В педагогическом сообществе существует своеобразная «мода» на образовательные технологии. Есть своя индустрия моды и свои потребители, есть профессионалы высокого класса, а есть многочисленные любители. Одни рождают удивительные по смелости и совершенству дизайнерские проекты, другие в меру своего понимания и вкуса доводят модные тенденции до абсурда.
Но так ли необходимо сейчас изобретать что-то совершенно новое? А если это необходимо, то что должно стать приоритетным в педагогической деятельности? По-моему, не надо изобретать велосипед, он давно изобретён. Таким «велосипедом» считаю технологию полного усвоения знаний, поскольку самое важное сейчас — повышение качества обучения, формирование прочных знаний и учебных компетенций. А как обеспечить эту прочность усвоения? По моему убеждению, нужно так организовать деятельность обучающихся, чтобы процесс изучения и присвоения информации был мотивированным, осмысленным и контролируемым. Именно эти три критерия реализуются в методике, которая предлагается в данной статье.
Модернизация образования, прежде всего введение ЕГЭ и повышение требований к подготовке выпускников школы в связи с профилизацией образования и повышением уровня требований при поступлении в вузы, поставило каждого учителя перед решением проблемы: «Как обеспечить успешность обучения большинства учеников?». Должна отметить, что лекционно-зачётная модульная система обучения, применяемая мною последние 30 лет, позволяет решить эту проблему, так как дает положительные результаты при сдаче ЕГЭ и при поступлении в вузы.
Ещё в начале своего учительского пути передо мной встал ряд вопросов:
− как научить всех учащихся физике в профильном физико-математическом классе?
− как заинтересовать ребят своим предметом?
После обучения на курсах повышения квалификации в 1992 году по популярной тогда методике обучения В. Ф. Шаталова, познакомившись с методикой преподавания кандидата физико-математических наук Г. Д. Луппова, начала использовать в своей работе некоторые элементы из их эффективных систем обучения. В результате создала свою систему работы по присвоению обучающимися новой информации, которую можно назвать лекционно-зачётной модульной системой изучения физики на основе дифференцированного подхода.
Многолетняя практика работы по такой системе позволила выделить следующие компоненты:
- Блочно-модульное изучение учебного материала.
- Опорный конспект либо полный конспект темы блока (модуля) по плану.
- Система поэлементного обучения решению задач.
- Систематический контроль блочного материала в виде:
а. контрольная работа (или система контрольных работ);
б. сдача КВВК (контрольные вопросы взаимоконтроля);
в. зачёт (теория + тестирование).
Практика показала, что я не ошиблась в выборе данной методики преподавания физики в классах физико-математического профиля. Обучающиеся научились ответственно относиться к процессу обучения, так как предметный материал троекратно контролируется, и не готовиться к урокам физики стало просто непозволительно для каждого — неподготовленная тема автоматически выносится на зачёт. Ребята уверенно сдают экзамены. С момента введения ЕГЭ — ни одного отрицательного результата, средний балл, как правило, один из лучших в Кемеровской области.
Можно выделить три этапа деятельности учителя и ученика по присвоению новой информации в условиях лекционно-зачётной системы изучения физики на основе дифференцированного подхода.
Первый этап. Блочно-модульное планирование материала.
Блочную подачу изучаемого материала я использую только в старших классах (10–11 классы) физико-математического профиля. Блочно-модульная система позволяет формировать чёткие, прочные, систематизированные знания и умения; осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению; устанавливать межпредметные связи и параллели, особенно с математикой; снижает нагрузку на ученика; готовит к успешной сдаче ЕГЭ.
Каждый изучаемый блок (зачётный раздел) разбивается на отдельные модули, включающие целостный по содержанию материал. Например, зачётный раздел «Электростатика» включает в себя два модуля: «Сила взаимодействия неподвижных зарядов» и «Энергия взаимодействия неподвижных зарядов».
При изучении каждого модуля должен быть выполнен полностью технологический цикл:
− представление нового учебного материала с предъявлением плана его изложения (1–2 часовые лекции);
− практическое применение нового учебного материала (уроки-практикумы);
− операционный всеобщий контроль усвоения нового учебного материала (подзачёты).
После объяснения каждой темы ученики получают контрольные вопросы взаимоконтроля (КВВК), включающие основные понятия, формулы, определения. Они ориентируют учащихся на минимальный (базовый) материал, который должен быть усвоен в обязательном порядке.
