На дворе лето! Лето в нашем краю жаркое, долгое, располагающее к длительным прогулкам как по улицам города, так и за городом, выезд с родителями на природу, катание во дворах на велосипедах и самокатах. А значит, что все мы и взрослые и наши дети становимся активными участниками дорожно-транспортных отношений, в которых самым важным и нужным является обеспечение собственной безопасности. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Они очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей.
Особая значимость работы в данном направлении была отмечена и на самом верхнем уровне власти. Так 29 марта 2013 года премьер- министр РФ Медведев Д.А. провёл встречу с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения. Его слова: «Поддерживаю, естественно, темы, связанные с ранней профилактикой, пропагандой правил дорожного движения, равно как и с тем, что нужно разобраться с социальной рекламой по этой теме» очень перекликаются со словами Натальи Агре, президента автономной некоммерческой организации «Движение без опасности», обращенными к власти: «Три пункта поддержите, пожалуйста: ремни безопасности и социальные кампании, которые позволяют формировать новых, других участников дорожного движения, второе – детское образование, третье – реформа автошкол».
Думаем, все с нами согласятся, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим соблюдать их на улицах и дорогах, тем меньше будет неприятностей на проезжей части.
Детство – это та важная пора, когда в человеке закладываются основные навыки, знания и умения, которые потом он использует по жизни.
Именно поэтому, актуальность выбора данной темы для работы с детьми младшего возраста в детском саду обусловлена тем, что, во-первых, обеспечение безопасности наших детей на дороге становится все более важной задачей в условиях большого города, во-вторых, знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека, в-третьих, детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, и именно педагоги в тандеме с родителями могут и должны стать для ребенка первыми проводниками в лабиринте дорожно-транспортных отношений.
Так какой же из многообразия методов и приемов будет наиболее действенный в работе по этому направлению? Сомнений нет – метод обучения через поисково-познавательную деятельность, в результате которой ее результат – приобретенный дошкольником опыт – становится бесценным достоянием ребенка. Совершенно очевидно, что такой метод обучения сегодня широко распространен и эффективен. Это объясняется его интегративностью, соответствием духу развивающего обучения, активностью детей в поисковой деятельности, активным привлечением родителей в работу по теме. Поисковая деятельность – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.Поисковая деятельность не только развивает творческое мышление детей, но и является хорошей формой проверки знаний. Она является универсальным средством, способствующим формированию развитой личности, отвечает интересам детей дошкольного возраста. Именно эта деятельность пробуждает любознательность, желание знать больше. В ходе поисковой деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы.
Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.
Чем же характеризуется поисковая деятельность в детском саду? Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций, возникающих в деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Известно, что дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.
Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что
активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Работу по ознакомлению с правилами ПДД в рамках поисково-познавательной деятельности целесообразно начинать с выявления знаний детей и родителей через беседу с первыми и анкетирование со вторыми. Тут, как правило, и обозначается проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора, недостаточная сформированность словарного запаса по данной теме у детей и отсутствие должного внимания к этой теме со стороны родителей.
Обозначив данную проблему, необходимо в первую очередь сформулировать цель и задачи проекта.
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи:
- Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить с правилами дорожного движения.
- Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
- Формировать первичные представления о безопасном поведениии на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого
- Знакомить с работой водителя.
Работа над поставленными задачами может воплотиться в рамках поисково-познавательной деятельности в виде проектной деятельности, являющейся по типу – познавательно-игровой, по виду среднесрочной (неделя, месяц), участниками которой являются дети, родители и педагоги детского сада, и включающей в себя различные виды деятельности, методы и приемы, а именно:
1. Рассматривание наглядности по теме «Правила дорожного движения», «Мой друг-светофор», «Правила поведения на дороге и на улице»,
2. Беседа с детьми «Изучай и уважай правила движения»
3. Непосредственно-образовательная деятельность по ПДД «Дети на улицах города»
4. Непосредственно-образовательная деятельность по конструированию «Автобус нашего города», аппликации «Наш друг – светофор»;
5. Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «ПДД»
6. Дидактические игры: «Внимание! Дорожные знаки», «Собери машину из частей», «Светофор», «Назови транспорт», «Собери машину»
7. Подвижные игры: «По автомобильной дорожке», «Воробушки и автомобиль», «Тише едешь – дальше будешь», «Цветные автомобили»,«Едет, едет поезд».
8. Пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз.
9.Сюжетно–ролевые игры «Путешествие на автобусе», «Водители и пешеходы», «Шофёры»
10. Раскраски по ПДД;
11. Просмотр презентации «Наш друг светофор», «Красный, желтый, зеленый», «О чем говорят знаки».
Для того, чтобы вызвать интерес к этой теме у родителей, помочь им научиться правильно рассказывать об этом детям, в работу с родителями воспитанников целесообразно включатьтакие мероприятия, как:
- Консультации: «Дети на дорогах», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге»;
- Папки – передвижки: «Обучение детей ПДД», «Формирование у детей навыков поведения на улице»;
- Памятки для родителей «Если ты пешеход»;
- Буклет для родителей «Учим ребенка соблюдать правила дорожного движения»;
- Участие родителей в изготовлении атрибутов для сюжетной игры «Шоферы», «Водители и пешеходы»;
- Участие в выставке поделок, посвященной теме «Должен знать каждый правила важные»
В возрасте 3–4 лет взрослый становится для ребенка носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Именно поэтому в работе с младшими дошкольниками актуально использовать различные игровые ситуации. Так, например, к детям приходит игрушечный персонаж с перевязанной лапкой. Дети с педагогом, выяснив, что с ним случилось, помогают ему освоить Азбуку дорожного движения, попутно превращаясь то в пешеходов, то в шоферов, то в пассажиров и даже в автомобили.
Подборка же подвижных игр по ознакомлению с правилами дорожного движения дает возможность закрепить с детьми полученные знания, развивать самостоятельность и творчество в подвижных играх. Вот несколько из них:
«По длинной извилистой дорожке»
Цель: учить ходить по шнуру, нарисованной мелом линии спокойно, не спеша, не боясь.
Ход игры: воспитатель раскладывает по полу зигзагообразный шнур длиной – 5-6 м (либо рисует на асфальте на улице) – это дорожка, по которой нужно пройти до конца.
В конце дорожки поставить какой-нибудь интересную игрушку и предложить детям выполнить задание: позвенеть колокольчиком, погладить зайку, покормить лошадку.
«Воробушки и автомобиль»
Ребенку, изображающему автомобиль, дают руль. Остальные дети, играющие роль воробушек, надевают шапочки с изображением воробьев. «Воробушки» весело чирикают, прыгают. По сигналу «Автомобиль!» они убегают. Автомобиль едет и гудит: «Би – Би».
«Цветные автомобили»
По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках – это рули.
Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.
А организация таких сюжетно-ролевых игр, как «Путешествие на автобусе», «Шоферы». «Поезд», «Путешествие к бабушке в деревню» направлена на более полное и глубокое закрепление у детей знаний, полученных через беседы, наблюдения, просмотр презентаций, видео и фотоматериалов. Одна из самых любимых игр у детей этой возрастной группы – «Путешествие на автобусе».
Как говорил А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе…». Эти слова являются ценными и актуальными на протяжении всего дошкольного возраста ребенка.
Учитывая речевые трудности младших дошкольников, особое внимание следует уделять слуховому восприятию художественных произведений по данной теме. Через воспитание умения слушать новые рассказы, стихи, загадки педагог учит малышей следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. В последующей беседе необходимо объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Подбор словесного материала характеризуется его возрастной доступностью, привлекательностью для повторения и заучивания отдельных легко запоминающихся фраз и строк. Рекомендуется педагогам подобрать и систематизировать художественный материал в форме «педагогической копилки», оформив либо в виде каталога, либо в виде сборника материалов.
Светофор Р.Фархади.
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый- проходи!
Желтый – лучше подожди!
Если свет зажжется красный -
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
Узучай и уважай правила движенья.
Зебра О.Коба
Зебра в Африке живет,
Полосата очень.
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.
А на улице у нас,
Здесь у перекрестка,
Точно зебра в самый раз -
Переход в полоску.
Свет зеленый лучик шлет,
Он тебе как мама.
Взяв за ручку, проведет
По полоскам прямо.
Пешеход
Отгадайте, кто идет?
Ну конечно, пешеход!
Пешеходом станет каждый,
Кто пешком пойдет в поход.
Пешеходная дорожка
От машин его спасет,
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход!
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути!
