Под коррупцией чаще всего понимается прямое использование должностным лицом, и не только, прав, связанных с его должностью, в целях обогащения, продажность, подкуп должностного лица, политического деятеля [1, C. 24]. Коррупция — не вечна и не уникальна для России. Это известный, повсеместный и понятный вызов, который можно и нужно решать. Успешный опыт многих стран показывает, что коррупции возможно эффективно противостоять. Для этого необходимы:
- Свободные СМИ.
- Независимый суд.
- Правовые механизмы.
Задача государства — обеспечить условия для осуществления этих пунктов. Защищать свободу слова. Обеспечить разделение властей. Заблуждение считать, что коррупцию можно преодолеть жестокостью наказаний. В коррумпированном государстве жестокие наказания становятся репрессиями. Действительно снизить коррупцию возможно только последовательной государственной политикой, шаг за шагом устраняя причины коррупции. Заслоны коррупционным проявлениям создаются, при помощи специальных юридических механизмов, закрепляемых в принимаемых органами власти правовых нормах. Именно при помощи соответствующих норм удается ввести в правовое пространство и внедрить в правоприменительную практику России новые эффективные инструменты антикоррупционной деятельности. Есть обнадеживающие результаты — по индексу восприятия коррупции «Трансперенси Интернэшнл ‒ Россия» наша страна в 2014 году поднялась сразу на 10 позиций. Например, отталкиваясь от международного рейтинга стран по уровню восприятия коррупции наиболее «чистыми» странами по оценке на 2014 год являются: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия с показателями индекса от 92 до 86 соответственно. Россия же с показателем индекса 27 делит 136 место с такими странами как Иран, Кыргызстан, Ливан. В 2009 году Россия занимала 146 место [2].
Попытаемся проанализировать основы антикоррупционной борьбы. Ориентировочно с 2006–2007 годов Российская Федерация начала предпринимать более-менее явные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Начало законодательной деятельности в этом направлении связано с ратификацией Российской Федерацией двух международных конвенций: «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» и «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции».
С 2007 года в Российской Федерации были предприняты законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией, как того требовала Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.
Борьба с коррупцией как общественно опасное явление определенно в п.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О противодействии коррупции» как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» п.1 ст.1, от имени или в интересах юридического лица.
Если вышеуказанное определение понятия коррупции рассмотреть применительно к составам преступления, которые и ранее были предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, то можно выделить следующие составы, которые могут включать в себя коррупционные составляющие:
– ст. 204 УК РФ. Коммерческий подкуп (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97 — ФЗ);
– ст. 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162 — ФЗ, от 07.12.2011 № 420 — ФЗ);
– ст. 290 УК РФ. Получение взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97 — ФЗ);
– ст. 291 УК РФ. Дача взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97 — ФЗ);
– ст. 304 УК РФ. Провокация взятки либо коммерческого подкупа (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162 — ФЗ, от 07.12.2011 № 420 — ФЗ);
– а также иные составы, преступления по которым могут быть совершены с использованием служебного положения, что будет согласно п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ рассматриваться как обстоятельство, отягчающее наказание.
Если говорить о Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно отметить, что в связи с антикоррупционной борьбой в кодексе появилась одна статья — 19.29. (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего), в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329 — ФЗ.
По действующему закону коррупционеры, по сути, должны контролировать сами себя, возможности гражданского контроля сведены к минимуму. В таких условиях коррупция будет процветать и дальше. Необходимы системные изменения закона.
Главными направлениями противодействия коррупции должны стать:
– антикоррупционная экспертиза законодательства;
– информационная открытость;
– ратификация Конвенции ООН против коррупции;
– разделение бизнеса и власти;
– административная реформа и отставки;
– гарантии общественного контроля;
– реформа государственных закупок;
– защита заявителя о коррупции;
– борьба с «отмыванием» денежных средств через офшоры;
– институт провокации взяток;
– общественные инициативы.
Антикоррупционная экспертиза законодательства должна проводиться в отрытом режиме с возможностью для экспертов присылать предложения и замечания.
Эффективное противодействие коррупции напрямую зависит от информационной открытости (прозрачности) органов государственной власти, местного самоуправления и компаний с их участием. Предоставить субъектам общественного контроля право получать обобщающие выписки о недвижимости, воздушных и водных судах, принадлежащих конкретных лицам (без персональных данных таких лиц). На сегодня проблему также составляет отсутствие данных о родственных связях публичных должностных лиц. Без подобной информации сложно установить наличие конфликта интересов или протекционизма в отношении родственников. Подобная информация также должна раскрываться в интересах противодействия коррупции.
Ратификация статьи 20 «незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции, что создаст высокие риски для коррупционеров при покупке элитной недвижимости или другого имущества, которое явно превышает легальные доходы должностного лица. Внедрить в российское право положения статьи 54 Конвенции ООН, где говорится о механизмах возврата незаконно нажитых активов.
