В данной статье рассмотрены понятие и вид мер административного принуждения. В частности, дано понятие мер административного принуждения, произведена их классификация и рассмотрены меры административного пресечения.
Ключевые слова: административное право, административное принуждение, меры административного принуждения, меры административного пресечения, административное задержание
Нормы административного права содержат широкий спектр мер принудительного воздействия, которые применяются публичной администрацией с целью обеспечения правопорядка. Данный вид принуждения охраняет как административно-правовые нормы, так и нормы иных отраслей права (трудового, гражданского, земельного и т. д.), реализацию которых обеспечивают субъекты публичной исполнительной власти.
В связи с тем, что административно-правовое принуждение является одним из видов правового принуждения, то ему характерны признаки последнего. Однако, административно-правовое принуждение обладает и рядом особенностей, которые присущи только ему. К таким особенностям относят:
а. применение мер административно-правового принуждения происходит в связи с антиобщественными деяниями, которыми, как правило, являются административными правонарушениями;
б. осуществление административно-правового принуждения происходит в рамках внеслужебного подчинения, то есть между сторонами правоотношения отсутствует организационное и линейное подчинение;
в. разнообразие и множественность субъектов, которые осуществляют административную юрисдикцию;
г. административному воздействию могут быть подвержены как физические лица, так и коллективные субъекты.
д. административно-правовое принуждение регулируется административно-правовыми нормами, закрепляющими виды мер принуждения, порядок и основания их применения [3].
Административно-правовое принуждение, являясь особым видом правового принуждения, заключается в применении субъектами публичной функциональной власти принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений.
Административно-правовое принуждение обладает большим количеством средств пресечения (например: запрещение эксплуатации механизмов или задержание граждан). Их использование прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий.
Зачастую административно-принудительные средства применяются к лицам, которые впервые, случайно совершили правонарушения. В этом случае они оказывают огромное воспитательное воздействие, являясь звеном системы профилактики преступлений. Безнаказанность мелких нарушений, которая выражается в непринятии мер административно-правового принуждения к виновным, может привести к совершению лицом новых правонарушений, в том числе и преступлений.
В состав административно-принудительных мер входят и такие меры, которые считаются самостоятельными. Это административные санкции. Применение таких мер предполагает решение вопроса по существу. Кроме того, имеются процессуальные меры (например: задержание или досмотр вещей). Они создают условия для нормального хода производства по делам об административных нарушениях. Такие меры называют обеспечительными.
Применение принуждения осуществляется с целью охраны правопорядка. Данная цель может достигаться несколькими способами. Во-первых, это пресечение нарушений. Во-вторых, возмещение причиненного вреда, и, в-третьих, наложение наказания. В связи с этим, в зависимости от цели, для достижения которой используются средства принуждения, выделяют меры пресечения, восстановительные меры и меры наказания.
Административное принуждение, по сути, должно обеспечивать исполнение правил поведения, выражение которых происходит в административно-правовых нормах. В связи с этим, необходимо обратить внимание на то, что применение мер административного принуждения происходит для обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а лишь тех, которые формулируют правила поведения, не имеющие ведомственных границ, в сфере государственного управления, то есть являющихся общеобязательными. К ним можно отнести правила дорожного движения, обеспечение санитарной и пожарной безопасности и т. д.
Для принудительных мер характерен в основном административный (внесудебный) порядок их применения. В большинстве случаев использование таких мер отнесено к полномочиям органов исполнительной власти и их должностных лиц, при этом, не всех без исключения, а только тех, которые наделены соответствующими полномочиями. Как правило, меры административного принуждения применяются органами, которые осуществляют правоохранительные функции. К таким органам можно отнести таможенные органы, полицию и различные надзорные органы. Круг субъектов, которые наделены таким правом, достаточно широк.
Реализация мер административного принуждения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время, некоторые меры административного принуждения могут быть применены только судьями. К таким случаям относятся назначение наказаний в виде административного ареста, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д. Порядок рассмотрения правонарушений, предусматривающих применение за их совершение, видов наказания назначаемых исключительно судом закреплен в КРФоАП. Следовательно, все меры административного принуждения условно можно разделить на применяемые во внесудебном порядке, и на применяемые только в судебном порядке.
