Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савандеева, Л. Н. Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса / Л. Н. Савандеева, Н. Ю. Селезнёва, Е. М. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45445/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основной составляющей развития и формирования личности является нравственное воспитание. Оно подразумевает формирование нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств. Это является основой и стимулом проявления нравственной воли. В организации детей на преодоление жизненных противоречий, проблем, конфликтов заключается педагогический процесс нравственного воспитания.

Ключевые слова: нравы, нравственные нормы, нравственное воспитание, нравственные чувства, нравственное мышление, нравственная воля, нравственное поведение

Качественное образование — это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека — значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, богом, природой, культурой, цивилизацией. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, владеющих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и славились в педагогике с давних времен.

Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет И. Ф. Харламов [1]. Нравственность образуется от слова «нравы». По латыни нравы звучат как «морас» — мораль.

Нравы — эго те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [1]. Нравы — не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы — это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах [2].

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Глубочайшие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, принуждают нас размышлять о будущем.

России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, злости.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга [3]. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате чего формируется «детское общество» [2]. Это создаст определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка — это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простым, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложными, когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у них было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и недолжном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.

Нравственные чувства- это переживания человека к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного разумного и чувственного [3].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — переживание — осмысление ситуации и мотивов — выбор и принятие решения — стимул — поступок [4].

Нравственное воспитание — не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно — активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно — процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредоточиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

Литература:

  1. Харламов И. Ф. «Теория нравственного воспитания» – Минск, 1972.
  2. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.
  3. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1985.
  4. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.
  5. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, нравственная воля, норма, нравственное поведение, нравственное сознание, подрастающее поколение, чувство, нравственное мышление, педагогический процесс, устойчивое нравственное поведение.


Ключевые слова

нравственное воспитание, нравственные нормы, нравы, нравственные чувства, нравственное мышление, нравственная воля, нравственное поведение

Похожие статьи

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией в процессе физического воспитания в школе

Деятельность человека как отношение к реальной действительности — это сложный социальный, психофизиологический процесс, в котором мотив к занятию спортом — формирующее и направляющее начало спортивной активности. Повышение спортивного мастерства форм...

Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству

Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника ...

Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах

В статье дается оценка физических занятий способствующих развитию выдержки, решительности, смелости. Занятие спортом формирует толерантность сознания и поведения, взаимное уважение, культуру межличностного и межэтнического общения. Решение такого шир...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Похожие статьи

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией в процессе физического воспитания в школе

Деятельность человека как отношение к реальной действительности — это сложный социальный, психофизиологический процесс, в котором мотив к занятию спортом — формирующее и направляющее начало спортивной активности. Повышение спортивного мастерства форм...

Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству

Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника ...

Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах

В статье дается оценка физических занятий способствующих развитию выдержки, решительности, смелости. Занятие спортом формирует толерантность сознания и поведения, взаимное уважение, культуру межличностного и межэтнического общения. Решение такого шир...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Задать вопрос