Возможно ли легко и безболезненно адаптировать ребенка к ДОУ? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Заиченко, М. А. Возможно ли легко и безболезненно адаптировать ребенка к ДОУ? / М. А. Заиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45489/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается проблема адаптации ребенка к детскому саду.

У многих родителей возникает вопрос: В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение, чтобы период адаптации для него прошел как можно спокойнее? Давайте попробуем разобраться.

Цель нашей статьи — рассмотреть закономерности адаптации ребенка в детском саду, которые наиболее значимы в просветительской подготовке родителей.

Адаптация — процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям [1, с.3].

Проблема адаптации детей рассматривалась в работах В. Н. Белкиной, Н. В. Елкиной, Н. Н. Васильевой и др.. Авторы отмечают, что в 2–3 года ребенок не нуждается в общении со сверстниками, так как потребность общения еще не сформирована. Взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания.

Поступление ребенка в детский сад — сложный период не только для малыша, но и для его родителей. Этот период сопровождается изменениями в окружающей среде, такими как, новая обстановка, незнакомые люди, режим дня. Все это приводит ребенка к необходимости приспосабливаться к новым условиям жизни.

Адаптация бывает разной по степени тяжести:

1. Легкая степень адаптации: временное нарушение сна, аппетита, проявление неадекватных эмоциональных реакций (капризы, агрессия, замкнутость), а так же изменения в речевой, ориентировочной и игровой деятельности (нарушения приходят в норму в течении 20–30 дней); характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает.

2. Средняя степень адаптации: все нарушения выражены более ярко и длительнее по времени: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20–40 дней, ориентировочная деятельность (в течении 20 дней), речевая активность (спустя 30–40 дней), эмоциональное состояние (около 30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30–35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (такие как, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая степень адаптации: длится от 2 до 6 месяцев, сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая степень адаптации: длится от 6 месяцев и более. Во время такой степени адаптации возникает вопрос, — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок [1, с. 4 -5].

Как показывает практика, что прежде чем отдать ребенка в детский сад его необходимо к этому подготовить, так как подготовленные дети меньше болеют инфекционными заболеваниями и быстрее привыкают к дошкольному учреждению. А воспитатель, в свою очередь, учитывая индивидуальные особенности ребенка, постарается найти к нему подход.

Опираясь на свой опыт работы, убедилась, что родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних, что детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям [2, с.58–60].

Согласно анализу успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, взрослым необходимо формировать у малыша положительную установку на детский сад и позитивное отношение к участникам воспитательно — образовательного процесса. Так же замечено, что на процесс адаптации ребенка влияет достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [3, с.35–38].

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный этап.

Его следует начинать за 1–2 месяца до прихода ребенка в детский сад. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап — в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

2. Основной этап.

Главная задача данного этапа — создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

3. Заключительный этап.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2–3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь — сон [5, с.4–16].

В заключении хочется дать несколько советов родителям, чтобы период адаптации вашего малыша прошел легко и безболезненно:

1. Проведите первое знакомство ребенка с детским садом: можно прийти на экскурсию по ДОУ; посетить детский праздник или занятие;

2. Желательно познакомить ребенка с группой, в которую он будет ходить, и с сотрудниками работающими там.

3. Ни в коем случае в адаптационный период нельзя разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т. п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в ДОУ воспитателя необходимо предупреждать о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.

4. Необходимо придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детском саду.

5. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.

6. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.

7. Адаптацию лучше начинать в летний оздоровительный период, когда дети большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

8. Первые несколько дней возможно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх.

9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

10. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними. [4, с.104–106]

Адаптационный период можно считать законченным, если: ребенок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; играет; эмоционально общается с окружающими.

Литература:

  1. Белкина А. В., Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие [Текст] / Белкина А. В. // ТЦ Учитель. — 2006. — С. 3
  2. Алексеева, Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду: дошкольная педагогика [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 2 — С.58–60
  3. Васильева, Н. К вопросу о психологической адаптации детей дошкольного возраста / Н. Васильева // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С. 35–38
  4. Кирилова, Т. Одиннадцать советов для родителей, чьи дети посещают детский сад / Т. Кирилова // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 4. — С. 104–106
  5. Вершинина, Л. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению /Л. Вершинина // Детский сад от А до Я. — 2009. — № 2. С. 4–16
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, адаптационный период, адаптация, двигательная активность, день, дошкольное учреждение, период адаптации, родитель, психическое развитие.


Похожие статьи

Зачем ребенку пение?

В статье рассматривается проблема значения и влияния пения на детский организм. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педа...

Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников

В настоящей статье рассмотрена геймификация образовательного процесса, приведены методы по геймификации учебных занятий, проанализированы ее достоинства и недостатки в долгосрочной перспективе.

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретен...

Мы живём в России. Патриотическое воспитание дошкольников

Статья посвящена организации работы по патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале рассматривается организация образовательной деятельности в данном направлении с детьми от 4-х до 8-ми лет.

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Метеоплощадка в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию метеоплощадки на территории МДОУ д/с № 98. Данный опыт будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях. Создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, поможет ...

Похожие статьи

Зачем ребенку пение?

В статье рассматривается проблема значения и влияния пения на детский организм. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педа...

Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников

В настоящей статье рассмотрена геймификация образовательного процесса, приведены методы по геймификации учебных занятий, проанализированы ее достоинства и недостатки в долгосрочной перспективе.

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретен...

Мы живём в России. Патриотическое воспитание дошкольников

Статья посвящена организации работы по патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале рассматривается организация образовательной деятельности в данном направлении с детьми от 4-х до 8-ми лет.

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Метеоплощадка в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию метеоплощадки на территории МДОУ д/с № 98. Данный опыт будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях. Создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, поможет ...

Задать вопрос