В статье описывается использование краеведческого проекта в педагогическом процессе с целью формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: педагог, дети дошкольного возраста, краеведческая компетенция, компонент мотивационный, когнитивный, деятельностный, проектная деятельность, проект
В последнее десятилетие краеведение как особый образовательный ресурс прочно входит в практику работы дошкольных учреждений. Краеведение — это многогранная познавательная, творческая и общественно полезная деятельность детей, направленная на комплексное изучение родного края (его природы, быта, хозяйства, культуры), а также посильное участие детей в охране и сохранении природного и культурного наследия. Краеведение является основой воспитательной, патриотической, духовно-нравственной работы, показателем культурного развития общества. В ФГОС ДО [2] указывается на значение организации краеведческой работы с детьми дошкольного возраста.
Краеведческая работа может осуществляться педагогом, который сам в совершенстве владеет знаниями об истории, природе, культуре, достопримечательностях родного края, понимает значение краеведческой работы для общего развития дошкольников, мотивирован на данную деятельность, обладает определенными умениями и навыками при организации краеведческой работы с дошкольниками, другими словами — обладает краеведческой компетенцией.
Анализ различных подходов к определению сущности понятия «краеведческая компетенция» показал, что данная категория определяется как, как совокупность краеведческих знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности и проявляющаяся в осознании ценностей родного края (С. А. Шемшурина). При этом структура краеведческой компетенции подразумевает мотивационный компонент — осознание целевых и смысловых установок краеведческой работы в ДОО. Когнитивный компонент предусматривает наличие полных, обширных, достоверных краеведческих знаний (об истории своего края, о природе, о людях, культуре, быте, традициях, промыслах, достопримечательностях и т. п.), а также знание форм и методов организации и руководства краеведческой деятельности детей дошкольного возраста. Деятельностный компонент включает ряд профессионально-практических умений по проектированию предметно-пространственной среды краеведческой направленности и организации и руководству краеведческой работы с детьми.
Для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках диссертационного исследования, мы апробировали проект «Знай и люби свой край». Еще на этапе теоретического осмысления проблемы мы выявили, что неоспоримым достоинством метода проекта является то, что педагоги не только приобретают краеведческие знания и навыки, но и развивают умения, необходимые для самостоятельной работы: умение работать с источниками знаний, умение анализировать, делать собственные выводы, аргументировать, определять цели и задачи, создавать условия для краеведческой работы с детьми, определять ее этапы, проявлять инициативу и творчество. Данный метод предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога, заставляя его постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных шаблонов, а также требует ежедневного творческого, личностного роста. Также метод проекта позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт, создает условия для саморазвития личности, позволяя реализовывать творческий потенциал педагогов.
Типнашегокраеведческого проекта «Знай и люби свой край» –информационно-творческий. Продолжительностьпроекта — долгосрочный (в течение учебного года).Участниками проекта были педагоги и воспитанники дошкольного учреждения г. Феодосии.
Предполагаемым продуктом проекта было формирование краеведческой компетенции педагогов; преобразование предметно-пространственной среды.
Этапами проекта выступали:
- этап — организационно-подготовительный;
- этап — этап проектирования;
- этап — основной;
- этап — рефлексивно-оценочный.
Реализация основных этапов проекта «Знай и люби свой край» для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения представлена в таблице 1.
Таблица 1
Реализация проекта «Знай илюби свой край» для формирования краеведческой компетенции педагогов
Этапы |
Цель |
Компонент |
Формы иметоды |
1 этап – организационно-подготовительный |
Возбуждение интереса к краеведению, стремления организовать краеведческую работу с детьми |
мотивационный |
− консультирование педагогов; − педагогические часы; − постоянно-действующий семинар (ПДС); − целевые и виртуальные экскурсии; − мультимедиа |
2 этап — проектирование |
Создание условий для реализации краеведческого содержания |
деятельностный |
− консультирование; − смотр-конкурс уголков краеведения |
3этап — основной |
Усовершенствование краеведческих знаний, профессионально-организационных умений, активизация самостоятельной деятельности педагогов, развитие творчества |
мотивационный, когнитивный, деятельностный |
− симпозиум для педагогов (деловая игра); − дебаты «Я знаю лучше»; − КВН; − Брейн-ринг; − анализ планирования, непосредственно-образовательной деятельности с детьми (НОД) с краеведческим содержанием |
4 этап — рефлексивно-оценочный |
Подведение итогов, анализ результативности |
− педагогический совет |
Содержание работы на 1 этапе проекта было направлено на формирование мотивационного компонента краеведческой компетенции педагогов.
Целью этапа являлась подготовка проекта к апробации и мотивация педагогов к предстоящей деятельности. Формами работы с педагогами явились консультации, посвященные истории возникновения и развития краеведения в образовании, значению краеведческой деятельности для детей, задачам, решаемым посредством краеведческой работы и т. п. Кроме того, нами были подготовлены и проведены педагогические часы (1 раз в неделю), включающие вопросы организации и руководства краеведческой деятельности детей в разных возрастных группах.
