Здесь, в природе, вечный источник
детского разума
В. А. Сухомлинский
В статье говорится об актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников; а также о том, как важно и необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность — создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
МИР, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у ребёнка представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды [10, с.44].
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой.
В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчёркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г.
В 2000 г. разработан проект «Стратегии экологического образования в Российской Федерации», в которой дошкольникам посвящён отдельный раздел [8, с.28].
Для работы по экологическому направлению в детском саду могут быть использованы следующие программы:
Рыжова Н. А.: «Наш дом — природа»,
Николаева С. Н.: «Юный эколог»,
Воронкевич О. А.: «Добро пожаловать в экологию»,
Кондратьева Е. Е.: «Мы»,
Вересов А.: «Мы земляне»,
Попова Т. И.: «Мир вокруг нас»,
Кочемасова Е. Е.: «Здравствуй, мир!».
Основная часть. Учитывая экологическую ситуацию в Волгоградской области, с её промышленностью и химическим производством, надо понимать, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста — важная, необходимая область воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Разработанный педагогами проект «Цветочные фантазии» в рамках городской акции «Волжский — город — сад, в нем — цветущий детский сад — 2017» способствует решению проблемы экологического образования и позитивного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать — зачем и какой цветок сорвал, далеко не все.
Экологический проект в старшей группе детского сада «Цветочные фантазии» помогает детям не только познакомиться с разновидностями садовых цветов, но и учит правильно ухаживать и заботиться о них.
Цель проекта:Создатьусловия для развития интереса к объектам природы, сформировав комплекс практических и научных знаний о мире животных и растений, ответственное отношение к уникальному миру природы.
Задачи: 1. Воспитывать положительное эмоционально-целостное
отношение к природе, результатам своего труда.
2. Формировать бережное отношение к цветам, умение видеть и
чувствовать их красоту, желание охранять и беречь природу;
3. Создать альбом «Цветы моего участка».
Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей. Деятельность родителей с детьми в помощь природе — это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах, помощь при создании видовых зон экологической тропинки детского сада, участка группы.
Родители часто приносят в группу рассаду цветов. У детей сразу возникают вопросы: «Как называются цветы, которые принесли?», «Куда мы их посадим?», «Какими они будут, когда вырастут и зацветут?» На этот вопрос могут ответить родители, подобрав материал о цветах с демонстрацией различных этапов развития этих растений.
За помощью в создании новых видовых точек на экологической тропинке также можно обратиться к родителям. Дети совместно с родителями с удовольствием придумывают дизайн-проект (эскиз) видовых точек цветников, например, с такими названиями: «Цветочная полянка для мишки», «Грибочки у цветочков», «Цветочные фантазии» и т. д.
После того как совместно с детьми и родителями будет выбран самый удачный и всем понравившийся дизайн — проект, определено место для создания видовой точки, можно приступать к посадке растений.
Но прежде нужно обязательно рассмотреть посадочный материал, познакомив детей с частями растения (корень, стебель, листья, бутон, семена), рассказав о значении данных частей в росте, цветении, размножении растения.
Цветы — это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, его особенности произрастания, условия для цветения. Знание, конечно, не самоцель… Но знание необходимо для того, чтобы ребенок умел грамотно ухаживать за растениями…
Посадка цветов своими руками вызывает у детей большой интерес. Цветок, посаженный своими руками, никогда не будет затоптан и сорван.
Для оформления видовых точек на экологической тропинке можно использовать бросовый материал, например битую, асфальтовую плитку. Её можно покрасить фасадной краской в любой цвет в зависимости от вашего дизайнерского проекта.
Например, для оформления клумбы «Цветы после дождя» плитку можно покрасить голубой (синей, фиолетовой) краской. Дети с удовольствием участвуют в этом процессе. Они также могут помочь взрослым в выкладывании различных форм из плитки под клумбу (согласно эскиза).
Связать красивое кашпо для корзины с цветами могут помочь бабушки.
После того, как заканчивается работа по оформлению видовой точки, можно устроить день рождения для клумбы и пригласить в гости к имениннице сказочных героев: Колобка, Фею цветов, Ежика и других героев разных сказок.
Закрепить знания оцветах помогут дидактические иподвижные игры:
Дидактическая игра «Труд в цветнике»
Задачи:
— формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения и от того, одно- или многолетние они;
— развивать интерес к знаниям, помогающим приумножать природные богатства;
— учить раскладывать по порядку карточки со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа;
— активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);
— развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.
«Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов»».
Дидактическая игра «Расскажи о себе»
Задачи:
— формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);
— по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;
— развивать воображение, память, монологическую речь;
— воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.
«Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подробности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением».
Подвижная игра «Садовник»
Задачи:
— формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка;
— быстро реагировать на слова водящего, вести диалог;
— развивать память, быстроту реакции, внимание;
— воспитывать честность при соблюдении правил игры.
Садовник. Ясадовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... розы (называет определенный цветок).
Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.
Садовник. Что такое?
Роза. Влюблена.
Садовник. В кого?
Роза. В ромашку.
Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.
Игра с мячом «Цветочные названия»
Задачи:
— знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный);
— учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка);
— развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;
— воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.
Дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.
Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
(по типу игры «Я знаю пять имен»)
Задачи:
— закреплять знания о луговых и садовых цветах;
— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;
— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;
— сочетать существительное с числительным;
— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит): «Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т. д».…
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.
Исследования показалиследующие результаты: в ходе работы над проблемой у детей обогащается и обобщается опыт в сфере экологического воспитания, появляется интерес к узнаванию природы, к особенностям жизни и развитию растений, воспитывается желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями, развиваются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проблемой дети обогащают словарь и пополняют словарный запас. Если к началу работы дети знают 3–4 цветка, то к концу более 10 цветов. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети знакомятся с растениями и учатся передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Родители более активно участвуют в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей в организации и проведение экологических мероприятий, конкурсов, акций.
Вывод: Входе исследования мы пришли к выводу, что формирование гуманного отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непроходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить:
прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей — подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности, в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Итак, выделенные задачи исследования в ходе работы были решены:
уточнена сущность понятия «Экологическое воспитание» в процессе анализа психолого-педагогической литературы;
освещена проблема экологического воспитания и образования в дошкольном детстве;
намечено содержание и средства для формирования основ экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте;
обосновано содержание, пути и средства формирования экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- В гости к деревьям // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С. 22–27.
- В гости к опасным растениям // Дошкольное воспитание. — 1994.- № 7.- С. 23–24.
- Воздух — невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 128 с.
- Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1997. — 72 с.
- Наш дом — природа (тексты для чтения и обсуждения с детьми) // Дошкольное воспитание.- 1998. — № 10. -С.38–48.
- Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: Новая школа, 1993.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб., 2000
- Ребенок и природа // Справочник для родителей будущего первоклассника. — М.: ACT,- 2000.- С.20–28.
- Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Карапуз, 2001.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.:ИЦ Академия, 2010. — 208с.
- Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. — М.: СОЮЗ, 2010. — 208 с.
- Экологическая тропа // Дошкольное воспитание. — 2000.-№ 4.- С. 25–36. Тезисы докладов на научно-методических конференциях, совещаниях.
- Экологический паспорт детского сада // Дошкольное воспитание.- 2000. — № 2.- С. 30
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного образования. /Автор-составитель С. Н. Николаева. — М.: Издательство «АСТ», 1998.