Основной составляющей развития и формирования личности является нравственное воспитание. Оно подразумевает формирование нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств. Это является основой и стимулом проявления нравственной воли. В организации детей на преодоление жизненных противоречий, проблем, конфликтов заключается педагогический процесс нравственного воспитания.
Ключевые слова: нравы, нравственные нормы, нравственное воспитание, нравственные чувства, нравственное мышление, нравственная воля, нравственное поведение
Качественное образование — это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека — значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, богом, природой, культурой, цивилизацией. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, владеющих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и славились в педагогике с давних времен.
Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет И. Ф. Харламов [1]. Нравственность образуется от слова «нравы». По латыни нравы звучат как «морас» — мораль.
Нравы — эго те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [1]. Нравы — не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.
Нравственные нормы — это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах [2].
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Глубочайшие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, принуждают нас размышлять о будущем.
России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, злости.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга [3]. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате чего формируется «детское общество» [2]. Это создаст определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.
Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка — это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простым, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложными, когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у них было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и недолжном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.
Нравственные чувства- это переживания человека к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного разумного и чувственного [3].
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — переживание — осмысление ситуации и мотивов — выбор и принятие решения — стимул — поступок [4].
Нравственное воспитание — не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно — активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно — процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредоточиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.
Литература:
- Харламов И. Ф. «Теория нравственного воспитания» – Минск, 1972.
- Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.
- Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1985.
- Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.
- Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.