Групповая работа — это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:
– способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
– повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
– расширяет межличностные отношения детей.
Успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения учащихся работать совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Иными словами, сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.
Можно свести к минимуму нежелательные последствия (дополнительный шум в классе и ослабление дисциплины при одновременном высказывании нескольких учащихся), если перед началом работы дать учащимся четкие указания, чтобы они точно поняли, что им предстоит сделать. Сами задания не должны занимать много времени, иначе учащимся станет скучно или они устанут [4, с.3–21].
Приведу полезные рекомендации по организации работы в группах:
В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).
Кратко, ясно и четко объясните задание.
Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава — не торопите их.
Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).
Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.
Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше присутствие мешает работе.
Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.
Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.
Выслушайте мнение представителей из каждой группы.
Оцените работу учащихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.
Представлю Вашему вниманию разработку урока с использованием «Луна — спутник Земли».
Цель: Создать условия для дальнейшего изучения понятий «планета», «спутник», «затмение», для приобретения дополнительных знаний учащихся по вопросу о спутниках планеты Земля.
Задачи
Образовательная
Сформировать первоначальные представления о Луне как естественном спутнике Земли
Развивающая
Содействовать развитию мышления, развивать навыки и умения взаимодействовать в группе, развивать чувство взаимопомощи, коллективизма
Воспитательная
Воспитать коммуникативные навыки и умения взаимодействия в группе, развивать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно — поисковый, самостоятельная работы, рефлексивный, мотивационный.
Материалы иоборудование, средства обучения: учебное пособие, мультимедиа, фотографии и рисунки
Ход урока
- Организационно-мотивационный этап
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих
Проверка домашнего задания (фронтальная беседа):
- Какие явления вызываются вращением Земли вокруг своей оси?
- Перечислите и охарактеризуйте условные линии, нанесенные на глобусе.
- Опишите процесс нагревания земной поверхности солнечными лучами.
Сегодня на уроке продолжаем изучать Солнечную систему. Тема урока: «Луна — спутник планеты Земля». Целью урока
Предполагают, что когда-то Луна была самостоятельной планетой, но гигантский метеорит столкнул ее со своей орбиты, и она попала в поле притяжения Земли. Луна стала спутником Земли. Что вы уже знаете о Луне?
- Операционно-познавательный этап
Луна — спутник планеты Земля. Давайте подумаем и найдем ответ на вопрос «Можно ли жить на Луне?». С этой целью мы сегодня разработаем проект по созданию на Луне международной космической лаборатории.
Луна — естественный спутник Земли, единственное небесное тело, видимое невооруженным глазом, и это единственное место в космосе, которое посетил человек. На историю ее происхождения нет единого мнения. Она известна своими кратерами и морями, образовавшими поверхность, похожую на человеческое лицо.
10 фактов, которые необходимо знать о спутнике Луна:
- Если бы Солнце было размером с входную дверь, то Земля была бы размером с монетку, а Луна имела бы размер зеленого горошка.
- Спутник Луна вращается вокруг Земли на расстоянии около 384 тыс. км (239 000 миль) или 0,00257 АС.
- Двенадцать человек уже побывали на Луне.
- Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27 дней и вращается с той же скоростью.
- Луна является твердым телом, причем большая часть ее поверхности покрыта кратерами и имеет следы от ударов.
- Луна имеет очень тонкую и хрупкую атмосферу, которая называется экзосфера.
- Луна не имеет спутников.
- Луна не имеет колец.
- Более 100 космических аппаратов было запущено для изучения Луны. Это единственное небесное тело за пределами Земли, которое посетили люди (программа «Аполлон»).
- Лунная слабая атмосфера и отсутствие жидкой воды не может поддерживать жизнь в том виде, в которой мы ее знаем [2, c. 35–41].
- Контрольно-оценочный этап
Учитель организовывает выступление групп после работы с текстом учебного пособия. Каждая группа высказывает свое мнение о том можно ли жить на Луне. Предлагаю разделиться на пять групп «ученых». Каждая группа, изучая текст учебного пособия, должна выполнить задание и аргументировано ответить на вопрос «Можно ли жить на Луне?». Группы получают задания.
Группа 1 «Россия»
Каким образом влияют обращение Луны вокруг Земли и ее размеры на жизнь на Луне?
Группа 2 «Беларусь»
Охарактеризуйте лунный рельеф. Сравните лунную и земную поверхности. Каким образом лунная поверхность оказывает влияние на развитие жизни?
Группа 3 «Франция»
Охарактеризуйте распределение температур на лунной поверхности
Группа 4 «Великобритания»
Охарактеризуйте проблемы обеспеченности водой.
Группа 5 «Греция»
Охарактеризуйте влияние смены дня и ночи на развитие жизни на Луне.
Сейчас мы открываем работу международной космической лаборатории на Луне. В работе будут участвовать русские, белорусские, французские, греческие, английские ученые.
Деятельность учащихся: дают ответы на полученные задания.
Рефлексия
Метод «Прогноз погоды»
Поставьте оценку себе и своей группы за работу на уроке. На термометре отметьте температуру, которая сопровождала наше сегодняшнее путешествие:
36,6 — увлекательно, полезно
39 — слишком сложно, неинтересно;
34 — слишком просто, бесполезно.
Домашнее задание. Изучить § 10. Провести наблюдение № 6 «Регистрация изменения освещенности Луны».
Литература:
- Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, № 2.
- Лопух П. С. Человек и мир. 5 класс / П. С. Лопух, О. В. Сарычева, Л. В. Шкель. — Минск: Нар. асвета, 2016.- 120 с.
- Кораблев А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблев // Школа. — 2006. — № 2. — С. 37–39.
- Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное. обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. обра-зования / Н. В. Матяш. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 160 с.
- Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.