Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный мир Андерсена» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смирнова, А. В. Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный мир Андерсена» / А. В. Смирнова, В. В. Шевцова, Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45485/ (дата обращения: 16.11.2024).



Детская книга является так же памятником культуры

и времени, как и любое произведение искусства.

В. Пивоваров

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Важной особенностью мини-музеев является непосредственное участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Коллектив нашего детского сада активно использует в своей работе технологию по созданию мини-музеев. Хочется поделиться с коллегами опытом, который мы приобрели в процессе работы над проектом «Сказочный мир Андерсена».

2015 год в России был объявлен годом художественной литературы. Это событие совпало с юбилеем датского сказочника Х. К. Андерсена. 2 апреля ему исполнилось 210 лет. Мы уверены, что в каждой российской семье есть произведения великого писателя и они не просто пылятся на книжных полках, а их с удовольствием читают своим детям. Перечитывая творения Андерсена, каждый открывает для себя снова волшебный мир сказок, наполненных любовью и добром.

Как увлекательно перенестись в атмосферу старой Дании. Воображение каждого читателя рисует образы персонажей по-своему. Благодаря этому сказки становятся еще более захватывающими. Немудрено, что все произведения писателя становятся детям родными и любимыми.

Учитывая интересы детей, библиотека филиал № 14 г. Волжского организовала выставку, посвященную жизни и творчеству Х. К. Андерсена и пригласила наших воспитанников ее посетить. Нас радушно встретили работники библиотеки, рассказали детям о жизни и творчестве великого сказочника, провели занимательную игру — викторину, продемонстрировали множество книг, в том числе и старых изданий. C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.618\фото 1-min.JPGДанное мероприятие не прошло бесследно и вспыхнуло интересом в детских сердцах. Чтобы поддержать и стимулировать детскую заинтересованность мы решили создать проект по организации и дальнейшему использованию мини-музея в детском саду «Сказочный мир Андерсена». Целью нашего проекта стало создание такой предметно-развивающей среды, которая бы полностью удовлетворяла познавательный интерес детей, относящийся ктворчествуХ.К.Андерсена.

Чтобы музей могли посетить все желающие в удобное для них время, решено было создать его в отдельном кабинете. Началась кропотливая работа. Была придумана и оформлена визитка, дизайн, зонирование и наполнение экспозиций.

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.455\фото 4-min.JPGВоспитатели старших и подготовительных групп провели ряд мероприятий по ознакомлению с жизнью и творчеством Х. К. Андерсена:

— Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям Андерсена и беседы по их содержанию;

— Рассказы воспитателей о жизни писателя;

— Чтение сказок, беседы с использованием ИКТ по их содержанию;

— Продуктивная деятельность детей (лепка — сюжетная композиция по сказке «Дикие лебеди», ручной труд — изготовление рамок к картинам, коллективное творчество — коллаж, макет к сказке «Дюймовочка», панно «Снежная королева» в технике квиллинг, рисование сюжетов сказок).

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.600\фото 5-min.JPG- Инсценировка детьми подготовительных групп сказок «Дюймовочка», «Снежная королева»;

— Вечера литературных викторин, посвященных сказкам Андерсена;

— Разучивание стихотворений, физминуток о героях сказок Андерсена;

— Отгадывание загадок по данной тематике;

— Чтение и анализ пословиц и поговорок, раскрывающих моральный смысл сказок;

— Развитие речи: составление описательного рассказа «Сказочный герой», пересказ сказок по мнемотаблицам, дидактические игры «Дай свое название сказке», «Придумай окончание сказки», «А что было бы, если бы…», «Угадай героя», «Какая сказка таит в себе эту историю», «Кто больше назовет…».

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.836\фото 7-min.JPG- Создание детьми совместно с воспитателями музейных дневников.

Охотно включились в работу по созданию мини-музея родители наших воспитанников, они внесли большой вклад по сбору экспонатов. Из семейных библиотек были предоставлены издания книг Х. К. Андерсена различающиеся по размеру, дизайну, году выпуска. Они стали соавторами дизайна музея, изготовив замечательные портьеры с изображением замка снежной королевы и пошив костюмы для инсценировок сказок. Благодаря портретному сходству, некоторые экскурсии проводил дедушка одного из воспитанников в роли самого великого сказочника. Среди родителей воспитанников оказались и работники городских библиотек, которые предоставили детские журналы с публикациями об Андерсене, книги и некоторые экспонаты.

Параллельно со всей этой работой мы создавали концепцию музея. Музей был разделен на экспозиции: «полюбуйся», «почитай-ка», «мои любимые книжки», «мастерилка», «поиграй — ка», «бал — маскарад», «узнавай», «порисуй — ка», «наш любимый сказочник и его родина». Каждая экспозиция была наполнена в соответствии с названием.