Ну а знаки мне расскажут,
Где дорогу перейти.
Загадки
1.Эту ленту не возьмешь и в косичку не вплетешь.
На земле она лежи, транспорт вдоль по ней бежит.(Дорога)
2.Никогда я не сплю, на дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять, когда движенье начинать. (Светофор)
3.Тут машина не пойдет. Главный здесь – пешеход.
Чтоб друг другу не мешать, нужно справа путь держать.(Тротуар)...
4.В автобусе и электричке. (Пассажиры)
5.За рулем я сижу, на дорогу гляжу. (Водитель)
6. Человек по мне шагает. Меня зеброй называет. (Пешеходный переход)
7. Под ногами у Сережки полосатая дорожка.
Смело он по ней идет, а за ним и весь народ. (Зебра)
8. На обочинах стоят, молча с нами говорят.
Всем готовы помогать. Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
9. Две дороги долго шли, и друг к дружке подошли.
Ссориться не стали, пересеклись и дальше побежали.
Что это за место, Всем нам интересно. (Перекресток)
10. Наш автобус ехал-ехал, и к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает, молча транспорт ожидает. (Остановка)
11. Это что за магазин? Продается в нем бензин. Вот машина подъезжает, Полный бак им заливает. Завелась и побежала. Чтоб другая подъезжала. (Заправочная станция)
Незаменимыми оказываются в данной работе физкультурные минутки, которые помогают развивать двигательную память ребенка, учить соотносить движения в соответствии с текстом, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий.
«По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке (Дети идут шагом)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах)
По камешкам, по камешкам...
В яму — бух! (приседают на корточки).
«Дети едут на машине»
Дети едут на машине, (Ходьба в парах, держась за плечи впереди стоящего.)
Смотрят на дорогу —
Слева — постовой стоит, (Повороты туловища влево-вправо.)
Справа — светофор горит.
«В дороге»
Едем, едем мы домой
На машине легковой. (движения, имитирующие поворот руля)
Въехали на горку: хлоп! (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп! (руки через стороны вниз, присесть)
Нельзя не заметить, что в настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания в рамках ФГОС. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Дошкольники в большей степени, чем дети старшего возраста, нуждаются в том, чтобы непосредственно образовательная деятельность была интересной и увлекательной, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. В использовании мультимедийных презентаций для обучения детей основной положительный момент – ребенок может самостоятельно без помощи взрослого решать обучающие задачи, тренировать память, внимание, мышление. Именно здесь востребованы возможности интерактивной технологии MIMIO. Так, психологи-исследователи Венгер Л. А., Горвиц Ю. М., Марцинковская Т. Д., Новоселова С. Л. в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывают и доказывают необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенкаО возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б. И. и других исследователей. В свете вышесказанного, большое образовательное и познавательное значение имеет разработанная и созданная педагогами детского сада совместно с родителями интерактивная игра для MIMIО оборудования по ознакомлению с правилами дорожного движения «Путешествуй по городу безопасно». Родители воспитанников принесли свои семейные фотографии, фотографии близлежащих к дому и детскому саду улиц, других объектов инфраструктуры и помогли педагогам в создании презентации. Ребята видят на экране реальные улицы и объекты города, могут передвигать изображения реальных персонажей (себя, своих родителей), транспорта, пешеходов, сигналы светофора. Это моделирование дорожно-транспортных отношений непосредственно в знакомом месте позволяет воспитанникам максимально полно прочувствовать алгоритм своего поведения на дороге, закрепить полученные знания в виртуальной «практике». Данная разработка была презентована на родительском собрании и вызвала большой интерес среди родителей, педагогов детского сада и конечно же наших воспитанников.
Таким образом, вся творческая работа воспитывающих взрослых по теме ознакомления с правилами дорожного движения помогает ребёнку твёрдо усвоить, что он, как участник дорожного движения, обязан выполнять установленные правила. И именно такой метод ознакомления, как поисково-познавательная деятельность является наиболее действенным, творческим, активным и развивающим.
Литература:
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, Волгоград, 2005
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Воспитываем вместе с семьей. Волгоград, 2006
- Зацепина М.Б., Комарова Т.С., Интерграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, Мозаика-синтез, 2015
- Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, Мозаика-синтез, 2017
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников, Мозаика-синтез, 2016
- Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. – 2007.-№6
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11