Одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения является приобщение детей к здоровому образу жизни.Здоровье детей сейчас подвержено не меньшим рискам, чем здоровье взрослых людей. В мире глобальных загрязнений молодые организмы окружают агрессивные факторы внешней среды. Вот почему так важно проводить комплексные меры по укреплению иммунной системы детей. Необходимы предварительные меры, направленные на закаливание и развитие внутренних систем. Если этого не делать, то риск подхватить опасное заболевание для здоровья ребенка существенно повысится.
Здоровьесберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей. Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах В.А. Ананьевой, А.И. Баркан, Л.А. Венгер, А.М. Доронина, Т.Н. Дороновой, Н.А. Дьяченко и других.
Как показывают данные социологических исследований ученых традиционные методы закаливания (узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа.
Для этого в ДОУ разработана система сохранения и улучшения здоровья детей, основные задачи, которой:
организация эффективной медицинской помощи в ДОУ;
обеспечение дошкольников здоровым питанием;
развитие физической культуры и спорта;
формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни детей;
профилактика детского травматизма;
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с широким использованием средств массовой информации в целях снижения распространения негативных стереотипов среди семей воспитанников (табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ) и профилактики заболеваний, иммунопрофилактика.
Все воспитатели детского сада знают комплексы физминуток, динамических пауз, комплексы пальчиковых гимнастик, владеют методикой проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных занятий. Умело руководят формированием у детей культурно-гигиенических навыков. Непосредственно образовательная деятельность во всех группах проводится в соответствие с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Во время проведения занятий воспитатели групп вовремя замечают признаки утомления детей, умеют переключить их внимание, проводят физминутки, соответствующие возрасту детей.
Во всех группах проводятся щадящие формы закаливания: хождение босиком по дорожкам здоровья, по массажным коврикам, используются воздушные ванны до и после сна.
Известно, что состояние здоровья ребенка во многом зависит от образа жизни родителей. Для решения проблемы оздоровления детей – установлены доверительно-деловые контакты с родителями наших воспитанников. Эта работа проводилась в несколько этапов:
1. Было проведено анкетирование родителей, через которое педагоги ДОУ выявили проблемы по отношению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни;
2. Семьям воспитанников была дана информация об основах воспитания здорового ребёнка, практические советы и рекомендации и велась работа по продолжению формирования установки на сотрудничество;
3. Родители и педагоги ДОУ объединили совместные усилия, направленные на физическое развитие детей. Семьи воспитанников оказывают помощь в подготовке спортивных мероприятий, принимают участие как в самих соревнованиях, так и в их судействе. Причём родителям даются не только педагогические знания, но и осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей.
Выступления детей и взрослых на физкультурных праздниках: композиции из музыкально-ритмических движений и элементы художественной гимнастики, танцы со спортивными атрибутами – готовятся в повседневной работе, с детьми непосредственно на физкультурных занятиях, с родителями индивидуально.
Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.
Осень:
совместный спортивный осенний праздник;
совместный пешеходный поход в осенний парк;
Зима:
новогодний спортивный праздник;
"Проводы русской зимы" (спортивный праздник)
Весна:
"Здравствуй, масленица!" (весенний спортивный праздник, построенный на народных играх, забавах);
"А ну-ка, мамочки";
"Наши папы – лучше всех!" (совместный с родителями и детьми праздник, включающий в себя конкурсы, эстафеты);
"Всё наоборот" – первоапрельский весёлый спортивный праздник;
"Весенний пешеходный поход в парк".
Лето:
"День защиты детей";
"День здоровья";
"День скакалки";
"День физкультурника";
"День футбола";
«В здоровом теле – здоровый дух».
Важное место в вопросах здоровьесбережения занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Педагогами детского сада соблюдается целенаправленный системный подход в расширении информационной культуры родителей.
Литература:
- Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка" М, 1993 г.
- Манахеева М.Д. "Воспитание здорового ребенка", "Аркти", М., 2000 г.
- Сивачева Л.Н. "Физкультура – это радость" Санкт-Петербург "Детство-Пресс" 2002 г.
- Щербак А. К гармонии через движение! // "Дошкольное воспитание 2. – 1998. – №№ 6, 8.