Активизация познавательной деятельности по изучению окружающего мира на физкультурных занятиях в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лукина, С. В. Активизация познавательной деятельности по изучению окружающего мира на физкультурных занятиях в ДОУ / С. В. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45495/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется интенсивным ростом объема знаний, необходимых ребенку для усвоения и последующего успешного перехода в начальную школу. Это приводит к ограничению двигательной деятельности и неудовлетворению биологической потребности дошкольника в движении. Результатом гиподинамии становятся нарушения психического и физического порядка, возникновение хронических заболеваний. По данным О. Л. Трещевой (2002) не менее 80 % хронических заболеваний развивается в раннем и дошкольном возрасте.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. (М. Д. Маханева, Н. А. Фомина, Н. Н. Ефименко, Г. Н. Лиджнева).

Потребность ребенка в движении невозможно удовлетворить только за счет физкультурных занятий, которые в рамках педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения ограничены и строго регламентированы временем и количеством.

Простое арифметическое увеличение физкультурных занятий в неделю может быть только за счет сокращения времени, отводимого на познавательную свободную игровую деятельность, что также не целесообразно для развития ребенка.

Возникает необходимость поиска новых форм организации занятий, на которых двигательная деятельность чередовалась или сочеталась с познавательной. В этой связи популярными в дошкольном образовании становятся интегрированные занятия, курсы (О. А. Куревина «Синтез искусств», 2002) не связанные или косвенно связанные с физическим воспитанием.

В настоящее время известны научные исследования касающиеся реализации интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста (М. П. Асташина, 1997; С. В. Менькова, 1998, 2000; Н. Ю. Мищенко, 2003; М. А. Правдов, 2004; Н. А. Фомина, 2004 и др.).

Однако нет научно-методических исследований, посвященных разработке конкретных методик организации физкультурных интегрированных занятий с учетом раздела дошкольной программы по изучению окружающего мира. На наш взгляд именно этот раздел программы достаточно тесно связан с двигательной деятельностью человека. Реализация деятельностного подхода и создание ситуативных комбинаций на занятиях по физическому воспитанию позволит детям успешно развивать моторику и одновременно получать новые знания об окружающем.

Наиболее эффективными для организации физкультурных занятий являются средства сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, учитывающие возрастные особенности психического развития ребенка и строящиеся на приоритете музыкальной сюжетно-ролевой игры-драматизации и многообразия двигательных действий, с помощью которых создаются музыкально-двигательные образы (Н. А. Фомина, 1996, 2004, 2007; С. Ю. Максимова, 2002, 2007; Е. П. Прописнова, 2003, 2007). Построенные по сюжетам сказок они оказывают помощь в осмыслении сюжетных ситуаций, взятых из жизни, помогают детям понять и принять новые знания.

Эффективное использование на занятиях комплексов разнообразных упражнений и музыки с различной информацией об окружающем мире будет способствовать повышению функциональной подвижности нервных процессов и совершенствованию работы ЦНС.

В ходе экспериментального исследования изучается динамика физической подготовленности и психического развития детей старшего дошкольного возраста; выявляются предпосылки к разработке физкультурных интегрированных занятий на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики с привлечением программного материала по ознакомлению с окружающим; формируется методика физкультурных интегрированных занятий на основе межпредметных связей и выявляется ее эффективность.

Формулируя рабочую гипотезу исследования мы предполагаем, что физическая подготовленность дошкольников, уровень развития их психических процессов, а также объем знаний об окружающем мире значительно повысятся при условии использования в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения физкультурных интегрированных на основе двигательной и познавательной деятельности занятий, базирующихся на сюжетно-ролевой ритмической гимнастике и дидактическом материале программы по разделу «Знакомство с окружающим».

Исследование базируется на следующих подходах: гуманистическом (К. Роджерс, А. Maслоу, Ш. А. Амонашвили), деятельностный (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, П. Я. Гальперин) системно-структурном (Л. Берталанфи), личностно ориентированном (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков), с позиций единства социального и биологического в человеке (П. Ф. Лесгафт, А. Н. Леонтьев, Н. А. Бернштейн). Теоретическими основаниями явиляются: теория игры (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), развивающего обучения (В. В. Давыдов); положения Л. С. Выготского об опоре на ведущую деятельность и эмоциональные особенности дошкольников; основные положения теории физической культуры (Л. П. Матвеев); современные научные представления о базовом познании окружающего мира (Л. В. Русакова, М. А. Васильева), физическом воспитании детей дошкольного возраста (Д. В. Хухлаева, М. А. Васильева, Т. И. Осокина, Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, Ю. К. Чернышенко, Н. А. Фомина, Г. Н. Лиджнева), об интеграции двигательной и познавательной деятельности в физической культуре дошкольников и младших школьников (С. В. Менькова, М. А. Правдов, Н. А. Фомина, Н. Ю. Мищенко).

В связи с этим, последние годы в дошкольном образовании произошли изменения, связанные с модернизацией содержания дошкольного образования с ориентацией на улучшения здоровья детей. Данные приоритеты определены благодаря поиску и внедрению инноваций педагогической работы, способствующих качественному положительному изменению в работе детских садов. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включено практически каждое ДОУ, в различных областях. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданные программы служат основой для проектирования инновационной работы в ДОУ, определяют систему мер и этапы внедрения инноваций в детские сады.

Интегрированные занятия в настоящее время является одним из популярных направлений в работе с дошкольниками. Анализ и изучение особенностей воздействия на дошкольников в ходе эксперимента позволили организовать занятия с детьми старшего дошкольного возраста. При этом освоение экспериментальной методики осуществлялась в рамках общепринятых физкультурных занятий, дополняя их содержание в достижении задач обучения двигательным умениям, навыкам, воспитания физических качеств и расширение познавательной сферы.

Эффективность новой программы подтверждается результатами исследования мотивации к интегрированным занятиям, проведенного в ходе педагогического эксперимента. При внедрении познавательного элемента в программу физического воспитания детей дошкольного возраста повышает интерес к занятиям физическими упражнениями, помогает развивать творческое мышление, развиваются творческие способности, произвольное внимание, улучшается память, логическое мышление, уровень развития психических процессов и физическая подготовленность.

Комплексная оценка двигательных и психических способностей детей дошкольного возраста так же позволяет выявить недостатки развития с целью их последующей коррекции.

Таким образом, в процессе проведения эксперимента была разработана и внедрена в практику инновационная программа физического воспитания детей, на основе межпредметных связей эффективность которой подтверждается достоверными положительными изменениями физического состояния дошкольников.

Литература:

  1. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 239 с.
  2. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 7. — С. 37–41.
  3. Белая К. Ю. Интеграция — как инструмент создания новой модели ДОУ. Управление ДОУ № 4 2003г. с 89–96.
  4. Фомина Н. А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: автореф. дис. …д-ра пед.наук. — Майкоп, 2004. — 50 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, окружающий мир, физическое воспитание детей, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, двигательная деятельность, дошкольное образовательное учреждение, старший дошкольный возраст, физическая подготовленность.


Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения лекарственных растений на пришкольном участке

Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы

Активизация познавательной деятельности обучающихся на учебных занятиях по физике

Организация индивидуального подхода к дошкольнику в процессе деятельности по развитию математических способностей

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках истории

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках физики

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения лекарственных растений на пришкольном участке

Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы

Активизация познавательной деятельности обучающихся на учебных занятиях по физике

Организация индивидуального подхода к дошкольнику в процессе деятельности по развитию математических способностей

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках истории

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках физики

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Задать вопрос