Изменения, которые происходят в современном дошкольном образовании, наглядно прослеживаются как в разнообразии его вариативных моделей и форм, так и в активном поиске механизмов управления его качеством, а также в разрабатываемых компетенциях воспитанников ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Одним из основных условий для развития ребенка, является построение современной модели образовательной среды.
В свете современных требований профессионального стандарта педагога, конкурентоспособным ресурсом являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и умение рассмотреть в каждом ребенке его индивидуальность, особенности, слабые и сильные стороны личности, интересы и потребности, гендерные особенности (А. Г. Арушанова, Е. В. Бунеева, Е. Н. Герасимова, А. И. Максакова, С. Н. Теплюк).
Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
– предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми;
– характер взаимодействия с другими детьми;
– система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому как представителю определенной гендерной роли.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда, должна гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивать эмоциональное благополучие детей; способствовать профессиональному развитию педагогических работников, создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивать открытость дошкольного образования, создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, а содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предполагает включение детей в систему социальных отношений через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что предполагает формирование его гендерной принадлежности [3].
Важнейшим условием эффективного внедрения гендерного подхода в образование является профессиональная готовность педагогов к данной деятельности, позволяющая учитывать индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая определение содержания, форм, методов обучения и воспитания, создание гендерокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка в соответствии с ее природным потенциалом [1]. Следовательно, реализация гендерного подхода в образовании и развитии детей требует наличия у педагога гендерной компетентности, а профессиональный стандарт педагога (п. 3.1.2) нацеливает на овладение педагогами необходимыми умениями строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
В определении гендерной компетентности Е. Н. Каменская акцентирует внимание на умении сопрягать психологические и педагогические аспекты гендерного подхода в образовании, обеспечения высокого уровня гендерного самопознания для решения практических задач в работе с детьми. [2,35]. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова), а философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко и др.) считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы [5,57]. Понятие «гендерокомфортная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение.
Методологической основой гендерного подхода является гендерная типология (В. Д. Еремеева, С. В. Железнова, И. Г. Малкина — Пых и др.), в соответствии с которой выделяют маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный типы. Необходимо помнить специфику гендерной принадлежности и обеспечивать детей игровыми материалами с учетом их интересов, так для феминной группы следует подбирать эмоциональный. Яркий материал, игрушки располагать на расстоянии вытянутой руки — дети поймут и запомнят то, что смогут потрогать руками. Для маскулинной группы игровой материал должен иметь немного агрессивный вид, сложные конструкции и способствовать развитию пространственных ориентаций. Андрогинные дети справятся с дидактическими играми, их познавательные способности выше средних и позволяют решать задачи в любой деятельности. Для детей недифференцированной группы важно подбирать игры, проблемные ситуации, в которых показан образец мужского или женского поведения, для этих нужно создавать условия для определения своей гендерной принадлежности [4,7].
Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение — содержанием. Для организации игр девочек необходимо небольшое уютное, уединенное место с набором определенных атрибутов, а для мальчиков требуется свобода передвижения и больше пространства. Игры девочек более эмоциональны, отражают модель отношений между людьми [5,36]. Мальчики предпочитают игры соревновательного характера, конструирование, моделирование. Поэтому педагог организовывает образовательное пространство с учетом интересов разнополых детей, но, не забывая о возможности организовывать и совместные игры с определением подходящих ролей. Среда должна быть привлекательной для детей, трансформируемой и вариативной. Современный педагог создает условия для принятия ребенком определенной гендерной роли, наполняет образовательную среду необходимой атрибутикой, уточняющей действия определенного персонажа, моделирует образовательные ситуации для детей, ставит проблемные задачи — дает выбор ребенку в процессе различных видов деятельности в соответствии с возрастными особенностями — все это входит в понятие современная образовательная среда, которую организовывает педагог, владея определенным набором компетенций.
Таким образом, очевидна необходимость организации образовательной среды в дошкольных образовательных организациях с учетом гендерного компонента, актуальна и своевременна проблема преобразования образовательного пространства в соответствии с современными требованиями.
Литература:
- Загайнов, И. А. Педагогические условия формирования гендерной компетентности современного учителя [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://grani.vspu.ru/avtor/77
- Каменская, Е. Н. Педагогическая теория гендерного подхода [Текст] // Сборники конференций НИЦ Социосфера — 2012. — № 12.С.33–37.
- Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/6
- Радзивилова, М. А. Структура гендерной компетентности педагога [Текст] //Педагогическое образование — 2009. — № 4.- С.5–10.
- Шелухина, И. П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] /И. П. Шелухина.- М.: ТЦ» Сфера», 2006. — 96с.