлять конспект занятия, направленного на правовое воспитание и правовое обучение; отрабатывают навыки работы с правовыми источниками. [6]
Образовательная технология «Дебаты» базируется на таких педагогических принципах, как целостность, универсальность, вариативность, демократизация учебного процесса, личностная ориентированность обучения, развитие способности студентов к самообразованию. С позиции данной технологии учебный процесс рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств студента, а преподаватель выступает как координатор этого процесса.
Целесообразно использовать технологию «Дебатов» на занятиях гуманитарных и обществоведческих дисциплин, таких как «Правовые основы профессиональной деятельности», что даёт прекрасную возможность для развития и совершенствования правовых компетенций у студентов. В нашей практике мы используем образовательную технологию «Дебатов» преимущественно на целом занятии, которое и превращается в занятие — «Дебаты по заданной теме». Используемые правовые дисциплины ориентирован на гуманизацию обучения и ставят перед собой цель — социализации человека в современном обществе. Поэтому и темы носят социально-правовой характер.
Примерные темы образовательной технологии «Дебатов», которые используются в нашей практике обучения студентов по специальности сестринское дело в медицинском колледже:
− права граждан РФ на охрану здоровья;
− права и обязанности граждан при оказании им медицинской помощи;
− права, обязанности и ответственность лечебных учреждений и медицинских работников в процессе оказания медицинской помощи и др.
Каждая тема даёт толчок к продуктивной дискуссии. Качество образовательной технологии «Дебатов» определяется главным образом психофизическими особенностями студентов разновозрастной (от 19 и до 60 лет) группы и общей подготовкой всех участников.
Сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
Анализируя опыт использования образовательной технологии «Дебатов» в педагогической деятельности можно выделить следующие цели:
− мотивировать студентов к процессу обучения;
− актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;
− стимулировать студентов к самостоятельной исследовательской работе;
− развивать способность выделять главное и умение концентрироваться на сути проблемы;
− развивать познавательную активность студентов;
− развивать и совершенствовать способность студентов мыслить критически и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;
− развивать коммуникативную культуру;
− овладеть навыками самопрезентации и публичного выступления;
− развивать способность студентов работать в команде;
− развивать творческий потенциал студентов.
Успехи студентов в образовательном процессе, их стремление к обучению и новым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности образовательной технологии «Дебатов», что дает основания к ее широкому использованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального образования.
Литература:
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm
- Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — № 16. 2014.
- Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций. — Москва, Издательство: Юрайт. — 2010.
- Дьюи Дж. Школа будущего. — М.: Госиздат. 1926
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс. 1996
- Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам. — Москва, Издательство: «БОНФИ». 2001.