«Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…»
В.А.Сухомлинский
Мы живем в довольно сложное и в то же время стремительное время. Это время быстрых скоростей и время борьбы за души подрастающего поколения. Сегодня быть русским и любить Россию не всегда звучит гордо. На современном этапе наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям.
Многие современные родители вынуждены большую часть своего времени проводить на работе, чтобы обеспечить свою семью и, как следствие, все меньше и меньше задумываются над тем, насколько духовна среда, в которой растут их дети. Они слушают русские народные сказки и одновременно смотрят мультфильмы про Губку Боба. В последнее время компьютер заменил во многих семьях мамину сказку на ночь и прогулку в воскресный день. Ребята все чаще стараются подражать иноземным черепашкам и ужасным зомби.
Но, даже покидая стены своего дома, дети сталкиваются с непонятными героями на страницах комиксов и альбомов для раскрашивания. Девочки очень хотят иметь куклу Барби, а мальчики мечтают о фигурке Человека – паука. Иногда даже Деда Мороза называют Санта Клаусом. Дети переделывают русские считалки на иностранный манер. Вместо царя, царевича и королевича на «златом крыльце» появились Мишки Гамми, Том и Джерри. Мы не являемся противницами американской и европейской культуры, но в тоже время нас сильно огорчает то, что многие дети лучше знают праздник Хелуэн, чем русские народные праздники.
В некоторых семьях знания о народных праздниках ограничиваются Рождеством, Пасхой и Масленицей. Русские люди пережили войну, разруху, и с достоинством вынесли все испытания, они пережили даже те времена, когда за верность русским, христианским традициям лишали свободы и жизни. Американизация общества ведет не только к утрате русских традиций, но и к власти денег, и, как следствие, к утрате духовности нашего общества.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к своим родителям и прародителям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это нити, связывающие его с родным домом и своей малой Родиной. Любовь к родному городу, знание его истории – это основа, на которой может осуществиться духовный рост не только представителей старшего поколения, но самых маленьких представителей общества – детей.
Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным увлечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания. Главный источник детских впечатлений – это самое близкое его окружение.
Свою любовь к родным местам дети впитывают с молоком матери с самого раннего детства. Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте. Это результат длинного пути под названием – воспитание патриота и гражданина своей Родины.
Для воспитания патриотических чувств в дошкольном детстве очень важно, чтобы взрослые смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и неповторимости. И активную позицию в этом вопросе должны занять, прежде всего, мы, взрослые. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет их ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей и двором, а затем и с родным городом и его символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных своего дома (детского сада, родного края и города); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы тщательно изучили краеведческий материал. После чего пришли к выводу, что важнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Любой город, поселок, даже небольшая деревушка неповторима в своей самобытности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славится его малая Родина. В своей работе мы стараемся показать, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Успешное усвоение дошкольниками знаний о родном городе стало возможным при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, то есть через игру, общение, предметную деятельность, труд, обучение и другие различные виды деятельности. Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом – это знакомство с историей малой Родины, своего народа, с его культурой, обычаями и традициями. Это одна из важнейших задач патриотического воспитания. Только знание истории «малой Родины» позволяет сохранить связь молодого и старшего поколений. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. В процессе ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями и символами в детях зарождается не только чувство любви, но и чувство уважения к своему народу и городу, в котором он родился и живёт. В нашем дошкольном учреждении мы постоянно работаем над проблемой воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Одной из задач годового плана является формирование основ патриотического воспитания. Это задача актуальна в условиях современной России, так как необходимо воспитывать поколение с чувством гордости и любви к своей малой Родине, начиная с дошкольного возраста.
Проанализировав существующую проблему в области формирования основ патриотизма, мы постепенно стали развивать систему работы по патриотическому воспитанию через экскурсии, непосредственно образовательную деятельность, продуктивные виды деятельности, развлечения.
В начале своей работы, с целью выявления широты кругозора родителей о родном городе, проводится анкетирование родителей. В анкетировании принимали участие родители, дети старшего дошкольного возраста. В результате анкетирования было выявлено: интерес к родному городу проявляет достаточно небольшое количество детей – 18% . Многие родители знают, но не поддерживают интерес детей к истории родного города. Заинтересованность у дошкольников проявляется следующим образом: задают вопросы о городе, просят сводить их куда-нибудь, или только тогда, когда родители сами об этом рассказывают. Большинство родителей не совершают экскурсии по городу, основной путь лежит к магазинам, торговым центрам, кинотеатрам и т.д. Лишь небольшая часть опрошенных родителей (11%) с завидным постоянством посещают достопримечательности, краеведческий музей, картинную галерею и выставочные залы города Волжского. Самые посещаемые места детей совместно с родителями – игровые комнаты, кукольный театр и городской парк – около 38%. Есть семьи, в которых прабабушки или прадедушки были первостроителями города Волжского, но внуки ничего об этом не знают. Таким образом, знания или осведомленность родителей о родном городе очень бедны, многих не интересует история города, они не посещают выставок, парков, театров, и дети, как следствие, не интересуются городом, в котором живут. Но тем не менее, 95% родителей хотят иметь больше информации о родном городе. Диагностическое исследование детей помогло выявить, какие знания есть у дошкольников о городе Волжском. Зачастую знания детей о родном городе ограничены названием города, улицы, на которой они проживают и некоторых мест отдыха, которые он посещает вместе с родителями.
Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и довольно сложный. Он не может проводиться спонтанно. Положительный результат достигается только систематической и планомерной работой. Ознакомление с малой родиной происходит как посредствам образовательной деятельности, так и вне ее. Образовательная деятельность позволяет обобщить и подытожить уже накопленные знания детей, полученные в других видах деятельности. Вся образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала, а представить его можно достаточно разнообразно. Образовательная деятельность по ознакомлению детей с родным городом происходит в определенной последовательности и должна быть связана с повседневной жизнью ребенка и города. Такие знания дети могут использовать в своей свободной деятельности и отразить в своих рисунках. В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей. С этой целью мы проводили интегрированные, комплексные формы образовательной деятельности и экскурсии.
Образовательная деятельность включает в себя сведения, как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике города Волжского.
Содержание отражено в фотографиях, альбомах, наборах открыток и специальной литературой (художественной, справочно-информационной, детской). Также дети знакомились с символикой родного города и ее значением. Закрепить знания наилучшим образом помогают дидактические игры как полиграфические, так и сделанные педагогами: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти». В дидактических играх дети закрепляют полученные знания. Помимо этого в группе имеются карты, буклеты и аудиовизуальные средства, видеофильмы.
Решение некоторых задач невозможно реализовать только через образовательную деятельность, поэтому в рамках программы прошли несколько проектов. В нашем детском саду одной из дополнительных программ является программа М.М. Безруких «Разговор о правильном питании», поэтому в программе «Город, в котором с тобой мы живем» реализуется проект «Русская кухня». В процессе данного проекта дети не только знакомились с гостеприимством и традициями русского народа, но и усвоили основы правильного питания. А экологический проект «Мусор» помог детям не просто узнать о вреде мусора для окружающей среды, но и научиться беречь красоту родного города. Проект «Сталинградская битва» помог расширить знания детей о героическом прошлом родного края. Особым видом образовательной деятельности являются экскурсии по городу. Наш детский сад расположен в старой части города и поэтому наши воспитанники имеют уникальную возможность совершать различные экскурсии и прогулки по историческим местам родного города. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При планировании экскурсий мы стараемся не забывать о краеведческом и сезонном принципах, а также о принципах постепенности, наглядности. На экскурсии дети получили знания о родном городе, пополнили знания о труде людей, их жизни. Знакомясь с новым, дети начали активно общаться между собой и со взрослыми. Проводя экскурсии по городу Волжскому, мы обращаем внимание детей на названия улиц, а также в честь кого они названы, архитектуру, достопримечательности города. Вместе мы вспомнили профессии людей, которые построили и строят наш город и следят за чистотой улиц. Экскурсия в краеведческий музей позволила детям не просто соприкоснуться с историей родного города, а воочию увидеть исторические фотографии, предметы быта первостроителей и жителей села Безродного, а также утварь русского быта. Большой интерес и много ярких впечатлений осталось у детей от посещения выставок картин Волжских художников.
Свою работу с детьми мы строим в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о родном городе, учились беречь и любить свою малую родину. Все путешествия мы организуем в определенной последовательности, действуя по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Такие путешествия лучше начинать с территории детского сада. Дети рассматривают здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок. Затем знакомятся с двором жилого дома, по возможности наблюдают за работой дворника и машин – помощников: мусоровоза, трактора и решают, как можно сделать двор красивее и чище. Такие беседы помогают воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. Детям очень нравятся целевые экскурсии в городской парк. Они всегда с восторгом рассматривают в парке действующие фонтаны, знаменитую Ротонду, гипсовые статуи и цветущие клумбы. В беседах о правилах поведения в парке дети усваивают, сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учатся уважать и ценить труд людей и, конечно же, любоваться красотой городской природы. На основании детских впечатлении совместно с детьми был оформлен альбом «Дети о родном городе», в котором собираются и подклеиваются детские работы и высказывания детей о родном городе.
Воспитать патриота родного города – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по воспитанию маленького патриота.
Литература:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20001-2005 годы»// Внешкольник , 2001, №5
- Григоренко Г. Влияние знаний о родном крае на игры детей //Дошкольное воспитание, 1977, №6
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». –М.: АРКТИ, 2004
- Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003
- Мы живем в России. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Москва 2007
- Система патриотического воспитания в ДОУ. Л, Е.Ю. Александрова – Волгоград. Учитель. 2007.
- Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание , 2006, №2
- Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1