Использование мер административного принуждения ограничивает права и свободы граждан, поэтому особую актуальность принимает вопрос об административно-правовых нормах, которые регулируют применение мер административного принуждения. В то же время, при применении мер административного принуждения, ограничение прав и свобод не выходит за границы конституционных положений. Таким образом, условия, основания и порядок применения мер административного принуждения, меры, допустимые к использованию в определенных случаях, органами, уполномоченные на их применение, определяется исключительно нормами федеральных законов [5].
По целевому назначению меры административного принуждения можно разделить на три группы:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности.
Все меры административного принуждения, в зависимости от способа и целей обеспечения правопорядка, которые определяются объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на них, можно разделить на четыре группы:
− административно-предупредительные меры;
− меры административного пресечения;
− меры административной ответственности;
− меры административно-процессуального обеспечения.
Среди прочих, необходимо выделить меры административного пресечения, так как они применяются довольно часто и их применение связано с нарушением прав и свобод граждан. Реальные правонарушения представляют прямую угрозу общественным отношениям и причиняют им вред. С целью их защиты органами исполнительной власти и их должностными лицами необходимо немедленное принятие мер для пресечения действий, которые нарушают правовые предписания. Например, такими мерами являются: запрещение эксплуатации неисправных механизмов и машин, административное задержание нарушителя, приостановление работы магазинов либо предприятий общественного питания при нарушении ими санитарных правил и т. д.
Несмотря на многообразие, суть подобных мер заключается в принудительном прекращении противоправных действий граждан, организаций, должностных лиц, которые нарушают установленный порядок.
Необходимо отметить, что значение данных мер особенно велико в системе правоохранительных средств, так как в ходе их применения происходит пресечение наиболее распространенных правонарушений, которыми являются административные правонарушения, при этом, обеспечивается привлечения нарушителей к ответственности. В то же время, назначение мер административного пресечения не ограничивается борьбой с административными правонарушениями. Данные меры могут применяться и для пресечения преступлений.
Основаниями к применению мер административного пресечения являются:
− совершение правонарушения;
− совершение противоправных деяний либо наступление противоправных состояний или событий, представляющих опасность.
Применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.
Меры административного пресечения можно разделить на несколько групп. Так, к ним относятся:
а. меры, которые применяются непосредственно к правонарушителю (например: административное задержание);
б. меры имущественного характера (например: изъятие огнестрельного охотничьего оружия);
в. меры технического характера (например: запрещение эксплуатации неисправного транспорта);
г. меры финансового характера (например: отзыв лицензии, предоставляющей право осуществлять финансовые операции);
д. меры медико-санитарного характера (например: отстранение от работы инфекционных больных);
е. меры связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (например: приостановление действия лицензии);
ж. меры специального (исключительного) назначения (например: применение огнестрельного оружия).
Меры административного пресечения непосредственно связаны с мерами административной ответственности и зачастую предшествуют им, обеспечивая, таким образом, возможность ее фактической реализации. Личный досмотр, административное задержание, изъятие вещей и документов позволяют:
− установить личность правонарушителя;
− составить документы для привлечения нарушителя к ответственности;
− сохранить вещественные доказательства по делу;
− обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания [3].
В заключении необходимо отметить, что административно-правовое принуждение заключается в применении субъектами, наделенными властными полномочиями, принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений. Меры административного принуждения, являясь одной из разновидностей государственного принуждения, преимущественно используются как средство обеспечения охраны общественного правопорядка и общественной безопасности, а так же борьбы с правонарушениями.
Среди множества мер административного принуждения выделяют меры административного пресечения, так как они применяются довольно часто и их применение связано с существенным нарушением прав и свобод граждан. К таким мерам относят: административное задержание, административное доставление, личный досмотр и т. д.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 9. — Ст. 851.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. (в актуальной редакции) // Собрание 3аконодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Братановский С. Н. «Административное право. Общая часть: Учебник» — М.: «Директ-Медиа», 2013. 254 с.
- Куракин А. В., Костенников М. В., Мышляев Н. П. К вопросу о классификации административно-профилактических мер — «Административное и муниципальное право», 2015, № 9. С. 84–86.
- Рябенко Ю. Н. Административное задержание и доставление – «Законность», 2015, № 10. С. 34–36.