Оперативный всеобщий контроль усвоения изученной темы модуля проводится в виде физического диктанта на два варианта, в каждом из которых помимо ответов на вопросы теоретического характера предлагается выполнение практических заданий различного уровня сложности (задачи, тесты, качественные вопросы). Такие работы оцениваются двумя оценками — за теорию и практику.
Если теория не сдана, ученику предоставляется возможность подготовиться и устно ответить на теоретические вопросы в любое удобное для него время, иначе она автоматически переносится на зачётный урок.
Второй этап. Уроки решения задач.
В связи с подготовкой к сдаче ЕГЭ в физико-математических классах, считаю организацию работы по решению задач наиболее важной и отвожу на неё до 50 % всего учебного времени. Решение задач по физике мобилизует ученика на глубокое понимание материала, а главное — на использование теоретической физики для решения конкретных качественных и количественных задач. Ученик должен научиться видеть физические законы в жизни, в технике, в быту, в природе; использовать эти законы для объяснения различных явлений, решения практических жизненных задач.
Решение задач начинаю сразу же после объяснения нового материала. Как правило, это несложные расчётные задачи, на примере которых даётся алгоритм решения по данной теме. Первые задачи решаю сама с подробным анализом алгоритма. Заканчиваю занятие разбором 3–5 качественных задач или 1–3 тестовых нестандартных заданий. В домашнее задание, как правило, включаю 4–5 задач, аналогичных тем, что решали в классе. Из них обязательно даю одну-две нестандартных задачи, «со звёздочкой», за правильное решение которых ставлю «пять».
При объяснении решения сложных задач делаю вид, что я рассеяна, забывчива, специально допускаю ошибки, которые обучающиеся замечают, активно поправляют меня, что хорошо влияет на активизацию мыслительной деятельности, а не на механическое списывание.
Третий этап. Основной контроль знаний — зачётные уроки.
Основной контроль знаний проводится в конце каждого зачётного раздела, т. е. в течение года проводится 5–6 раз (по числу зачётных разделов).
Например, в 10 классе:
Зачёт № 1 — Кинематика.
Зачёт № 2 — Динамика. Силы в природе.
Зачёт № 3 — Законы сохранения.
Зачёт № 4 — Основы МКТ.
Зачёт № 5 — Термодинамика.
Зачёт № 6 — Электростатика.
За зачёт учащиеся получают две оценки — за теоретическую и практическую части. Эти оценки реально отражают знания учащихся, и на них я опираюсь, выставляя итоговые оценки по предмету. Зачётному уроку предшествует написание разноуровневой контрольной работы.
За две недели до зачёта выдаются его основные вопросы (их обычно 5–6), это основные темы зачётного раздела (блока). Например, по теме «Электростатика» это следующие вопросы:
1) Закон Кулона.
2) Напряжённость электростатического поля. Линии напряжённости. Суперпозиция полей.
3) Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
4) Работа электростатического поля по перемещению заряда. Потенциал. Разность потенциалов.
5) Связь двух характеристик электростатического поля, эквипотенциальные поверхности.
6) Электроёмкость. Конденсаторы. Соединения конденсаторов.
Вторая часть зачётного урока — практическая, обычно это выполнение тестовых дифференцированных заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. Оценивается зачётный урок двойной оценкой: за теоретическую и практическую части. Если ученик за теорию зачёта получает неудовлетворительную оценку, он должен пересдать его устно во внеурочное время. Но, должна отметить, дети готовятся к зачётным урокам ответственно, промежуточный контроль к этому обязывает, и отрицательные результаты — очень редкий случай.
Завершается изучение зачётного раздела взаимоконтролем (сдачей КВВК), включающим в себя основные понятия, формулы, определения всего материала блока информации. Здесь я использую опыт работы системы Шаталова В. Ф.
Ученики быстро привыкают к данной системе изучения физики, получают стабильные знания и уверенность при сдаче ЕГЭ. В 2016–2017гг. средний балл сдачи ЕГЭ в выпускном физико-математическом классе составил 73 балла, при минимальном результате 62 балла и максимальном — 94 балла.
Итак, несмотря на «модные» тенденции в образовании, многолетняя практика моего преподавания показала, что интерес к предмету, четкая система в организации учебного процесса и следование принципам формирующего оценивания дает положительный и стабильно высокий результат.