Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (168) август 2017 г.

Дата публикации: 23.08.2017

Статья просмотрена: 2046 раз

Библиографическое описание:

Тырченкова, Л. И. Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы / Л. И. Тырченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45423/ (дата обращения: 16.11.2024).



Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.

Ф. Бэкон

Катастрофически низкий уровень грамотности выпускников школы, падение престижа образования и, как следствие, культуры в стране начинаются именно с того, что школьник не хочет учиться, не испытывает потребности в умственной, духовной деятельности. «Как же воспитывать, как поучать, посвящать и одухотворять?» — спрашивал Сухомлинский.

Учителя — словесники нередко задумываются о том, как воспитать у ребят интерес к урокам русского языка, как сделать более доступным теоретический материал, стараются возродить в детских душах жажду знаний, интерес к учебе, сделать ее увлекательной, желанной для ребят.

В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части школьников учение является бременем, а иногда и наказанием и мучением. Воспитатель, помни, что, если дело доходит до этого, ни о каком успехе этического воспитания не может быть и речи. Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении — в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость».

Проблема развития творческих способностей учащихся актуальна и важна, так как современные психологи утверждают, что затруднения у учащихся в усвоении и использовании нового материала — в неразвитости последовательных процессов, неподготовленности к постановке новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала. Для того, чтобы способствовать на каждом возрастном этапе успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития творческих способностей, обеспечивающих возможность успешного усвоения знаний учащегося.

Учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников, уровень подготовленности класса и на основе этого стремиться найти форму обучения, которая может принести максимальную эффективность. Обращение к диалогическим формам обучения учащихся11–13 лет, отличающихся высокой степенью любознательности, помогает учителю сохранять и развивать творческую активность в этом возрасте. Вовлекая учащихся в подлинно творческую работу, педагогу необходимо подбирать такие задания, которые способствуют развитию внимания, самостоятельности в решении сложных учебных задач.

Целесообразно в старших классах учителю на своих уроках стимулировать развитие нешаблонного мышления учащихся, создавать проблемные ситуации. Как показывает опыт, решению этих задач помогает проведение нестандартных уроков (уроков — диспутов, презентаций, исследований, путешествий, интегрированных уроков, уроков в музее, экскурсий.). Подобные формы проведения уроков являются активными формами обучения, поскольку здесь значительно увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Важное место в учебно-воспитательной системе, направленной на повышение познавательной активности учащегося, занимает стимулирование и поощрение самостоятельности учеников, их стремления к творчеству, самовыражению, самоутверждению. Как показывает опыт, нестандартный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке. Чаще всего нетрадиционный урок — это урок обобщения и систематизации знаний.

Каждый урок провести в такой форме учитель не может, но элементы необычного, творческого можно использовать на каждом уроке.

Многие считают, что русский язык — это неинтересный и скучный предмет, на котором только учат правильно писать и говорить. Но учить можно по-разному. «Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности»,- говорил Эдвард Фелпс. Нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное рядом. Только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного и удивительного. Разве неудивительно, что есть прилагательные краткие, которые не склоняются, как остальные, что есть существительные, которые почему-то не изменяются по числам, что есть неизменяемые части речи. Возникает вопрос у ребят: «А почему?» И учитель должен найти ответ на него. А чтобы ученикам было нескучно на его уроках, он может использовать фантазию.

Система работы по развитию творческих способностей учащихся предполагает использование целого ряда приемов. Одним из таких приемов является подача нового теоретического материала в форме сказки. Так, например, в 7 классе на уроке «Понятие о причастии» используется следующая сказка. «Вы знаете, что дети похожи на своих родителей. Часто говорят, что у сына глаза мамины, а волосы папины. Так и в сказочном королевстве. Вот Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? что сделать? Но может и вскричать в гневе: «Что мы делаем!?» Еще бы — он глава королевской семьи. А вот Королева по имени Прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «Какая я?» А вот их дети — сыновья и дочери — Принцы и Принцессы, в которых проступают черты родителей. Один из принцев — Причастие. Давайте посмотрим, что же он взял от папы Глагола, а что от мамы Прилагательного».

Эффективным приемом работы по развитию творческих способностей является изучение орфографического правила в форме сказки. Так, например, для изучения правила написания НЕ с глаголом можно использовать следующую сказку. «Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. НЕ постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался ей: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась только отдельно от него. Однако Глагол был настойчивым в своих чувствах. Однажды НЕ сказала ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если только докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол и печально отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он явился к своей возлюбленной, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может».

Хороший практический результат дает также использование необычной формы домашнего задания. Домашнее задание может иметь следующий вид: а) составить грамматическую сказку «О жизни действительных и страдательных причастий, таких непохожих по характеру», «Об очень трудных, ответственных и собранных собирательных числительных»

б) при изучении темы «Глагол» прочитать стихотворение «Ссора в Грамматике» и попросить ребят продолжить его.

В числе приемов развития творческих способностей можно также назвать использование кроссвордов при изучении теоретических понятий, угадывание слова по его толкованию.

Творческие задания способствуют укреплению и повышению познавательных интересов, развитию творческого мышления учащихся.

Самые яркие страницы...

Незабываемый эпизод…

Мое отношение…

В работе с биографией писателя, с литературным произведением особенно важны письменные задания творческого характера. Например:

  1. Интервью с писателем.
  2. Письма от имени героев произведения. (Письмо Онегина к Ленскому накануне дуэли или письмо Печорина к Грушницкому, предсмертное письмо Лизы Эрасту…) Учащиеся буквально «вживаются» в образ героя.
  3. Письма писателю.

Все вышеперечисленные приемы помогают не только развивать творческие способности учащихся, повышают интерес детей к изучаемому предмету, поднимают уровень грамотности обучающихся, но при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся, стимулированию познавательной и творческой деятельности школьников на уроках русского языка».

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, домашнее задание, развитие, теоретический материал, учебный материал, форма сказки.


Похожие статьи

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе

Приемы активизации творческой деятельности учащихся дошкольного возраста на занятиях по английскому языку

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка

Похожие статьи

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе

Приемы активизации творческой деятельности учащихся дошкольного возраста на занятиях по английскому языку

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка

Задать вопрос