В настоящее время рынок труда предъявляет высокие требования к специалисту, который должен не только легко адаптироваться к современным условиям рыночных отношений, но и эффективно подходить к освоению окружающей его действительности в соответствии с собственными интересами, потребностями, возможностями и целями. Наиболее востребованным является тот специалист, который способен самостоятельно принимать решения в вопросах профессионального самоопределения. Поиск путей и способов решения нестандартных задач требует от специалиста самостоятельности, инициативности, осознанного подхода к овладению профессии.
Ситуация сложившаяся в современном обществе формирует определенный социальный запрос, в котором система образования обязана научить будущего специалиста основываясь на своих жизненных планах путем самоопределения самостоятельно принимать решения.
В связи с этим самостоятельность и активность являются обязательными ценностно-смысловыми основами учебно-профессиональной деятельности в вопросах профессионального самоопределения будущего специалиста. Следовательно, взаимодействие субъекта с внешним миром должно осуществляться в соответствии с поставленными целями, путем осознанного выбора способов и средств деятельности, основываясь на результатах планирования, анализа и контроля.
Содержательную сторону деятельности, такие как отношение к учебе, выбору дальнейшей профессиональной деятельности, к окружающим людям и к себе лично формируют ценностные ориентации. Они же являются основой определения собственных потребностей и интересов в мире профессий.
В ходе теоретического и практического исследования ценностных ориентаций учащихся можно проследить следующие противоречия:
1) Недостаточная разработанность положений, в которых содержится содержательный аспект формирования ценностных ориентаций в профессиональной деятельности, противоречит объективной потребности общества в конкурентоспособной личности;
2) Школьная подготовка, которая ориентируется на формирование определенных и, часто, ограниченных знаний и навыков напрямую противоречит быстро изменяющимися условиями и ценностями рынка труда в мире профессий.
3) Стремление учащихся к престижным профессиям не соответствует их представлению о социально-личностной ценности большинства профессий.
Многочисленные исследования в области социологии показывают, что прагматизм учащихся усиливается из года в год. На сегодняшний день оценка выбор учеником будущей профессии происходит исходя из соответствия полученных знаний и навыков возможности материального обеспечения. В тоже время присутствует проблема ослабления рефлексивного отношения учащихся к реалиям современного мира, их бездумное воспроизводство стандартов наносит ущерб самоопределению, личностной позиции в выборе социальных и профессиональных ценностей. Не смотря на это, любой представитель современного общества для полноценного самоопределения и личностного роста имеет уникальные возможности. Индивид, постоянно развиваясь, приобретая новые личностные и социально значимые качества, обеспечивает себе необходимые условия профессиональной адаптации.
Современный рынок труда непрерывно ставит молодых людей перед выбором между престижной профессией, которая соответствует их представлениям о формировании социального статуса в обществе и потребностями общественного разделения труда. Этот выбор предстоит сделать социально незрелым молодым людям, которые еще не готовы подойти со всей ответственностью к столь серьезному шагу, который впоследствии может серьезно повлиять на дальнейший жизненный путь человека. Отсутствие необходимых знаний и навыков еще больше усугубляет данное положение.
Созданная ранее система профессиональной ориентации молодежи перестала эффективно функционировать во времена распада плановой экономики.
Социальными и экономическими причинами развития первых профориентационных служб являлись бурное развитие промышленности, переселение из сельской местности людей в поисках работы. В тоже время большой наплыв населения в города сформировал у работодателей проблему отбора наиболее «достойных» специалистов, а отсутствие необходимых знаний и умений у потенциальных работников создал проблему поиска и выбора работы.
Существует также и психологическая причина появления профориентации. Ее суть состоит в том, что значительное количество людей столкнулись со свободой выбора, чего они были лишены ранее. Данная им свобода породила в людях значительные трудности связанные с ответственностью за собственный выбор, которые часто становились причинами внутренней напряженности из-за страха за свое будущее.
Так, в условиях формирования рынка труда и образовательных услуг, повышенных требованиях работодателей к специалистам квалифицированного труда, образовательные учреждения обязаны искать все новые и новые подходы к организации образовательного процесса. Социально-экономическое развитие современного общества способствуют более полному осознанию необходимости личностно ориентированной модели образования, которая позволит учащимся не просто усвоить и запомнить полученную информацию, но и подготовит их к определению проблем профессионального и жизненного самоопределения, нахождению альтернативных решений.