Одна из ключевых причин коррупции в России — сращивание бизнеса и власти. То есть, условия, когда лицо, занимающее официальный пост, одновременно имеет бизнес-интересы, связанные с этим постом. Необходим запрет представителям крупного бизнеса и их ближайшим родственникам занимать государственные должности. Также предлагается запретить работникам законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных кампаний и кампаний с государственным участием.
Существенный пробел законодательство содержит в части декларирования расходов и доходов публичных должностных лиц. Так ФЗ от 03.12.2012 № 230 — ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» позволяет совершеннолетним детям таких лиц не публиковать декларации. Также в законодательстве отсутствует требование к декларированию финансовых данных руководителей ряда унитарных некоммерческих организаций. Например, руководство фондов капитального ремонта по действующим правилам не обязано публиковать в открытом доступе подобные декларации. Крайне важно, чтобы требование о соответствии доходов расходам было распространено, как минимум, супруг (супругов) и детей публичных должностных лиц. В случае обнаружения несоответствия между доходами и расходами родственников, должен ставиться вопрос об утрате публичным должностным лицом доверия и отставке. Подобная мера позволит препятствовать отмыванию денежных средств, полученных коррупционным путем, увеличит риски для коррупционеров.
Административную реформу предлагаем начать с того, чтобы привести всех публичных должностных лиц в России к единым стандартам и требованиям.
Необходимо предоставить субъектам общественного контроля право подавать заявление о проверке соответствия доходов расходам публичных должностных лиц. В настоящее время такую проверку могут инициировать только правоохранительные органы. Также по запросам субъектам общественного контроля должны раскрываться результаты проверок контрольных инстанций и заключения государственной экологической экспертизы. Другая важная форма общественного контроля, которая имеет сегодня крайне ограниченный характер — общественные (публичные) слушания. Результаты публичных слушаний должны иметь обязательный характер (право вето).
По данным Счетной палаты РФ в 2015 году 35,2 % федерального государственного заказа и свыше 40 % заказов государственных компаний проведено у единственных поставщиков. В связи с этим необходимо:
– ограничить случаи закупок у единственного поставщика и закупок с ограниченным участием;
– установить единые критерии оценки заявок в конкурсах;
– ввести фиксированные нормативы начальных цен, исходя из средних предложений на рынке, отклонение от которых должно быть обосновано;
– ввести ценовой порог на закупку некоторых товаров или услуг, как например, аренды автомобилей; исключить аренду элитных автомобилей, вертолетов…
– рассмотреть вопрос внедрения в законодательство понятия «фиктивная закупка» как основание для отмены торгов в рамках административной процедуры.
Подобными законодательными методами можно добиться существенного снижения коррупции в государственных закупках.
По действующему закону защита заявителя сводится к ограничению на наложение дисциплинарных взысканий в отношении заявителей о коррупции в публичных организациях и к оказанию бесплатной юридической помощи. Необходимо предусмотреть возможность материального поощрения заявителей о коррупции в размере фиксированного процента от фактически признанной судом суммы взятки; необходимо предусмотреть нормы о конфиденциальности сообщений о коррупции и личных данных заявителей.
В целях борьбы с «отмыванием» денежных средств необходимо распространить запрет на владение офшорами на все категории публичных должностных лиц и расширить круг лиц, имеющих право инициировать проверку.
Предлагается введение института провокации взяток, что подразумевает ответственность за согласие публичных должностных лиц взять взятку в ответ на провокацию. Устраивать провокации должны специальные подразделения правоохранительных органов с применением видео-фиксации. Ответственность чиновников, попавшихся на провокацию: дисквалификация по решению суда. В настоящее время правоохранительным органам зачастую сложно довести до суда дела о взятках. Доказательства отклоняются, свидетели меняют показания, потерпевшие часто не считают нужным и выгодным добиваться уголовного приговора. Публичное должностное лицо, попавшее в оперативную разработку, должно знать, что в его отношении может быть применена провокация.
Общественные антикоррупционные организации эффективнее справляются с мониторингом коррупционных нарушений, в том числе в делах, связанных с незаконным обогащением и с конфликтами интересов. Значительная часть общественных инициатив предполагает применение информационных технологий. В настоящее время общественные организации и гражданские активисты в своих расследованиях используют сайты, аккумулирующие информацию о декларациях чиновников и государственных закупках: «Декларатор» и «Госзатраты».
Анализ российского опыта позволяет выявить следующую закономерность: «противодействие коррупции успешно осуществляется там, где власть прозрачна, где есть политическая конкуренция и независимая пресса» [3, с.207].
Литература:
- Кузнецов Г. Г. Коррупция в РФ: противодействие и ликвидация// Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 6.- С. 24–25.
- Официальный сайт русской службы ВВС: http: www.bbc.com/russian
- Абдуллаева Т. Коррупция — паразит экономики / Т Абдуллаева, А Таксанов// Общество и экономика. — 2003. — № 10. -С. 189–207.
- http://www.top-personal.ru/adminlawissue.html?221м