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.758\фото 8-min.JPGЭкспозиция «Полюбуйся» содержит такие экспонаты как:

 Портрет Х. К. Андерсена, цилиндр и его орудие труда — перо с чернильницей;

 Коллаж «Наши любимые сказки Андерсена»;

 Макеты к сказкам «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине»;

 Открытки с сюжетами любимых сказок;

 Альбом с иллюстрациями к сказкам.

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.871\фото 9-min.JPGЭкспозиция «Почитай-ка»:

 Большое собрание книг разных изданий и форматов;

 Детские журналы со статьями о писателе и публикациями сказок.

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.277\фото 10-min.JPGЭкспозиция «Мои любимые книжки», принесенные из дома воспитанниками и их родителями издания разных лет.

Экспозиция «Мастерилка»:

 Коллективная аппликация по сказке «Дюймовочка»;

 Поделки из бросового материала «Снежная королева», «Дюймовочка»;

 Лепка «Дикие лебеди»

 Макет к сказке «Русалочка»

 Иллюстрации к сказкам, в самодельных рамках;

 Настольный театр «Русалочка»;

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.112\фото 11-min.JPGПанно «Снежная королева»

Экспозиция «Бал— маскарад»:

Декорация в виде портьер с изображением замка снежной королевы;

Театральная ширма

Детские костюмы и головные уборы для театральных постановок

Мнемотаблицы по содержанию сказок.

Экспозиция «Поиграй— ка»:

Теневой театр «Дюймовочка»;

Куклы героев сказок для режиссерских игр;

Настольная игра «Помоги Дюймовочке».

Экспозиция «Узнавай» предназначена педагогам:

Конспекты ООД, кроссворды, викторины;

Журналы с публикациями познавательных мероприятий;

Сценарии праздников и инсценировок по сказкам Андерсена;

Электронный носитель, диски, лента диафильмов с мультипликационными фильмами;

Альбом с биографией писателя;

Музейные дневники групп, посетивших музей.

Экспозиция «Наш любимый сказочник иего Родина» представлена выставкой фотографий писателя и его Родины. C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.613\фото 12-min.JPGЗаключительная секция нашего мини — музея «Порисуй— ка». Она помогает выразить свои эмоции и впечатления на листе бумаги,наполнена раскрасками с сюжетами сказок и принадлежностями для изобразительной деятельности.

Совместными усилиями мы создали замечательный мини-музей «Сказочный мир Андерсена». Следующим этапом проекта стала его реализация.Зарегистрировали экспонаты в каталоге. Составили перспективно-тематический план работы музея. Оформили совместно с детьми подготовительной группы афишу и пригласительные. Определили содержание экскурсии и составили ее план. Подготовили экскурсоводов: одним из них был ребенок подготовительной группы, сказочные персонажи Оле-Лукойе, Волшебная фея в исполнении педагогов и Х. К. Андерсен — дедушка воспитанника. После экскурсии мы общались с посетителями и просматривали детские музейные дневники с целью обобщения полученной информации.

Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Результатом реализации проекта стало участие нашего детского сада в городском конкурсе мини — музеев.

Литература:

  1. Тельчаров А. Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л, 2005.– 184 с.
  2. Пантелеева Л. В. Музей и дети. — М: Дом “Карапуз”, 2000. — 253 с.
  3. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38–42.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, сказка, экспозиция, Сказочный мир, детская, изображение замка, любимый сказочник, музей, подготовительная группа, снежная королева.


Похожие статьи

Проект «Создание самодельных персонажей русских народных сказок и мультфильма по детской авторской сказке «Сказка о волшебной пещере»

Детский познавательно-исследовательский проект «Новая книга для петуха»

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну фруктов»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Каю»

Экологический проект «Морковкина свадьба»

Проект посвящен проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста в МДОУ д/с № 8.

Сценарий театрализованного представления по сказке «Заюшкина избушка» для детей средней группы

Конспект занятия-экскурсии «Как защищали Русь воины-богатыри» в мини-музее народного быта «Горенка»

Конспект занятия-экскурсии «Как стирали и гладили на Руси» в мини-музее народного быта «Горенка»

Опыт создания AR-приложения «Тобольский Кремль»

Сценарий квест-игры летнего досуга для детей дошкольного возраста «День веселого художника»

Похожие статьи

Проект «Создание самодельных персонажей русских народных сказок и мультфильма по детской авторской сказке «Сказка о волшебной пещере»

Детский познавательно-исследовательский проект «Новая книга для петуха»

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну фруктов»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Каю»

Экологический проект «Морковкина свадьба»

Проект посвящен проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста в МДОУ д/с № 8.

Сценарий театрализованного представления по сказке «Заюшкина избушка» для детей средней группы

Конспект занятия-экскурсии «Как защищали Русь воины-богатыри» в мини-музее народного быта «Горенка»

Конспект занятия-экскурсии «Как стирали и гладили на Руси» в мини-музее народного быта «Горенка»

Опыт создания AR-приложения «Тобольский Кремль»

Сценарий квест-игры летнего досуга для детей дошкольного возраста «День веселого художника»

Задать вопрос