В рамках обучения педагогов дошкольного учреждения был организован постоянно-действующий семинар, посвященный изучению теоретических, методических, краеведческих источников, проектированию предметно-пространственной среды, определению форм и методов использования краеведческого материала в непосредственной образовательной деятельности детей. С коллективом педагогов были организованы и проведены целевые и виртуальные экскурсии для ознакомления педагогов с городами Крыма, их достопримечательностями, а также с природой Крыма, людьми, населявшими и прославившими Крым. Это было целесообразно и для формирования когнитивного и деятельностного компонентов. Также нами были разработаны мультимедийные презентации «Мой Крым», «Феодосия — город-герой», «Достопримечательности нашего края», «Природа Крыма», «Крым многонациональный», а также презентации- рекомендации по организации краеведческих уголков в разных возрастных группах. Все это нацеливало педагогов на дальнейшую интересную, плодотворную краеведческую работу.
2 этап — проектирование был посвящен созданию условий для реализации краеведческого содержания, где педагоги самостоятельно проектировали краеведческую среду в своих группах. Педагогами были организованы краеведческие уголки, подобран их дидактический компонент (познавательные книги с краеведческим содержанием, атласы, тематические альбомы, открытки и фотографии с достопримечательностями Крыма, природными и культурными объектами и т. п.), стимулирующий компонент (созданы мини-музеи «Черное море и его обитатели», мини-музей миниатюр и т. п.).
На этом этапе был организован и проведен смотр-конкурс «Лучший краеведческий уголок группы». Целью конкурса являлось создание условий для организации краеведческой деятельности. Главными задачами были побудить педагогов-участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музеев, в которых представлены яркие страницы истории города и края, а также выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков краеведения.
Целью 3 этапа — основного было пополнение и усовершенствование краеведческих знаний и умений по организации краеведческой работы с детьми. Формами работы выступали игры с педагогами («КВН», «Брейн-ринг», «Поле чудес», викторины, посвященные теме «Мой Крым»). При подготовке к этим мероприятиям педагогам предлагалась научная, методическая, краеведческая литература. С целью расширения знаний педагогам предлагалось вести тетради по самообразованию, где они не только повышали свой теоретический уровень, но и оценивали уровень своей краеведческой компетенции.
Еще одной формой работы с педагогами выступили симпозиумы, так называемые обсуждения, в ходе которых педагоги выступали с сообщениями на краеведческую тематику, научно доказывали ее актуальность, после чего отвечали на вопросы аудитории. Кроме того, мы использовали дебаты «Я знаю лучше», где педагоги могли доказать достоверность исторических, географических и культурных фактов, связанных с Крымом, своим оппонентам.
На этом этапе педагоги смогли продемонстрировать свои умения формулировать краеведческие задачи, составлять перспективные планы, используя разнообразные формы и методы краеведческой работы в различных видах непосредственно-образовательной деятельности с краеведческим содержанием. Нами было отмечено, что педагоги, получив новые интересные краеведческие знания, старались сразу передать их детям, включить их в разнообразную детскую деятельность (прогулки, экскурсии, походы, викторины, выставки детских работ и многие другие), привлекали к организации предметно-пространственной среды. Кроме того, педагог включали в свою работу компьютерные средства обучения: игры с краеведческим содержанием на мультимедийной доске, разнообразные мультимедийные презентации на краеведческую тематику, что значительно повысило интерес самих детей к краеведению.
На 4 этом этапе — рефлексивно- оценочном, был проведен педагогический совет, целью которого было освещение итогов реализации проекта, создание методических рекомендаций для педагогов по использованию данного проекта для формирования краеведческой компетенции у педагогов. На нем была представлена презентация, где были освещены цели и задачи каждого из этапов, по каждому этапу проводилось обсуждение и демонстрация достигнутых результатов.
Подводя итоги, можно констатировать, что разработанный нами краеведческий проект, включающий в себя разнообразные формы и методы работы с педагогами, способствовал: возросшему интересу и стремлению педагогов организовывать и осуществлять краеведческую работу с детьми в своих возрастных группах; значительному пополнению краеведческих знаний и усовершенствованию ранее приобретенных, желанию добывать новые знания по истории, географии, природе родного края и реализовывать их с детьми; формированию умения планировать осуществлять различные формы и методы краеведческой работы с детьми в разных возрастных группах; проявлению инициативы и творчества педагогов
Что было подтверждено результатами формирующего эксперимента диссертационного исследования.
Литература:
1. Пирожков Г. П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста [Текст]: автореф. дис. докт. культурол.: 24.00.01 / Г. П. Пирожков. — Краснодар, 2006. – 18 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.firo.ru/.
3. Шемшурина С. А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шемшурина Светлана Анатольевна. – Шадринск. 2011. – 7 с.