Профессиональная ориентация стала смелой попыткой совместить непростые задачи молодежи с целью выбора профессионального обучения и формирования индивидуального фундаменты для профессионального развития. В условиях становления рыночной экономики нужны принципиально новые подходы к профориентации, которые позволили бы выпускникам школ органично вписываться в современный рынок труда, эффективно трудиться, создавая материальные и духовные ценности.
В сложившейся ситуации чрезвычайно важной социальной функцией профориентации интерпретируется предельно возможное соотношение интересов современного общества и личности, приемлемое распределение трудоспособного населения страны по многочисленным отраслям профессиональной деятельности, а также реализация предрасположенностей молодых людей в их собственных интересах и в интересах общества.
Новый подход к решению проблем социальной и профессиональной самореализации личности, который способствует существенному сокращению последствий социально-психологической неудовлетворенности продиктован развитием рыночных отношений и социально-экономической нестабильностью. Данный подход способен свести к минимуму разочарования, порожденные крушением жизненных планов молодых людей, уменьшить возможность ошибок при выборе профессиональной деятельности и жизненного пути.
Отсюда следует, что с одной из важнейших задач образовательных учреждений становится подготовка молодого поколения трудовой деятельности на их жизненном пути. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультационной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся.
Исследуя сложившуюся ситуацию в современном обществе, многие ученые работают над проблемой профессионального самоопределения молодежи (Е. М. Борисова, Л. И. Величко, Е. И. Головаха, С. Н. Чистякова и др.). Психологические исследования профессионального самоопределения предлагают нам два подхода:
- Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Е. А. Климова (1976, 1983, 1988 и другие), Л. А. Йовайши (1983) и других. Данный подход расценивает профессиональное самоопределение личности как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику — профориентацию — и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.
- Второй подход рассматривает профессиональное самоопределение как естественный процесс, который возник на определенном этапе развития человечества и существуют как личностное новообразование старшего школьного возраста. Данный подход прослеживается в трудах Л. И. Божович, И. В. Дубровина, В. С. Мухина. Профессиональное самоопределение неразрывно связано с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее.
Так в работах Л. И. Божович подчеркивается важность профессионального самоопределения как выбора будущего жизненного пути, потребности нахождения своего места в обществе, профессиональной деятельности, осмысление своего существования.
На сегодняшний день, в условиях современной реалии, на первый план выходит ценностно-нравственное самоопределение личности, а неразрывная связь личностного и профессионального самоопределения является общепризнанной.
Проблема формирования ценностного самоопределения у молодого поколения играет решающую роль в контексте профессионального становления личности. Идеологический кризис современного общества создает достаточно серьезные ограничения и преграды на пути развития этических и мировоззренческих основ профессионального сознания молодежи.
В своих трудах Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова концентрируют наше внимание на том, что степень активности в профессиональной деятельности и профессиональные достижения напрямую зависят от представлений о ценностях, связанных с характером профессии, которые и определяют экономическую эффективность профессии. Ценностное отношение к профессии способствует целостности определенного вида деятельности, всесторонне охватывая её идеальные и материальные составляющие, что свидетельствует о способности ценностного отношения быть интегрирующим средством выбранной деятельности. В специальных исследованиях подчёркивается, что центральное место в профессиональной направленности личности специалиста занимают ценности, представления о них и ориентации на ценности, действующие как субъективные стимулы в отношении людей к реализуемым профессиям.
В подведение итогов стоит отметить, что именно ценностные ориентации аккумулируют весь жизненный опыт, который человек накапливает в процессе индивидуального развития человека. В свою очередь совокупность ценностных ориентаций образует стержень сознания, вокруг которого крутятся чувства и помыслы человека которые играют ключевую роль для решения сложнейших жизненные вопросов.
Литература:
- Андриади И. П. Основы педагогического мастерства — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Бабина А. А. Ценностно-ориентационный подход в образовании как фактор социализации и самореализации личности [Текст] / А. А. Бабина// Теория и практика продуктивного образования в культуросообразной школе: материалы 6-й регион. науч.-практ. конф. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007.
- Бабина А. А. Психолого-педагогические условия формирования учебно-профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / А. А. Бабина // Образование и наука: Изв. УрО РАО. — 2008. — № 1 (13). — С. 59–65.